Внешнеполитические риски в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Уровень риска увеличивается, если:
 проблемы возникают внезапно и вопреки ожиданиям;
 руководство не в состоянии принять необходимые и срочные меры, что может привести к финансовому ущербу (ухудшению возможностей получения необходимой и/или дополнительной прибыли);
Риску подвержены практически все виды деятельности предприятий и организаций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Риски в международном бизнесе..………………………………..…….......6
1.1. Общие принципы классификации и виды рисков…...…………...........6
1.2. Понятие и сущность странового риска…………………..……………...13
2. Внешняя политика России………………….……………..………………..23
2.1. Внешняя политика России на современном этапе…….……..................23
2.2. Внешнеполитические риски России, возникшие в связи с ситуацией на Украине………………………………………………………………...................27
3. Прогноз долгосрочного экономического развития России
до 2030г. …………………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………….…………………36
Список использованной литературы………………………..…………...........37

Файлы: 1 файл

Курсовая по рискам в МБ.docx

— 177.81 Кб (Скачать файл)

Угрозы, связанные с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации, что затрудняет успешное отстаивание ее внешнеэкономических интересов, сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом.

Вместе с тем Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения достойного места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и скорейший переход к устойчивому экономическому росту.

В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.

Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений.

Отличительная черта российской внешней политики – сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

 

2.2. Внешнеполитические  риски в России, возникшие  в связи с ситуацией на Украине.

В последнее время Россия оказалась в центре внимания СМИ всего мира. Война в восточных регионах Украины стала причиной введения санкций против РФ государствами Евросоюза, США и даже Японии. В результате у экспертов возникли определенные сомнения по поводу перспектив экономического развития страны. Как известно, в российском ВВП одним из определяющих факторов являются цены на нефть, но даже когда они были достаточно высокими, рост экономики начал замедляться, а нефть в последнее время еще и подешевела.

Санкции против Российской Федерации становятся все более серьезными, представители крупных капиталов испытывают определенное волнение за свой бизнес, причем небезосновательно. Специалисты отмечают, что проблема заключается даже не в ограничении деятельности некоторых предприятий из-за санкций. Скорее опасения вызывает установившаяся тенденция формирования негативного отношения к самой России, и ее бизнесу за рубежом.

Но не следует недооценивать и влияние санкций. На минувшей неделе даже японские власти заявили о намерении ввести запрет на импорт продукции из Крыма, а также заморозить активы тех, кто имеет отношение к дестабилизации ситуации в Украине. Негативное влияние на российскую экономику оказывают и испорченные отношения с украинской стороной, ведь импортеры продукции, которую запретили к ввозу в РФ, уже испытывают трудности. К тому же Россия не продает Украине газ уже на протяжении нескольких месяцев, а этот рынок сбыта газа был одним из крупнейших.

Серьезный удар по имиджу России нанесло заявление, сделанное представителями компании «Shell». Речь идет об отказе разработки двух месторождений  РФ. В то же время «Halliburton» расторгает сотрудничество с компанией Ротенберга. Пока неизвестно, сколько еще крупных мировых компаний покинут российский рынок, но издание «The Telegraph» уже опубликовало материал о недовольстве российских олигархов санкциями, которые затрагивают их бизнес, сокращая перспективы развития новых проектов и снижая достижения по старым. Это уже почувствовали на себе акционеры таких компаний, как Газпромбанк, Роснефть, ВЭБ и Новатэк, в отношении которых Соединенными Штатами были введены санкции.

Решение Третейского суда в Гааге стало наиболее чувствительным ударом морального характера по имиджу России. В Кремле намерены оспорить это решение, поэтому пока невозможно оценить финансовые потери. Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что данное решение не может быть совпадением с ужесточением санкций, а является еще одним способом оказания давления на Российскую Федерацию.  

Специалисты напоминают, что Третейским судом в Гааге был частично удовлетворен иск бывших акционеров ЮКОСа, которым государство теперь должно выплатить 50 миллиардов долларов. Однако возможность взыскания такой суммы и его сроки пока остаются под вопросом. В случае отказа от выплаты Россия окажется вне рамок международного законодательства, если решение суда не удастся оспорить. В результате можно ожидать соответствующего отношения к стране со стороны других государств. Также, в Гааге подтвердили допущенные Россией нарушения «Энергетической Хартии» при разделе имущества нефтяной компании «ЮКОС», в результате этого государство присвоило активы крупной компании.

На данный момент наблюдается восстановление мировой экономики после кризиса 2008 года, и 2014-2015 годы могут стать ключевыми в плане дальнейшего экономического развития. В это период следует накапливать резервы, создавать благоприятные условия для бизнеса и готовиться к другим кризисным явлениям, иначе можно потерять свои позиции на международной арене. В то время, как другие страны начинают зарабатывать, Россия находится в нисходящем тренде, что неминуемо приведет к отставанию от развитых экономик.

Российский рубль и фондовый рынок испытывают негативное влияние всего происходящего в экономике. Так, индекс ММВБ упал за три недели на 8,26%, РТС – на 12,79%, а девальвация национальной валюты достигла трехмесячного минимума. Эксперты компании «HY Markets» считают некоторые шаги российских властей по преодолению кризиса странными. Например, это относится к недавнему повышению Центробанком ставки с 7,5% до 8% в связи с геополитическими, а не монетарными факторами.

Кроме того, специалисты указывают на прогнозы по росту ВВП не более 0,6-0,7%, что считается недостаточным даже для наиболее развитых мировых экономик. К тому же уже полтора года определенные опасения вызывает динамика инвестиций в основной капитал предприятий, а отток капитала из РФ к концу года может составить 100 миллиардов долларов.

 

Рис.1 Влияние введенных санкций на экономику России.

Следует отметить, что агентство «Standard & Poor's» понизило суверенный рейтинг России в иностранной валюте до уровня спекулятивной категории - с BBB до BBB-.  Долгосрочный рейтинг в национальной валюте снижен до BBB с BBB+. Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте понижен с А-2 до A-3. Рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне A-2. Обновленный рейтинг России находится на одном уровне с такими странами, как Бразилия, Индия, Азербайджан, Исландия, Испания. Исландия в 2008г. фактически пережила дефолт, Испания в 2012г. находилась на волоске от состояния неплатежеспособности.

Нынешние рейтинговые действия отражают опасения аналитиков относительно продолжения финансовых оттоков из России. Значительный отток капитала в первом квартале 2014г. увеличил риск заметного ухудшения внешнего финансирования в результате заметного сокращения прямых иностранных и портфельных инвестиций. Агентство рассматривает этот фактор «как риск, оказывающий влияние на перспективы экономического роста России».

Сложная геополитическая ситуация между Россией и Украиной может привести к дополнительному существенному оттоку как иностранного, так и локального капитала из российской экономики, отметили аналитики агентства.

В первом квартале 2014г. отток капитала составил 51 млрд долл., хотя до этого пять лет подряд его величина в среднем составляла 57 млрд долл. за год. Эксперты S&P считают, что причиной увеличения оттока стала именно ситуация в соседней стране и ее последствия.

Кроме того, агентство указывает на замедление экономического роста в России до 1,3%, что является самым низким уровнем с 1999г., если не брать в расчет спад в 2009г., вызванный мировым финансовым кризисом. В 2014-2017гг. рост ВВП, по расчетам S&P, составит 2,3%, что значительно ниже предкризисных 8%. Но это в том случае, если ситуация стабилизируется.

 Если геополитические  риски не исчезнут, рост может  оказаться менее 1%.

В качестве еще одного негативного фактора агентство называет временный отказ от перехода к плавающему валютному курсу: во время крымского кризиса Банк России увеличил объемы накопленных интервенций, при которых сдвигается граница валютного коридора. В самые активные дни ЦБ продавал 1,5 млрд долл. прежде чем сдвинуть курс на 5 копеек, в менее активные - 350 млн долл. Если ЦБ не перейдет к плавающему курсу, то могут быть понижены и рейтинги в национальной валюте.

Рис.2 Суверенный рейтинг России.

Исходя из выше сказанного, и проанализировав данные рисунков 1 и 2 можно сделать вывод, что в настоящее время Россия находится не в самом выгодном положении. Однако данные санкции влияют не только на экономику России, но и на экономику всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Прогноз долгосрочного экономического развития России до 2030г.

 

 Минэкономразвития  опубликовал  план долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030г. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера. Данный план базируется с учетом параметров прогноза на 2013-2015гг. В прогнозном плане описаны:

  • сценарии развития;
  • развитие человеческого капитала;
  • развитие науки, технологий и инноваций;
  • развитие производственной инфраструктуры;
  • охрана окружающей среды;
  • развитие конкурентоспособности отраслей промышленности;
  • развитие агропромышленного комплекса;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Сценарии развития:

1) Основные тенденции  долгосрочного развития:

  • адаптация к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;
  • усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
  • исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
  • необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
  • начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
  • усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.

2) Основные сценарии развития, по мнению Минэкономразвития:

  • Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания;
  • Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.
  • Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала. 
    Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606.

Все 3 сценария предполагают стабилизацию динамики цен на нефть и другие мировые ресурсы.

Итак, нас интересует внешнеэкономическая деятельность, рассмотрим этот пункт:

реализация форсированного и инновационного сценариев приведет к превращению России в одного из глобальных лидеров мировой экономики. Динамика России по консервативному варианту будет отставать от экономического развития мира.

Внешнеэкономические риски для российской экономики: 
Риски встраивания в мировые процессы в основном связаны с нестабильностью мировых рынков энергоносителей, что делает Россию объектом соперничества ведущих стран мира за контроль над углеводородами.

Финансовые внешнеэкономические риски. Рост открытости российской экономики будет определять ее зависимость от процессов, происходящих в основных странах-экономических партнерах.

В целом, Минэкономразвития предрекает положительный долгосрочный тренд развития России. Однако не стоит забывать, что текущая мировая экономика еле «дышит» и будущее России зависит «от обдуманных и грамотных действий нашего правительства».

Информация о работе Внешнеполитические риски в России