Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 08:40, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть виды природных ресурсов и их экономическую классификацию, определить роль государства в распределении и использовании природных ресурсов.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- разработать классификацию природных ресурсов на основании различных критериев.
- выделить круг проблем, связанных с воспроизводством природных ресурсов, требующих в условиях рыночной экономики государственного регулирования.
- определить перспективные способы государственного регулирования процесса воспроизводства природных ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ
СВОЙСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Виды природных ресурсов.
Экономическая классификация природных ресурсов.
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Использование усовершенствованных методов производства для повышения эффективности использования природных ресурсов.
2.2 Государственная деятельность органов Pеспублики Казахстан в области организации воспроизводства природных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рисунок 2 - Структура промышленного производства по формам собственности
Поэтому в целях защиты национальных интересов, сохранения и укрепления промышленного потенциала государство наделено конституционным правом контроля за состоянием и использованием недр республики, большая часть которых на сегодня находится под управлением иностранных компаний. В связи с этим существенное значение в регулировании недродобывающего сектора республики имеет рациональное использование средств недровой ренты, содержащей в себе доходы от эксплуатации природно-сырьевых ресурсов. Природная рента, образующаяся от эксплуатации лучших месторождений, имеет стабильную тенденцию к росту. В то же время на сегодня, вследствие неразработанности механизмов извлечения и реинвестирования ресурсной сырьевой ренты, республика несет огромные убытки при экспорте сырья с низкой добавленной стоимостью, что приводит к «скрытому» вывозу капитала за рубеж.
Важнейшее направление
государственного
Для развития
институтов использования
Штаты осуществляют
инвестиции в экономическую
Таблица 3 - Величины траст-фондов в США
Штаты |
Тип траст-фонда |
Величина средств фондов млн.долларов |
1. Монтана |
-траст-фонд «налога суверена»; - траст-фонд внутренних - траст-фонд образования; - траст-фонд парков и культуры; - фонд возмещения исчерпания полезных ископаемых. |
310,39 49,25 33,67 16,58 61,75 |
2. Вайоминг |
- постоянный траст-фонд |
967,08 |
3. Колорадо |
- траст-фонд «налога суверена» |
13,85 |
4. Северная Дакота |
- траст-фонд развития угольной промышленности - траст-фонд земель и полезных ископаемых |
31,94 2,43 |
Кошанов А. Государство и рентные отношения в недропользовании. Казахстанская правда 2007г. 21 сентября |
Трансформация рентных отношений в недродобывающем секторе экономики приведет к тому, что его основным направлением будет не только добыча сырой нефти, газа и других полезных ископаемых с последующей реализацией их за рубеж, а раскручивание реального сектора экономики, включая развитие инновационных программ в наукоемких и перерабатывающих отраслях промышленности. В структуре промышленного производства республики доля выпуска продукции предприятиями сырьевого сектора за последние годы составляла 40-60% и выше от объема продукции в целом, из чего можно сделать вывод, что удельный вес налоговых поступлений от деятельности добывающего комплекса в общих налоговых поступлениях республики пока еще незначителен. По расчетам, объем взимаемых рентных платежей за 2006 год не превышает 5-6% ВВП. Налоговые поступления от природоэксплуатирующих секторов многих стран, в особенности от нефтегазового комплекса, составляют до 80% всех доходов бюджета.
В будущем, доля недропользования в доходной части бюджета нашей республики может быть поэтапно увеличена до 40%, а в последующем – до 70-80%. Рентная система взимания платежей будет способствовать существенному, в 1,5-1,7 раза, увеличению доходной части бюджетов всех уровней, что должно явиться реальной основой решения неотложных экономических и социальных задач республики, провозглашенных в Послании Президента РК Нурсултана Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире»
/7,с.8-9/.
Помимо рентных
отношений, регулирование
- на приобретение полезных ископаемых;
- на приобретение права недропользования, доли участия в недропользователе или юридическом лице, прямо или косвенно влияющем на решения недропользователя.
Приоритетное право государства теперь распространяется на любые виды сделок. Статья 12 законопроекта четко устанавливает, что приоритетное право государства распространяется на случаи, когда право недропользования или доля участия в недропользователе, влияющем на его решения, отчуждаются по возмездным и безвозмездным основаниям.
Статья 13 регулирует порядок реализации приоритетного права государства. При этом, согласно данной статье, приоритетное право распространяется на следующих субъектов:
- лиц, отчуждающих право недропользования;
- лиц, передающих право
недропользования или
- лиц, отчуждающих объекты, связанные с правом недропользования;
К таким связанным
с правом недропользования
а) доли участия (пакеты акций) в недропользователе;
б) доли участия в юридическом лице, которое имеет:
- в Казахстане основную деятельность, связанную с недропользованием;
- возможность прямо
или косвенно определять
По этой главе можно сделать следующие выводы:
- Повышение уровня переработки природных ресурсов на практике достигается на основе нескольких вариантов развития, к которым относятся утилизация отходов, комплексное использование сырья, создание мало- и безотходных производств.
- Главной задачей для Республики Казахстан в сфере добычи полезных ископаемых является комплексное использование природных ресурсов. Оно включает в себя безотходное или малоотходное использование природных ресурсов, ресурсозамещение, использование вторичных ресурсов;
- Контроль за использованием природных ресурсов в Республике Казахстан осуществляется двумя методами: рентными отношениями и законом «О недрах и недропользовании»;
- Очень важно для Казахстана в рентных отношениях использовать опыт развитых стран. Формирование траст-фондов и развитие безотходной технологии в сотрудничестве с ведущими странами мира: США, Германией и Японией, даст новый импульс развитию национальной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
- природные ресурсы классифицируются по трем основным критериям: отнесение природных ресурсов к различным секторам экономики; исчерпаемости-неисчераемости; ресурсы сельскохозяйственного производства.
- выделяют основные виды природных ресурсов: земельные, минеральные, водные;
- Казахстан богат всеми видами природных ресурсов, в результате чего экономика промышленности Казахстана имеет многоотраслевой характер;
- повышение уровня переработки природных ресурсов на практике достигается на основе нескольких вариантов развития, к которым относятся утилизация отходов, комплексное использование сырья, создание мало- и безотходных производств;
- главной задачей для Республики Казахстан в сфере добычи полезных ископаемых является комплексное использование природных ресурсов. Оно включает в себя безотходное или малоотходное использование природных ресурсов, ресурсозамещение, использование вторичных ресурсов;
- контроль за использованием природных ресурсов в Республике Казахстан осуществляется двумя методами: рентными отношениями и законом «О недрах и недропользовании»;
- очень важно для Казахстана в рентных отношениях использовать опыт развитых стран. Формирование траст-фондов и развитие безотходной технологии в сотрудничестве с ведущими странами мира: США, Германией и Японией, даст новый импульс развитию национальной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1 - Производство продукции в натуральном выражении
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Горнодобывающая промышленность |
|||||
Уголь, тыс.т. |
86875 |
86617 |
96231 |
98384 |
111072 |
Уголь каменный тыс.т. |
82930 |
82119 |
91575 |
94014 |
106296 |
Лигнит, тыс.т. |
3945 |
4409 |
4655 |
4370 |
4777 |
Нефть сырая, тыс.т. |
50672 |
50870 |
54339 |
55265 |
58646 |
Конденсат газовый тыс.т. |
8813 |
10616 |
10664 |
11860 |
12025 |
Газ природный, млн.куб.м. |
22102 |
24973 |
26382 |
29561 |
32889 |
Руда железная, тыс.т. |
20303 |
19471 |
22263 |
23834 |
21486 |
Руда медная, тыс.т. |
30383 |
34067 |
34082 |
31266 |
32566 |
Руда свинцово-цинковая тыс.т. |
6327 |
6620 |
7829 |
8570 |
7809 |
Свинец в свинцовом |
33 |
31 |
48 |
40 |
39 |
Медь в медном концентрате тыс.т. |
462 |
401 |
446 |
407 |
422 |
Цинк в цинковом концентрате тыс.т. |
361 |
364 |
405 |
386 |
387 |
Руда алюминиевая тыс.т. |
4705 |
4815 |
4884 |
4963 |
5160 |
Руда марганцевая, тыс.т. |
2318 |
2233 |
2531 |
2482 |
2485 |
Руда хромовая, тыс.т. |
3287 |
516 |
269 |
231 |
349 |
Концентраты хромовые, тыс.т. |
3065 |
3097 |
3456 |
3203 | |
Лесоматериалы, шпалы, тыс.куб.м. |
134 |
137 |
149 |
111 |
99 |
Окна, рамы, двери, пороги, тыс.кв.м. |
480 |
595 |
572 |
680 |
672 |
Информация о работе Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования