Северо-Кавказский федеральный университет
Инженерный факультет
Строительство
по
дисциплине «Экономика»
Студентка
1 курса
Джуссоева
Диана
Пятигорск 2012
План
Введение
Развитие общества неразрывно
связано с реализацией духовных
и материальных потребностей людей.
Удовлетворение потребностей – главный
мотив участия людей в производстве,
основа развития экономики.
На основе системы
многообразных потребностей возникают
экономические интересы человека, которые
являются важнейшим мотивом его
деятельности. Совершенствование производства
увеличивает количество потребностей,
дающих, в свою очередь, толчок развитию экономики.
Деятельность людей
по производству товаров и услуг
осуществляется с помощью общественно-организационного
механизма, называемого экономической системой. Ограниченность экономических ресурсов
не позволяет достигнуть удовлетворения
потребностей всех членов общества. Однако
человеческая цивилизация стремится к
этому как к идеалу, вырабатывая различные
средства достижения цели. Одним из них
является экономическая теория.
Первые элементы экономического мышления
учёные находят в папирусах Древнего
Египта и древнеиндийских трактатах. Ценные
экономические заповеди содержатся в
Библии. Экономическая теория как наука
начинает формироваться в трудах древнегреческих
мыслителей, таких как Ксенофонт, Платон,
Аристотель. Именно они назвали учение
об организации домашнего хозяйства в
условиях рабовладения, основанного на
элементах рынка и натурального хозяйства
«экономия» (от древнегреч. ойкос – дом,
хозяйство; номос – правило, закон).
Развитие человеческого общества
сопровождалось формированием экономического
мышления. Это одна из характеристик поведения
человека, выделяющих его из мира живых
существ. Основной признак, по которому
разграничивают человека и животное, даёт
экономика.
Одновременно с формированием
человека шёл процесс развития общества,
в котором при помощи обмена, удлинявшего
путь каждого отдельного продукта, сокращалось
время получения людьми всех созданных
ими продуктов.
Возникновение косвенного
способа приобретения продуктов
при помощи обмена дало толчок развитию
материального производства.
Изменения в анатомическом,
физиологическом, психическом строении
человека стимулировали постоянное
возникновение новых потребностей. Противоречие
между ограниченностью ресурсов для производства
тех или иных жизненно важных продуктов
и постоянным возрастанием потребностей
является движущей силой экономического
развития. Возвышение потребностей предполагает
экономическое развитие общества. Прогресс
связан с развитием материального производства,
освоением новых ресурсов и сил природы.
Основные этапы развития экономической
теории
Меркантилизм
Времена менялись, а вместе
с ними не только менялся смысл
слов, но и появлялись новые термины.
Развитие общественного разделения
труда и обмена привели к преодолению
натуральной замкнутости и формированию
экономики как единого целого в масштабе того или иного
государства. Возникает потребность в
знаниях о народном хозяйстве всей страны.
В 1615 г. французский экономист Антуан де
Монкретьен (1575-1621) публикует «Трактат
политической экономии», в котором предлагает
проводить экономическую политику всемирного
поощрения торговли, доказывает, что последняя
является главной целью производства.
Работа А. Монкетьена дала название нарождавшейся
тогда науке, которая сохранилась и по
сей день – искусство управления государственным,
общественным хозяйством.
В этот период основным направлением
экономической мысли был меркантилизм – концепция, которая видела основу
национального процветания в накоплении
благородных металлов (золота и серебра),
считавшимися главными формами богатства.
К числу виднейших представителей этого
направления можно отнести уже упоминавшегося
выше А. Монкретьена, английского экономиста
Томас Мэна (1571-1641), французского экономиста
и политика Жана Батиста Кольбера (1619-1683),
российского экономиста и публициста
Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726).
Физиократизм
Французские учёные Француа Кенэ (1694-1726) и Анн Тюгро (1727-1781)
явились основателями школы физиократов, представители
которой считали, что только земля продуктивна
и что только труд сельскохозяйственных
работников способен создать чистый продукт,
то есть доход, превышающий затраты. Все
другие виды деятельности (промышленность,
торговля) являются «бесплодными», поскольку
они лишь перерабатывают продукты, не
увеличивая их количество.
- Свои доходы, по мнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».
- С точки зрения физиократов — экономистов Ф. Кене, Ж. Тюрго и других, капитал — один из факторов производства, а прибыль — форма дохода с капитала.
- Они ввели в научный оборот категорию «чистый продукт», в качестве которого рассматривали стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции за вычетом всех затрат.
- В этой связи источником богатства было названо превышение производства сельскохозяйственного продукта над его потреблением.
- Они полагали, что экономическая политика должна осуществляться в соответствии с принципом «разрешайте делать, что хочется, и идти, куда хочется».
- Ф. Кене разработал экономическую таблицу, в которой впервые предпринял попытку количественного макроэкономического анализа натуральных и денежных потоков материальных ценностей в народном хозяйстве. Эта таблица стала прообразом методов анализа системы «затраты — выпуск», использующихся и в XX в., в которых раскрываются связи межотраслевого баланса.
- Эта школа сформулировала требование – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.
Классическая
политическая экономия
В формировании и развитии
политической экономии как науки
выдающуюся роль сыграли такие учёные, как уже названный нами Франсуа Кенэ
(1694-1774), английские экономисты Уильям
Пети (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Риккардо
(1772-1823), Джон Стюарт Миль (1806-1873), французский
экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832). Несмотря
на различие их взглядов, иногда существенные,
все они относятся к классикам политической
экономии. Классиков объединял ряд
общих предпосылок, который, несмотря
на расхождения по многим отдельным вопросам,
был присущ всем названным авторам.
- Прежде всего, классики – сторонники экономического либерализма, суть которого не редко выражается словами «laissez faire» (буквально – «оставьте делать» - фр.). Принцип «laissez faire» - политическое требование, сформулированное ещё школой физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.
- Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведёт к приумножению богатства всего общества.
- Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшем использовался и совершенствовался в трудах других представителей мировой экономической мысли.
- А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создаётся не только земледелием, но и трудом всех других классов, все нации в целом.
Классической политической
экономии принадлежит ряд важных
научных открытий.
- Она сосредоточила внимание на анализе отношений материального производства и изучении объективных закономерностей его функционирования и развития.
- Классики, создавшие основы трудовой теории стоимости, исследовали доходы основных классов буржуазного общества, механизм конкуренции, кредита, денежного обращения.
- Классическая политическая экономия впервые поставила задачу изучения экономических законов, признавая их объективный характер, исследовала механизм действия, обосновала необходимость учета и использования этих законов в хозяйственной практике и экономической политике.
- Источник стоимости классики усматривали в различных формах производительного труда. А. Смит четко разграничивал валовой продукт и чистый национальный доход, основной и оборотный капиталы.
- Рыночную экономику представители классической политэкономии рассматривали как саморегулирующуюся систему, наиболее эффективно распределяющую ресурсы. Согласно выводу А. Смита, рыночной экономике необходима наибольшая экономическая свобода.
- Заинтересованность в прибыли в условиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех. По мнению А. Смита, государство не должно вмешиваться в процесс развития рыночной экономики, но оно должно защитить конкуренцию от самих предпринимателей, не допуская её ограничения, а также создать общие условия производства, развивать образование, строить дороги, мосты, обеспечивать связь.
- Он утверждал, что принятие государством законов только мешает экономической системе. Принцип свободной конкуренции, по мнению А. Смита, наиболее полно реализуется в процессе свободного перемещения рабочей силы, свободной купли-продажи земли, свободной торговли и отмены государственных регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли.
- Д. Рикардо был сформулирован закон обратно пропорциональной зависимости между величиной заработной платы и прибылью, выяснен механизм дифференциальной ренты и др.
Основные недостатки
классической школы политической экономии
заключаются в следующем:
- А. Смит, анализируя процесс воспроизводства общественного капитала, стоимость совокупного общественного продукта свел только к величине заработной платы и прибыли;
- Д. Рикардо определял стоимость товара через механизм спроса и предложения;
- классики не смогли научно обосновать стоимость товара рабочая сила;
- А. Смит и Д. Рикардо понятие «капитал» свели лишь к его вещному содержанию — средствам производства, отождествив его с последними;
- классикам не удалось выделить наиболее абстрактную и наиболее общую форму стоимости продуктов труда;
- Д. Рикардо отождествлял формы проявления закона стоимости с самим законом, собственное содержание стоимости с ее компонентными формами (например, средней прибылью, ценой производства), а прибавочную стоимость — с такими формами ее проявления, как прибыль, рента;
- предметом политической экономии представители этой школы считали изучение природы богатства, хотя в трудах Д. Рикардо заметны попытки отойти от такого понимания предмета политической экономии;
- капиталистический способ производства они считали вечным строем, то есть не учитывали при его рассмотрении принцип историзма;
- игнорировали или существенно недооценивали роль государства в хозяйственной жизни, что было естественным в тот период.
Марксизм
На основе теории трудовой
стоимости немецкий экономист и
социолог Карл Маркс (1818-1883) создал учение об эксплуататорском
характере рыночного хозяйства (Маркс
использовал термин «капитализм»):
- Только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса.
- К. Маркс довел до уровня научной теории идею классиков политической экономии о двойственном характере труда (в их работах не было четкого разделения потребительной стоимости и стоимости, абстрактного и конкретного труда).
- Он установил, что обмен является существенным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимости товара, его реализации.
- К. Маркс выделил понятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения.
- К. Маркс по-новому определил предмет политической экономии, которая должна изучать не только законы распределения произведенного продукта (как считал Д. Рикардо), но и непосредственного производства, обмена и потребления, исследовать производственные отношения между людьми во всех сферах и фазах общественного воспроизводства во взаимодействии с развитием производственных сил.
- Он отметил прогрессивную роль акционерной собственности.
- К. Маркс экономически доказал объективно преходящий характер современного ему общества, обусловленный прежде всего прогрессом производительных сил, обобществлением производства и труда.
- Он доказал также преимущества коллективных форм производства над индивидуальными, частными, обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий и процесс возникновения монополий, а также рост экономической роли государства в условиях капитализма.
- Вместе с Ф. Энгельсом К. Маркс раскрыл диалектику форм собственности, возрождение индивидуального присвоения на основе коллективного труда.
- К. Маркс создал теорию экономических кризисов, схемы воспроизводства, а также учение об общественно-экономической формации, причинах их смены на основе развития внутренних, противоречий.
- К. Маркс раскрыл сущность абсолютной ренты, обосновал теорию цены производства и дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.
Однако марксистское
экономическое учение не лишено недостатков:
- К ним относится, прежде всего, непоследовательное применение закона единства и борьбы противоположностей к отношениям между двумя основными классами буржуазного общества.
- Кроме того, марксисты недооценили роль частной трудовой собственности в реализации сущностных сил человека.
- Марксистская теория переоценивает роль крупного производства в экономике общества, значение процесса вытеснения мелкого производства крупным.
- К. Маркс ошибочно считал, что социализм несовместим с товарно-денежными отношениями.
- Маркс и Энгельс недостаточно внимания уделяли закону спроса и предложения, влиянию субъективных оценок потребителей, в том числе поведения потребителей, на процесс ценообразования.
- К. Маркс необоснованно считал источником стоимости лишь труд наемных работников, игнорируя при этом труд предпринимателей.
Однако в целом множество идей, положений, теорий и
методология К. Маркса имеют огромную эвристическую
ценность, выдержали проверку временем
и используются ведущими экономистами
многих стран мира.
Историческая
школа и маржинализм
Причинами возникновения исторической школы и
маржинализма были недостатки марксистской
экономической теории, классической школы
политической экономии.
Историческая школа — одно из направлений западной экономической
мысли. Возникла в Германии в середине
XIX в. Самыми известными представителями
исторической школы были немецкие экономисты
В. Рошер, В. Гильдебранд, В. Зомбарт, М.
Вебер и др., справедливо полагавшие, что
политическая экономия должна изучать
не отношение людей к вещам, а отношения
между людьми.
- Считая, что рынок не способен обеспечить устойчивое равновесие экономической системы, эти экономисты выступали за активное вмешательство государства в экономику, рассматривая такое вмешательство как единственное условие ее эффективного функционирования.
- Для выживания общества, по их мнению, необходимо предоставлять бедным слоям населения больше благ, созданных благодаря прогрессу.
- Они считали, что психологические и исторические факторы не менее важны, чем экономические, отстаивали целесообразность широкого подхода к изучению экономической и социальной жизни.
- В. Зомбарт уделял большое внимание организационным и технологическим факторам, но смешивал экономические и юридические аспекты исследуемых явлений.
- М. Вебер утверждал, что социализм приведет к усилению бюрократизации общественной жизни.
- Некоторые представители исторической школы выступали за централизованное управление экономикой, внедрение планирования, законодательное регулирование, полагали, что государственные финансы могут стать эффективным орудием достижения социальной справедливости, отстаивали необходимость социальных реформ.