Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть развитие механизмов регулирования внешнеэкономической политики государства.
В соответствии с целью курсовой работы ставится ряд задач:
-рассмотреть сущность внешнеторговой политики и её виды;
-ознакомиться с понятиями либерализма и протекционизма;
- изучить национальные механизмы регулирования внешнеторговой политики;
-проанализировать внешнеэкономическую политику республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…....3
1.Внешнеторговая политика………………………………………………....…5
1.1 Сущность внешнеторговой политики и её виды…………………….....…5
1.2 Либерализм……………………………………………………………..…....7
1.3 Протекционизм…………………………………………………………....…7
2.Национальные механизмы регулирования внешнеторговой политики…..9
2.1Таможенные тарифы…………………………………………………..……..9
2.2 Нетарифные ограничения…………………………………………...…..…17
2.3 Всеобщая система преференций…………….…………………..………....22
3. Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь…………………..23
Заключение……………………………………………………………………....26
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам  применяются особые технические требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертификата качества.

К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импорта. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

В развитых странах  принято, что налоги должны применяться  так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, т.е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же, как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда, Но даже если условие нейтральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в большей степени, чем, если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.

Государство может  устанавливать валютные ограничения, т.е. определять способ использования  валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также  обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом «обхода» являются клиринговые соглашения, встречная торговля.

Могут применяться  и иные нетарифные ограничения внешней  торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

Под экспортными  субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

  1. прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:
  • выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;
  • возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;
  • финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.;
  1. косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:          
  • налоговые льготы (государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);
  • государственное кредитование (государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и т.д.). В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США - экспортно-импортный банк, в Великобритании - Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.

Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами ответных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии.[6,с. 120]

Субсидии являются таким же существенным элементом протекционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются для защиты отечественной продукции на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем секторе экономики, то экспортные субсидии - на внешнем. При предоставлении экспортных субсидий увеличивается выпуск экспортных товаров в результате отвлечения ресурсов из отраслей, конкурирующих с импортом. Экономические потери возникают из-за того, что стоимость выпуска экспортной продукции превышает доход от экспортных продаж. Кроме того, поскольку при предоставлении экспортных субсидий увеличивается отток товаров с внутреннего рынка на внешний, внутренние цены на экспортные товары возрастают. Потребителям приходится также платить дополнительные налоги, которые требуются для финансирования экспортных субсидий. В то же время экспортные субсидии способствуют стабилизации внутреннего рынка и могут улучшить положение страны в международной торговле.

2.3 Всемирная  система преференций

        Особым режимом таможенно- тарифного регулирования является Всеобщая система преференций (ВСП).[5,с.589] Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке таможенно-тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Всеобщая система преференций призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран, расширению объемов и ассортимента экспортируемых ими товаров.

Инициатива  введения преференциального режима исходила от развивающихся стран  еще в начале 60-х гг. По решению ЮНКТАД Всеобщая система преференций была введена с начала 70-х гг. Схемы ВСП действуют с 1971 г. в ЕС и Японии, с 1972 г. — в Австрии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Швейцарии, с 1974 г. — в Канаде, с 1976 г. — в США [2,с.72]. Генеральная Ассамблея ООН включила ВСП в качестве составной части в Международную стратегию развития, а впоследствии — в качестве важного элемента Хартии экономических прав и обязанностей государств.

Использование ВСП привело к укреплению существующих и к созданию новых экспортных мощностей в развивающихся странах. Импортеры развитых стран стали ориентироваться на поставки товаров из стран, пользующихся преференциями. Развивающиеся страны получают тем больше преимуществ от использования ВСП, чем эффективнее производят структурную перестройку и организуют выпуск конкурентоспособной продукции.

  

 

 

3.Внешнеэкономическая  политика Республики Беларусь

        Внешней политике Республики Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая и дипломатическая активность Белорусской Народной Республики и Белорусской Советской Социалистической Республики. Эти государственные образования предприняли в первой половине XX в. две попытки выхода и утверждения на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. Однако достигнуть этой цели ни БНР, ни БССР не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка. Однако их исторический опыт внешнеполитической деятельности не утратил своего значения в наши дни, являясь для современных белорусских дипломатов и ученых источником теоретического обогащения и дипломатического мастерства.

         В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования Республике Беларусь приходится прибегать к тарифным ограничениям, квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение не только в методах тарифного и нетарифного регулирования, но и в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, методах стимулирования экспорта и импортозамещения, валютном регулировании и контроле. Кроме того, существует определенная несогласованность между самими средствами внешнеторгового регулирования, а также между внутриэкономическим и внешнеэкономическим регулированием.

Подсчеты, проведенные  независимыми исследователями, показали, что "открытость" белорусской  экономики по влиянию на уровень  потребления была бы эквивалентна увеличению ВВП примерно на 25 %, или на 3—3,5 млрд дол. США. Такова оценка сегодняшних потерь от протекционистской политики.

