Внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:27, реферат

Описание работы

Бартерные операции являются одной из разновидностей встречной торговли. Международная бартерная операция представляет собой безвалютный, но заранее оцененный в единой валюте, эквивалентный обмен товарами.
Эквивалентность международного обмена достигается за счет равенства стоимостей обмениваемых товаров по мировым ценам, а внутрироссийского — по средним оптовым ценам.

Содержание работы

1. Бартерные операции и встречные закупки в мировой торговле с.3
2. Место цены в контракте купли-продажи с.6
3. Основные факторы вывоза капитала в современном мире с.8
4. Состояние внешнеэкономических связей России в агропромышленном комплексе с.11

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Помимо выше перечисленных  выделяют также следующие причины  вывоза капитала из России:

1) произвольный и конфискационный  характер системы налогообложения  способствует уклонению от уплаты  налогов, а перевод средств  за рубеж позволяет легко укрывать их от налоговых органов;

2) переводу сбережений  за рубеж способствует недоверие  к банковской системе;

3) к накоплению активов  в России не располагают слабость  институциональных механизмов защиты  прав собственности и широко  распространившаяся коррупция;

4) в некоторых случаях  приватизация создала возможности  для руководителей предприятий  отчуждать находящиеся в их  ведении активы и укрывать  полученную выручку за рубежом.

Можно назвать следующие  каналы вывоза капитала из России.

1. Предоставление неверных сведений о размерах экспортной выручки, особенно в топливно-энергетическом секторе. При этом неверное указание доходов от экспорта достигается несколькими способами:

  • занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях;
  • контрабандный экспорт, доходы от которого переводятся в зарубежные компании или на зарубежные счета;
  • осуществление экспорта через оффшорные дочерние предприятия по заниженным отпускным ценам, причем разница между ними и рыночными ценами остается в оффшорной зоне.

Преимущественное сосредоточение российского экспорта в энергетическом секторе превращает его в основной канал вывоза капитала из России. Именно этот факт, по мнению многих экономистов, отчасти объясняет подобное сочетание медленного хода реформ, коррупции и вывоза капитала из России. Очевидная взаимосвязь между интенсивностью вывоза капитала из страны и ростом мировых цен на нефть также подтверждает ту точку зрения, что вывоз капитала в значительной мере отражает невозвращение в страну экспортной выручки от продажи энергоносителей.

2. Завышение размеров платежей  по импорту, в том числе с  помощью фиктивных контрактов  на импорт товаров или услуг.

Величину вывоза капитала через  этот канал, по сравнению с экспортным механизмом, оценить значительно  сложнее, поскольку структура российского импорта оказывается значительно более диверсифицированной, чем структура экспорта.

3. Фиктивная предоплата по импортным  сделкам.

Также считается одним из важных каналов вывоза капитала. Многие предприятия  создаются исключительно с целью  оформления импортного контракта, на основании которого банк предоставляет крупную предоплату. Как только перевод средства осуществляется, предприятие ликвидируется.

4. Целый ряд операций по счетам  движения капиталов в обход  установленных правил нередко  осуществляется российскими банками через корреспондентские счета зарубежных банков.

 

 

 

  1. Состояние внешнеэкономических связей России в агропромышленном комплексе

Радикальная экономическая  реформа, кардинальное изменение геополитического положения России существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Внешние экономические связи представляют собой целый комплекс различных  направлений, форм, методов и средств  перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между  странами. Под ними понимают пересекающие границы государств потоки товаров, услуг, капиталов. Они играют определяющую роль в системе международного разделения труда, реализация преимуществ и выгод которого осуществляется через внешнеэкономическую деятельность, и приобретают для России важное значение.

В структуре внешних экономических связей РФ наиболее значительную роль играют:

внешняя торговля;

кредитно-финансовые отношения;

свободные экономические  зоны;

международная торговля услугами;

научно-техническое сотрудничество.

Немаловажное значение имеет также развитие агропромышленного комплекса.

В 2010 году из-за аномальной засухи, поразившей 43 региона Российской Федерации, производство продукции сельского хозяйства всеми товаропроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, населением) сократилось по сравнению с предыдущим годом на 12 %, составив 2,4 трлн руб. Значительнее всего снизилось производство продукции сельского хозяйства в Приволжском и Центральном федеральных округах, на 25 и 15 % соответственно.

Больше всего пострадало растениеводство: объем продукции уменьшился на 25 %, хотя объем продукции животноводства увеличился на 2,6 %. В результате в общем объеме сельскохозяйственной продукции в 2010 году на долю растениеводства приходилось 43 %, животноводства — 57 %.

Основным фактором, повлиявшим на состояние всей отрасли в 2010 году, явилось положение в сфере производства и реализации зерна. По данным Росстата, в прошлом году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки сократился по сравнению с предыдущим годом на 37 % и составил 60,9 млн т. Уменьшение производства зерна главным образом произошло из-за снижения его урожайности (на 4,5 ц/га) вследствие сильнейшей засухи, а также сокращения посевных площадей (на 9,2 %). В территориальном разрезе в 2008–2010 годах отмечалась значительная дифференциация размера урожая зерновых по регионам Российской Федерации. В 2008 году около 90 % валового сбора зерновых пришлось на Европейскую часть России, в 2009 году данный показатель снизился до 84 %, а в 2010 году из-за сильной засухи здесь произведено всего 72 % всего урожая.

Как и в предыдущие годы, основными производителями зерна были сельскохозяйственные организации. Их доля в производстве зерна в 2010 году составила 77 %. В 2010 году яровой и озимой пшеницы было собрано 41,5 млн т, что на 33 % меньше показателей 2009 года. Производство ячменя сократилось на 53 % и составило 8,3 млн т; ржи — на 62 % (1,6 млн т); овса — на 40 % (3,2 млн т); подсолнечника — на 17 % (5,3 млн т); сахарной свеклы — на 11 % (22 млн т). Риса было собрано на 16 % больше, чем в 2009 году (1 млн т). Видовая структура валового сбора зерна в 2010 году показывает, что наибольший удельный вес занимала пшеница (68 %), затем ячмень (13,8 %), овес и кукуруза (чуть больше 5 %), рожь и зернобобовые (2,6 и 2,3 % соответственно).

Внутренний  зерновой рынок. Внутреннее потребление зерна в России в текущем году по различным оценкам может составить 75–77 млн т, то есть на 15–17 млн т больше, чем собранный урожай 2010 года. Однако в силу значительных запасов зерна (на конец сельскохозяйственного сезона 2009–2010 годов оставалось 26 млн т, причем около 9,5 млн т приходилось на долю интервенционного фонда) ситуация на этом рынке не выглядит угрожающе. По данным Российского зернового союза, к 1 июля 2011 года переходящие запасы зерна в России могут составить 18 млн т, при оптимальных запасах12–13 млн т. По оценочным данным, в течение сезона 2010–2011 годов импорт зерна в Россию будет не более 1 млн т.

В целях недопущения роста внутренних цен на зерно в России, сохранения поголовья скота и формирования резервов 2011 года в августе 2010 года было принято постановление Правительства РФ № 599 «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации», на основе которого был введен временный запрет на вывоз пшеницы, меслина, ячменя, ржи, кукурузы, пшеничной и пшенично-ржаной муки. Запрет действовал с 15 августа по 31 декабря 2010 года. В 2011 году эмбарго на экспорт российского зерна было продлено до конца сбора урожая зерновых.

В 2008–2009 годах на зерновом рынке России наблюдались качественные изменения, которые выразились в росте валовых сборов зерна (108,1 и 97,1 млн т соответственно), устойчивом превышении предложения над спросом, трудностями со сбытом выращенного урожая. Накопились значительные переходящие запасы, в том числе и в интервенционном фонде, интервенционные закупки зерна прошли в незначительном объеме и по невысоким ценам. Все это привело к значительному снижению цен производителей. Засуха прошлого года вызвала противоположные тенденции: существенный недобор урожая по сравнению с прогнозируемыми значениями, сокращение экспортных возможностей России, рост цен на зерновые культуры. Так, по данным Росстата, цены производителей на пшеницу с июня 2010-го по февраль 2011 года увеличились практически в два раза.

В конце января 2011 года Правительство РФ приняло решение о дополнительном выделении из интервенционного фонда по заявкам регионов 2,3 млн т зерна. Реализация зерна будет производиться без проведения биржевых торгов по цене закупки по заявкам регионов, критериями выделения зерна станут объемы производства свинины, птицы, комбикормов в регионе и объемы снижения производства зерна в результате засухи 2010 года. Данный объем выделен дополнительно к уже распределяемому 1 млн т зерна, который был направлен на обеспечение нужд в продовольственном зерне Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и фуражном зерне для регионов.

С целью стабилизации ценовой ситуации на рынке зерна 4 февраля 2011 года начались товарные интервенции, главная цель которых — сокращение дефицита зерна в пострадавших от засухи регионах, где осуществляется производство животноводческой продукции, и (или) организациях, осуществляющих производство муки и (или) комбикормов.

В марте 2011 года ценовая ситуация несколько стабилизировалась, цены на зерно стали снижаться, что было обусловлено не столько проводимыми товарными интервенциями, сколько значительным переизбытком запасов зерна. Особенно это касается регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

В 2011 году общая посевная площадь прогнозируется на уровне 77 млн га, то есть более чем на 2,3 млн га больше по сравнению с 2010 годом, посевная площадь озимых культур под урожай 2011 года составляет 15,5 млн га, или 84 % к площади озимых в прошлом году. Площадь ярового сева прогнозируется на уровне 50,4 млн га (107,5 % к 2010 году), в том числе зерновых и зернобобовых культур — около 30 млн га. Прогнозируется, что урожай зерновых в среднем составит 84–85 млн т.

Важным показателем  подготовки весеннего сева может  служить обеспеченность семенами яровых культур. Для проведения весеннего  сева в Российской Федерации требуется около 5,9 млн тонн семян яровых зерновых и зернобобовых культур. По оперативным данным Минсельхоза России, на 1 марта 2011 года обеспеченность семенами составляла 97,5 %.

В период проведения полевых работ намечено внести 1,9 млн т действующего вещества минеральных удобрений. В целях стабилизации цен на минеральные удобрения между Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромышленным союзом России заключено соглашение о ценах на минеральные удобрения на первое полугодие 2011 года. Рост цен на аммиачную селитру и сложные удобрения не должен превышать 12,8 % (по отношению к предыдущему периоду), цены на калийные удобрения и средства защиты растений останутся на уровне 2010 года.

Обеспеченность  кормами, техникой, ГСМ. Вследствие засухи в животноводстве в 2010 году резко ухудшилась обеспеченность сельхозпроизводителей кормами. Так в расчете на одну условную голову скота на 1 января 2011 года в сельскохозяйственных организациях наличие кормовых единиц составило 780, что на 25 % меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года.

Что касается техники, то по состоянию на 14 января 2011 года в сельском хозяйстве имелось 505 тыс. тракторов, 128 тыс. плугов, 158 тыс. культиваторов, 199 тыс. сеялок. По-прежнему наблюдается отрицательная тенденция, когда списание техники значительно опережает ее ввод. На объемы приобретения техники в первую очередь влияет ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также рост цен на нее.

В 2010 году сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 3,8 млн т дизельного топлива и 880 тыс. т бензина, что составляло соответственно 96,6 % и 89,1 % к уровню предыдущего года. По данным органов управления АПК, за период поставки топлива на льготных условиях (с 20 марта по 31 декабря 2010 года) было приобретено 2,2 млн т дизельного топлива и 238 тыс. т бензина со скидкой до 10 %, что было весьма существенно, так как в 2011 году цена на дизельное топливо выросла на 35 %, а на автомобильный бензин — на 9 %. Правительство РФ 11 февраля 2011 года приняло постановление, согласно которому предусматривается возможность снижения цен для сельскохозяйственных товаропроизводителей на горюче-смазочные материалы до уровня 90 % от цены, сложившейся в субъекте Федерации на 1 ноября 2010 года.

Господдержка  сельского хозяйства. На государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2010 году были предусмотрены субсидии в объеме почти 99 млрд руб. По состоянию на 1 января 2011 года указанные субсидии профинансированы в объеме 95,6 млрд руб. (на 96,6 %), из них: на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет, выделено 45,3 млрд руб. (93 % от предусматриваемого объема); на возмещение части затрат на развитие малых форм хозяйствования — 6,1 млрд руб. (100 % от предусматриваемого объема); на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года, — 18,1 млрд руб. (100 %); на поддержку элитного семеноводства — 0,5 млрд руб. (100 %); на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений — 3,5 млрд руб. (100 %); на поддержку племенного животноводства — 4,1 млрд руб. (100 %); на поддержку экономически значимых региональных программ — 4 млрд руб. (100 %); на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации — 5,9 млрд руб. (100 %); на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности и на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» — 7,7 млрд руб. (100 %).

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность