Вклад отечественных ученых в развитие теории и практики управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:00, реферат

Описание работы

Российские ученые, как и зарубежные, внесли значительный вклад в формирование существующих подходов к управлению качеством. При этом развитие часто шло параллельно. В дисциплине управление качеством, как и в других направлениях, можно говорить о национальном опыте, сформированном на основании менталитета и исторических особенностях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2-3 стр.
1. Понятие «качество» в русской философии и культуре…….….3-4 стр.
2. Вклад отечественных ученых в развитие теории
и практики управления качеством………………………………..4-18 стр.
Заключение……………………………………..……………………18-19 стр.
Список использованной литературы……………………….…….20 стр.

Файлы: 1 файл

вклад российских ученых в развитие управления качеством.docx

— 48.70 Кб (Скачать файл)

В.В. Бойцов, рассматривая проблемы организации управления качеством  изделий машиностроения, выделял  возрастающее значение кибернетического подхода, сущность которого состоит  в объединении разрозненных мероприятий  в единую систему целеустремленных, постоянно осуществляемых действий на всех стадиях жизненного цикла  изделий. Организация управления качеством  с позиции кибернетического подхода  может быть рассмотрена, по мнению ученого, в двух аспектах: структурном и  функциональном. При изучении методологических основ управления качеством изделий машиностроения В.В. Бойцов выдвигает следующие требования: необходимость выработки стратегии и критерия управления; наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей наблюдение за реализацией стратегии управления качеством; наличие резервов; необходимость учета роли человеческого фактора. Большое внимание в своих работах В.В. Бойцов уделял вопросам формирования и функционирования систем качества, планирования качества продукции, стимулирования повышения качества, сертификации продукции. На посту президента Международной организации по стандартизации В. В. Бойцов был одним из инициаторов и участников создания системы стандартов ИСО серии 9000, получивших наибольшее распространение в мире. Он являлся представителем отечественной научной школы, непосредственно связанной с разработкой и внедрением в практику деятельности российских предприятий системного подхода к управлению качеством.

Одним из создателей теории управления качеством считается  А.В. Гличев - автор более 300 научных трудов в области эффективности летательных аппаратов оборонного и гражданского назначения, надежности, управления качеством, стандартизации и сертификации. В течение 20 лет он руководил Институтом стандартизации Госстандарта СССР - ВНИИС; избирался президентом и вице-президентом Европейской организации по качеству, возглавлял Российскую академию проблем качества. Под руководством А.В. Гличева осуществлялись разработки фундаментальных и прикладных направлений управления качеством. В его трудах большое внимание уделяется исследованию природы качества, взаимосвязи категорий «качество» и «потребительная стоимость»; методологии системного подхода к управлению качеством; проблемам сертификации; вопросам эффективности систем управления качеством, принятия решений и мотивации в системах качества; подготовке персонала в области управления качеством; проблеме соотношения качества и духовности и многим другим вопросам, составляющим содержание науки и практики управления качеством. Одним из достижений российской школы управления качеством является формирование квалиметрии. К концу 1960- х гг. группа научных работников (Г.Г.Азгальдов, А.В. Гличев, З.Н. Крапивенский, Ю.Л. Кураченко, Д.М. Шпекторов, В.П. Панов, М.В. Федоров) выявила общие методологические основы способов количественной оценки качества совершенно разных объектов. Теоретическое обобщение этих способов привело к формированию самостоятельной научной дисциплины - квалиметрии. В соответствии с выработанным подходом квалиметрия трактовалась как научная область, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной количественной оценки. Качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы; имеющих материальный или духовный характер). Учеными были сформулированы основные задачи квалиметрии, обоснование выбора показателей качества, отражающих цель исследования, особенности рассматриваемого процесса и управляющих им решений; разработка методик определения численных значений выбранных показателей, выбор исходных данных и определение требований к точности последних; разработка методик определения оптимальных значений показателей качества; постановка и решение задач оптимизации параметрических рядов для обоснования выбора оптимальных стандартов и технических требований; разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования·в задачах стандартизации и управления качеством; использование статистических методов исследования и др. По внутренней структуре квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную. Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Содержанием теоретической квалиметрии являются общие методологические проблемы количественной оценки качества, а также развитие математических методов, направленных на преодоление общих трудностей, характерных для многих конкретных методик и математических моделей, предназначенных для количественной оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения. Становление и развитие квалиметрии оказали существенное влияние на теорию и практику управления качеством. В настоящее время общепризнанным стало положение, что эффективное управление качеством возможно лишь при наличии достаточно точных и объективных методов его измерения и оценки. Это в свою очередь стимулирует развитие квалиметрии и использование ее методов. Параллельно с квалиметрией получило развитие и другое направление в российской школе управления качеством - экономико-статистическое. Проблема статистического исследования качества продукции привлекала отечественных ученых на протяжении многих десятилетий. Так, в нашей стране еще в 1940-1950-х гг. усиленно разрабатывались статистические методы контроля и анализа качества продукции. В развитие этой области значительный вклад внесли В.И. Сиськов, А.М. Длин, АЯ Боярский, Я.И. Лукомский, Я.Б. Шор и др. Впервые работы в этом направлении начали проводиться еще в 1930-х г. Центральным научно-исследовательским институтом кожевенной промышленности. В 1955 г. АЯ. Боярский сформулировал основы экономико-статистического направления в исследовании качества продукции. В начале 1964 г. НИИ Центрального статистического управления СССР было принято решение о разработке методики экономико-статистической оценки качества продукции. Во исполнение того решения начали широко проводиться экспериментальные работы по экономико-статистической оценке качества продукции различных отраслей промышленности: шинной, нефтеперерабатывающей, подшипниковой, мукомольной и др.

Концепция экономико-статистического  направления достаточно подробно изложена в работе В.И. Сиськова «Экономико-статистическое исследование качества продукции». В отличие от представителей квалиметрии ученые этого направления считали, что разработка единого комплексного показателя качества неприемлема с точки зрения практики, поскольку сравнение по эксплуатационным и эстетическим свойствам разнородных изделий невозможно. В рамках экономико-статистического направления признается, что качество продукции имеет две стороны: производственную и потребительскую (экономическую). В соответствии с этим различаются производственное и потребительское качества продукции, которые оторваны друг от друга во времени. Производственное качество характеризуется совокупностью свойств, предусмотренных техническими условиями. Информация о качестве носит сугубо технологический характер. Даже в том случае, когда имеются сводные статистические показатели качества, такие как индекс сортности, потери от брака, количество рекламаций и т.д., речь идет об оценке годности готовой продукции, т.е. об оценке качества работы предприятия, а не качества продукции. Оценка многих характеристик качества продукции в процессе производства носит альтернативный характер (годное - бракованное изделие) и не имеет конкретных количественных выражений по каждому экземпляру изделия. Потребительское качество характеризуется определенным результатом потребления, полезностью вещи в процессе использования продукции потребителями. Система информации носит в этом случае экономический характер. Это срок службы изделия, выход полезного вещества из единицы данной продукции, надежность и т.д. С целью, выявления потребительского качества проводятся различные лабораторные исследования и эксплуатационные испытания. Качество в этом случае рассматривается в рамках конкретной потребности, характеризуемой совокупностью определенных условий потребления. В то же время информация о потребительском качестве продукции значительно оторвана от времени ее выпуска. Но в соответствии с рассматриваемой концепцией потребительское и производственное качества находятся во взаимосвязи. Качество характеризуется как степень, мера удовлетворения конкретной потребности в единице данного продукта в определенных условиях потребления, которая определяется совокупностью свойств продукции. Сводная экономико-статистическая оценка качества продукции основана на выявлении при помощи методов математической статистики связей потребительского качества с характеристиками производственного. При этом конкретный результат потребления зависит как от производственного качества, так и от условий потребления, поэтому зависимость результата потребления только от производственного качества считается неполной, т.е. корреляционной. Полученные корреляционные зависимости используются для прогноза показателей потребительского качества на основе изменений характеристик производственного качества в масштабах, как предприятия, так и всего народного хозяйства. На основе внедрения экономико-статистического направления были созданы предпосылки для разработки статистики качества продукции и формирования системы экономической информации о качестве продукции, играющей значительную роль в процесс е управления качеством. При этом представители исследуемого направления выделяют два важнейших условия эффективного управления качеством: 1) органическое включение экономической информации в процесс управления качеством на предприятии-изготовителе; 2) обеспечение обратной связи между экономической информацией о качестве продукции, получаемой потребителем, и производственной информацией о качестве, получаемой изготовителем. Управление качеством в рамках экономико-статистического направления представляет собой «корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявления его в потреблении продукции, которое осуществляется на основании сигналов, несущих определенную информацию. Управление проводится на основе использования механизма обратной связи между потребительским и производственным качеством продукции». Экономико-статистическое направление в исследовании качества продукции оказало существенное влияние на формирование современных взглядов на экономическую информацию о качестве, систему статистических показателей качества, анализ резервов повышения качества. Еще одно направление, сформировавшееся в российской науке управления качеством, получило название экономической теории качества. Наиболее яркими представителями данного направления являются Д.С. Львов, Л.А Долгих, И.А Березанский, В.И. Седов, Ю.А Зыков, НЛ. Макаркин, Ю.В. Богатин, Л.Б. Сульповар, М.Е. Помазов и др. Значительное место в рамках данного направления занимали вопросы, связанные с исследованием качества как экономической категории, соотношением категорий «потребность» и «качество», определением экономической эффективности повышения качества промышленной продукции, оптимизацией ее качественных параметров. Основу данного направления составляло решение проблемы определения экономической эффективности повышения качества промышленной продукции. В работе «Стандарт и качество» Д.С. Львов, В.И. Сиськов и В.И. Седов отмечали, что «правильная оценка экономической эффективности повышения качества продукции в первую очередь зависит от обоснованности используемого критерия оптимальности». Однако, по мнению ученых, ни один из использовавшихся в тот момент критериев оценки работы предприятий не удовлетворял полностью указанному условию. Экономическая эффективность улучшения качества продукции должна оцениваться на основе сопоставления результатов затрат производства по двум сферам - производства и потребления. В связи с этим ученые делают очень важный, на наш взгляд, вывод о невозможности «решения проблемы качества с позиции одного предприятия или одной отрасли. Она может решаться с общественных позиций, исходя из интересов народного хозяйства в целом». В работе «Экономические проблемы повышения качества промышленной продукции», вышедшей в 1969 г., ее авторы Д.С Львов, Л.А Долгих, И.А Березанский и Ю.А Зыков сформулировали основные положения, а также особенности и проблемы определения экономической эффективности повышения качества промышленной продукции. В частности, они отмечали, что для ее определения используются те же экономические показатели, что и при расчетах экономической эффективности капитальных вложений: себестоимость или годовые эксплуатационные издержки, капитальные вложения, приведенные затраты. При этом из нескольких вариантов повышения качества лучшим признается тот, который имеет минимальные приведенные затраты. Использование лучшего из сравниваемых вариантов обеспечивает наибольшую величину годового экономического эффекта. Однако, по мнению ученых, существовавшие в то время методики достаточно часто содержали противоречивые рекомендации. Это приводило к тому, что при выполнении расчетов одного и того же мероприятия по разным методикам получались совершенно различные результаты, приводящие к несопоставимости и несводимости таких расчетов. Д.С Львов, В.И. Седов и В.И. Сиськов, развивая данное положение, в работе «Стандарт и качество» отмечают, что основным показателем улучшения качества продукции является народно-хозяйственный экономический эффект. В соответствии с данным подходом повышение качества продукции должно обеспечивать максимальный экономический эффект от использования каждой единицы трудовых, материальных и природных ресурсов общества. Он представляет собой сверхнормативную часть прироста национального дохода страны. Нормативная величина прироста зависит от изменения численности работников материального производства и роста производительности их труда, служащего главным источником увеличения национального дохода. Дополнительный, или сверхнормативный, прирост национального дохода, по мнению ученых, может закономерно рассматриваться как народно-хозяйственный экономический эффект от использования новой продукции улучшенного качества. В общем виде данный эффект определяется суммой экономических эффектов, получаемых отдельными потребителями новой продукции за весь планируемый период ее производства и использования.

 

Заключение.

Россия в исторической ретроспективе, всегда была в той или иной мере страной, с развитым производством. Отдельные отставания в тех или иных сферах, быстро компенсировались заимствованиями из Европы и развитием собственных наработок на основе инноваций.  Масштаб самой страны, насыщенность территории полезными ресурсами, большая численность населения всегда выдвигали Россию в число развитых государств.

Конечно, для большой страны требовались и решения больших  задач. Особенность нашего государства  состоит в том, что развивающаяся  индустриальная эпоха была как бы рассечена политическими процессами, которые перевернули ход истории  в отдельных направлениях.

В Европе Мы можем наблюдать  постепенное эволюционное развитие методик управления производствами и экономических течений. Начиная со средневековья и применения мануфактурных производств, Европа продолжала постепенное развитие и в индустриальную эпоху. Здесь мы видим непрекращающиеся влияние естественных факторов конкуренции, свободного рынка и пр. Подобные процессы происходили и в России.

Но в начале 20 века, после  революции, Россия была как бы изолирована из мировой экономики. В самой же России, названной СССР, до конца 20 века действовала административно командная система со всеми её недостатками и несовершенствами. А главное с отсутствием конкуренции и развитым рыночным пространством.

Понятно, что в таких  условиях, многие направления как  и управление качеством развивалось  неадекватно.  Но безусловно определенные наработки были что мы и показали в нашей работе.

Конечно, российские ученые внесли определенный вклад в развитие  теории и практики мирового управления качеством. Но хочется надеяться, на то, что главные свершения, все же нас ждут в будущем. Мы можем объединить практический зарубежный опыт и традиционные   русские принципы, которые мы затронули в первой главе нашей работы. Конечно современное состояние управления качеством в общероссийском масштабе ещё далеко до совершенства. Но уже сделано достаточно много и будущее этого направления зависит от практической и теоретической деятельности Российских специалистов.

А естественным регулирующими факторами будут развивающиеся рыночные механизмы и конкуренция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Т.А. Салимова «Управление качеством». Учебник, издание 3-е. Омега-л, Москва 2010 г.

2. А. Ляпидус. В. Стоцкий. «Русская школа» управления качеством. – М.: ИНФРА – М, 2009

3.  Ю.И. Ребрин. Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

4.  Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - 2009. ЮНИТИ-ДАНА.

5.  С. В. Чибирев. Управление качеством. Пенза, 2010.

 

7. Периодические издания журналы «Стандарты и качество», «Новости Госстандарта», «Методы менеджмента качества», «Сертификация».

8. Р.Л. Джонсон . http://www.klubok.net/reviews2.

9. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления. В 5 томах. Том 1. - М., ВИПКэнерго, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Вклад отечественных ученых в развитие теории и практики управления качеством