Положение дел  в сфере внешней торговли РБ требует  разработки более взвешенной и целенаправленной внешнеторговой политики. Достаточно сказать, что если сальдо внешнеторгового  оборота в 1992 г. было положительным и составляло 63,5 млн дол. США, то в 1995 г. оно стало отрицательным и его величина достигла 432,2 млн дол. США (5,6 % от ВВП)

[3,с.82]. На протяжении всего 1997 г. и в начале 1998 г. наблюдалось устойчивое превышение импорта над экспортом.

Учитывая то, что важнейшим показателем развитости страны выступает экспорт, первоочередной задачей является развитие новых экспортных направлений. Упор должен быть сделан на сферы, в которых наша страна имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести образование, культуру, фундаментальные и опытно-конструкторские прикладные разработки. При этом экспорт "ноу-хау" должен происходить на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок, осуществляемых в нашей стране. Одним из вариантов является также активное внедрение на рынки развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при осуществлении адекватной ценовой политики.

Наконец, возможен переход к принципиально новой  модели экспорта, когда будущий экспорт  из нашей страны станет финансироваться  партнерами по мировому рынку в рамках достаточно стабильных и долгосрочных программ. Вложения в осуществление НИОКР в нашей стране, в образование на базе имеющегося у нас потенциала, в развитие экологически чистых технологий может обеспечить будущий экспорт результатов этой деятельности. Возможности такой ориентации значительно возрастут с вступлением Беларуси во Всемирную торговую организацию. Всемирная торговая организация является многосторонним инструментом регулирования мировой торговли. Важнейший принцип ВТО — это отказ от дискриминации в отношениях между партнерами. Этот принцип реализуется в рамках режима наибольшего благоприятствования по отношению к другим странам и национального режима по отношению к ввозимой продукции. Режим наибольшего благоприятствования означает, что изменение в величине тарифов автоматически затрагивает всех остальных партнеров по ГАТТ. Национальный режим заключается в том, что ввезенный в страну товар приравнивается к продукции национального производства с признанием всех правил в области сбыта, распределения и использования.

В январе 1995 г. Генеральным советом ВТО Республике Беларусь был предоставлен статус наблюдателя в этой организации. Вступление Беларуси в ВТО требует проведения переговоров по перечню тарифных уступок и обязательств, мерам по облегчению импорта, мерам по субсидированию импорта, по перечню специфических обязательств по торговле услугами. Необходимым становится приведение законодательства республики в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это прежде всего касается положений об антидемпинговых мерах, субсидиях, технических барьерах, системе лицензирования товаров, торговле правами интеллектуальной собственности и др.

Вступление  Республики Беларусь в ВТО обеспечит  режим наибольшего благоприятствования  в торговле со 132 странами-участницами, будет способствовать росту внешнеэкономической  активности, позволит иметь ряд преимуществ в области тарифов, лицензирования экспорта, стандартов применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, транзита, правил государственных закупок и других форм регулирования торговли. Кроме того, членство в ВТО значительно упрочит позиции Беларуси при разрешении торговых споров, даст возможность эффективно отстаивать свои интересы перед любыми странами, каким бы ни был их удельный вес в мировой торговле.

 

 

 

 

 

Заключение

Дебаты о  том, что предпочесть: свободную  торговлю или протекционизм - длились на протяжении всей пятисотлетней истории развития миросистемы. Аргументом в пользу свободной торговли всегда было то, что она обеспечивает максимальную конкуренцию, следовательно, максимальную эффективность производства, снижение цен и в конечном итоге выгоды потребителю. Аргументом в пользу протекционизма всегда было то, что свободная торговля чревата весьма негативными последствиями для национальных экономик, и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной она увеличивает безработицу и приводит к краху местных производителей. А в долгосрочной вынуждает более слабые страны заниматься малоприбыльной экономической деятельностью.                                                                              

Конечно, обе стороны по-своему правы. Однако абстрактные преимущества свободной торговли или протекционизма никогда не определяют того, что происходит на самом деле. В конечном итоге это вопрос столь же политический, сколь и экономический. Как правило, о преимуществах свободной торговли заявляют те страны, которые в данный момент обладают самой высокой производительностью труда. Свободная торговля, несомненно, служит их национальным интересам. Она открывает возможность продавать свои товары на зарубежных рынках без тарифных санкций и иных барьеров. Из чего следует, что они могут вкладывать избыточный капитал в другие страны. У них есть ощущение, что если удастся на какое-то время защитить свой внутренний рынок от конкуренции с производителями из самых развитых стран, то они смогут повысить эффективность собственного производства и развить внутренний рынок настолько, чтобы противостоять открытой конкуренции. Для них это просто вопрос времени. Протекционизм - временная мера. В действительности же экономически слабые страны обычно настолько слабы политически, что протекционизм им не помогает.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь