Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть развитие механизмов регулирования внешнеэкономической политики государства.
В соответствии с целью курсовой работы ставится ряд задач:
-рассмотреть сущность внешнеторговой политики и её виды;
-ознакомиться с понятиями либерализма и протекционизма;
- изучить национальные механизмы регулирования внешнеторговой политики;
-проанализировать внешнеэкономическую политику республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…....3
1.Внешнеторговая политика………………………………………………....…5
1.1 Сущность внешнеторговой политики и её виды…………………….....…5
1.2 Либерализм……………………………………………………………..…....7
1.3 Протекционизм…………………………………………………………....…7
2.Национальные механизмы регулирования внешнеторговой политики…..9
2.1Таможенные тарифы…………………………………………………..……..9
2.2 Нетарифные ограничения…………………………………………...…..…17
2.3 Всеобщая система преференций…………….…………………..………....22
3. Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь…………………..23
Заключение……………………………………………………………………....26
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

                                               

                                                  Содержание                                                    С.

Введение…………………………………………………………………….…....3

1.Внешнеторговая политика………………………………………………....…5

1.1 Сущность внешнеторговой политики и её виды…………………….....…5

1.2 Либерализм……………………………………………………………..…....7

1.3 Протекционизм…………………………………………………………....…7

2.Национальные механизмы  регулирования внешнеторговой политики…..9

2.1Таможенные тарифы…………………………………………………..……..9

2.2 Нетарифные ограничения…………………………………………...…..…17

2.3 Всеобщая система преференций…………….…………………..………....22

3. Внешнеэкономическая политика  Республики Беларусь…………………..23

Заключение……………………………………………………………………....26

Список литературы……………………………………………………………...27

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международная торговля - древняя и традиционная форма международных экономических  отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла  и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т. д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и торговых операций, представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в  целях  поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Тема курсовой работы актуальна, ведь торговая политика всегда привлекала внимание людей. Их интересовало, почему одни государства, обладавшие большим количеством ресурсов, оставались бедными, в то время как другие государства, обладавшие лишь человеческими ресурсами, быстро богатели. Это, а также поиск оптимальных путей развития внешней торговли составляют одну из наиболее сложных, но и интересных проблем экономической науки. Этим вопросом занимается целый ее раздел - международная экономика. Со временем внутри него сформировались два больших научных направления - свобода торговли(либерализм) и протекционизм.

Цель курсовой работы – рассмотреть развитие механизмов регулирования внешнеэкономической политики государства.

В соответствии с целью курсовой работы ставится ряд задач:

-рассмотреть  сущность внешнеторговой политики  и её виды;

-ознакомиться  с понятиями либерализма и протекционизма;

- изучить национальные  механизмы регулирования внешнеторговой  политики;

-проанализировать  внешнеэкономическую политику республики  Беларусь.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Внешнеторговая политика

1.1Сущность внешнеторговой политики и её виды

Внешнеторговая  политика – это комплекс мер позволяющих  осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных  рынках товаров и услуг.[2,с.386] 
Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику. Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом. Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят

 к необходимости   интернационализации производства.[1, с.320]

           Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

Внешнеторговая  политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической  политики, связанное с государственным  регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения  на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. [1,с.323] 
      Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь  от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила  внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и либерализм (свобода торговля)

1.2 Либерализм

Основой либерализации  стала теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени  взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.[5, с.593]

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

1.3 Протекционизм

Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции.[3,с.81]В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со

стороны более  сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной

для данной страны экономической структуры.[3, с.82]

    Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

В своей крайней  форме протекционизм принимает  форму экономической автаркии, при  которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

В чистом виде автаркическая  политика предполагает, что любой  импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику. Например, если менее развитые страны развивают собственное промышленное производство для замены импорта, которое на начальном этапе невыгодно, то это представляется автаркической политикой в чистом виде. Однако это верно лишь в статическом состоянии. Статический подход не позволяет объективно оценить происходящие процессы, поскольку в этом случае любое стремление отойти от уже сформировавшегося международного разделения труда следовало бы оценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к повышению эффективности в будущем.[6, с. 283]

Политика автаркии, так же как и политика свободной  торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят  от уровня экономического развития той  или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.[6, с. 286]

Государства, проводя  протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и  той же цели могут быть применены  различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может  давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной  внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы и нетарифные барьеры.

2.Национальные  механизмы регулирования внешнеторговой политики

2.1Таможенные тарифы

Классическим  и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный  тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.[8,с.145].

Рассмотрим  механизм действия импортных пошлин.[11,с.386]. Допустим, что в какой-либо стране А осуществляются производство и потребление какого-либо товара, например яблок. На рис. 1 линия S обозначает предложение яблок, линия D - спрос, Ро - цена внутреннего   рынка (цена равновесия). При этой цене произведенное и потребленное количество яблок будет равно Qo. Эта ситуация может возникнуть в автаркической экономике.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь