Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть виды природных ресурсов и их экономическую классификацию, определить роль государства в распределении и использовании природных ресурсов.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- разработать классификацию природных ресурсов на основании различных критериев.
- выделить круг проблем, связанных с воспроизводством природных ресурсов, требующих в условиях рыночной экономики государственного регулирования.
- определить перспективные способы государственного регулирования процесса воспроизводства природных ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

СВОЙСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Виды природных ресурсов.
Экономическая классификация природных ресурсов.

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Использование усовершенствованных методов производства для повышения эффективности использования природных ресурсов.
2.2 Государственная деятельность органов Pеспублики Казахстан в области организации воспроизводства природных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2 - Структура  промышленного производства по формам собственности

 

   Поэтому в целях защиты национальных интересов, сохранения и укрепления промышленного потенциала государство наделено конституционным правом контроля за состоянием и использованием недр республики, большая часть которых на сегодня находится под управлением иностранных компаний. В связи с этим существенное значение в регулировании недродобывающего сектора республики имеет рациональное использование средств недровой ренты, содержащей в себе доходы от эксплуатации природно-сырьевых ресурсов. Природная рента, образующаяся от эксплуатации лучших месторождений, имеет стабильную тенденцию к росту. В то же время на сегодня, вследствие неразработанности механизмов извлечения и реинвестирования ресурсной сырьевой ренты, республика несет огромные убытки при экспорте сырья с низкой добавленной стоимостью, что приводит к «скрытому» вывозу капитала за рубеж.

   Важнейшее направление  государственного регулирования  использования природной ренты  связано с усилением социальной направленности экономических преобразований в стране. В последние годы «социально-рыночный подход» широко используется в экономической практике многих развитых стран. Идеи сочетания экономических и социальных целей, которые должно реализовывать государство в сотрудничестве с недродобывающими компаниями, должно получить развитие и в концепции минерально-сырьевого комплекса Казахстана, ибо решение вопросов социальной справедливости является гарантией прав собственности на недровые ресурсы и другие природные богатства. Социальная политика не сводится только к расходованию на социальные цели бюджетных средств. Социально направленная реализация прав государственной собственности на полезные ископаемые предполагает решение таких задач, как оптимизация изымаемой государством доли ренты и ее эффективное использование.

   Для развития  институтов использования средств  природной ренты в социальных  целях представляет интерес зарубежный  опыт недродобывающих стран. В  США (Колорадо, Монтана, Северная Дакота и Вайоминг) за счет доходов, поступающих от недровых ресурсов, созданы и эффективно функционируют трастовые фонды.

   Штаты осуществляют  инвестиции в экономическую диверсификацию  ряда ведущих отраслей и социальной  сферы. Трасты могут помочь сглаживанию неравномерного развития экономики. Правительство штата может направить часть налоговых поступлений в бюджет на текущие расходы. Некоторые штаты используют часть средств траст-фондов как активную форму устойчивого дохода граждан типа пожизненной ренты.

 

Таблица 3 - Величины траст-фондов в США

 

Штаты

Тип траст-фонда

Величина средств фондов

млн.долларов

1. Монтана

-траст-фонд «налога суверена»;

- траст-фонд внутренних инвестиций  штата;

- траст-фонд образования;

- траст-фонд парков и культуры;

- фонд возмещения исчерпания полезных ископаемых.

310,39

49,25

33,67

16,58

61,75

2. Вайоминг

- постоянный траст-фонд полезных  ископаемых

967,08

3. Колорадо

- траст-фонд «налога суверена»

13,85

4. Северная Дакота

- траст-фонд развития угольной  промышленности

- траст-фонд земель и полезных  ископаемых

31,94

2,43

Кошанов А. Государство и рентные  отношения в недропользовании. Казахстанская  правда 2007г. 21 сентября 


 

      Трансформация рентных отношений в недродобывающем секторе экономики приведет к тому, что его основным направлением будет не только добыча сырой нефти, газа и других полезных ископаемых с последующей реализацией их за рубеж, а раскручивание реального сектора экономики, включая развитие инновационных программ в наукоемких и перерабатывающих отраслях промышленности. В структуре промышленного производства республики доля выпуска продукции предприятиями сырьевого сектора за последние годы составляла 40-60% и выше от объема продукции в целом, из чего можно сделать вывод, что удельный вес налоговых поступлений от деятельности добывающего комплекса в общих налоговых поступлениях республики пока еще незначителен. По расчетам, объем взимаемых рентных платежей за 2006 год не превышает 5-6% ВВП. Налоговые поступления от природоэксплуатирующих секторов многих стран, в особенности от нефтегазового комплекса, составляют до 80% всех доходов бюджета.

   В будущем, доля недропользования в доходной части бюджета нашей республики может быть поэтапно увеличена до 40%, а в последующем – до 70-80%. Рентная система взимания платежей будет способствовать существенному, в 1,5-1,7 раза, увеличению доходной части бюджетов всех уровней, что должно явиться реальной основой решения неотложных экономических и социальных задач республики, провозглашенных в Послании Президента РК Нурсултана Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире»

/7,с.8-9/.

   Помимо рентных  отношений, регулирование государством  пользования природных ресурсов  осуществляется законом РК «О  недрах и недропользовании». В 2008 году был разработан проект Закона, объединившего в себе нормы действующего Закона РК «О недрах и недропользовании» от 27.01.1996 года и Закона РК «О нефти» от 28.06.1995 года. 24 июня 2010 года данный закон вступил в силу. Он также включает в себя положения и требования некоторых постановлений правительства и иных подзаконных нормативных актов. В закон введена новая статья «Приоритетные права РК в сфере недропользования», которая включает в себя положения о приоритетном праве государства:

- на приобретение полезных  ископаемых;

- на приобретение права недропользования, доли участия в недропользователе или юридическом лице, прямо или косвенно влияющем на решения недропользователя.

Приоритетное право  государства теперь распространяется на любые виды сделок. Статья 12 законопроекта  четко устанавливает, что приоритетное право государства распространяется на случаи, когда право недропользования или доля участия в недропользователе, влияющем на его решения, отчуждаются по возмездным и безвозмездным основаниям.

   Статья 13 регулирует порядок реализации приоритетного права государства. При этом, согласно данной статье, приоритетное право распространяется на следующих субъектов:

- лиц, отчуждающих  право недропользования;

- лиц, передающих право  недропользования или связанного  с ним объекта в уставный  капитал юридического лица;

- лиц, отчуждающих  объекты, связанные с правом  недропользования;

   К таким связанным  с правом недропользования объектам  отнесены:

а) доли участия (пакеты акций) в недропользователе;

б) доли участия в юридическом  лице, которое имеет:

- в Казахстане основную  деятельность, связанную с недропользованием;

- возможность прямо  или косвенно определять решения  недропользователя или влиять на такие решения /6,с.84-90/. 

По этой главе можно  сделать следующие выводы:

- Повышение уровня  переработки природных ресурсов на практике достигается на основе нескольких вариантов развития, к которым относятся утилизация отходов, комплексное использование сырья, создание мало- и безотходных производств.

  - Главной задачей для Республики Казахстан в сфере добычи полезных ископаемых является комплексное использование природных ресурсов. Оно включает в себя безотходное или малоотходное использование природных ресурсов, ресурсозамещение, использование вторичных ресурсов;

- Контроль за использованием природных ресурсов в Республике Казахстан осуществляется двумя методами: рентными отношениями и законом «О недрах и недропользовании»;

- Очень важно для Казахстана в рентных отношениях использовать опыт развитых стран. Формирование траст-фондов и развитие безотходной технологии в сотрудничестве с ведущими странами мира: США, Германией и Японией, даст новый импульс развитию национальной экономики.  

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

- природные ресурсы классифицируются по трем основным критериям: отнесение природных ресурсов к различным секторам экономики; исчерпаемости-неисчераемости; ресурсы сельскохозяйственного производства.

-  выделяют основные  виды природных ресурсов: земельные, минеральные, водные;

- Казахстан богат всеми видами природных ресурсов, в результате чего экономика промышленности Казахстана имеет многоотраслевой характер;

- повышение уровня переработки природных ресурсов на практике достигается на основе нескольких вариантов развития, к которым относятся утилизация отходов, комплексное использование сырья, создание мало- и безотходных производств;

  - главной задачей для Республики Казахстан в сфере добычи полезных ископаемых является комплексное использование природных ресурсов. Оно включает в себя безотходное или малоотходное использование природных ресурсов, ресурсозамещение, использование вторичных ресурсов;

- контроль за использованием природных ресурсов в Республике Казахстан осуществляется двумя методами: рентными отношениями и законом «О недрах и недропользовании»;

- очень важно для Казахстана в рентных отношениях использовать опыт развитых стран. Формирование траст-фондов и развитие безотходной технологии в сотрудничестве с ведущими странами мира: США, Германией и Японией, даст новый импульс развитию национальной экономики.  

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Холина В.Н. Основы экономики природопользования. СПб: Питер, 2005г. 672 стр.
  2. Мамыров Н.К., Тонкопий М.С., Упушев Е.М. Экономика природопользования. Алматы: экономика, 2003г. 464 стр.
  3. Тонкопий М.С. Экономика природопользования. Алматы: экономика, 2001г. 476 стр.
  4. Шеденов У.К., Сагиндиков Е.Н., Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Шеденов И.У. Общая экономическая теория. Актобе: «А-Полиграфия», 2004г. 568 стр.
  5. Омарова Б.А. О проблеме комплексного использования природно-сырьевых ресурсов.  Аль-Пари, 2007г. №2
  6. Проект закона «О недропользовании». Петролеум 2008г. №5
  7. Кошанов А. Государство и рентные отношения в недропользовании. Казахстанская правда 2007г. 21 сентября
  8. Агенство по статистике, www.stat.kz
  9. Сайт правительства, www.government.kz
  10. Куздыбаев М.С. «Эколого-экономическая оценка рационального использования минерального сырья» Финансы 2008г. №1
  11. Статистический сборник. Астана. Агентство РК по статистике 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 - Производство продукции в натуральном выражении

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

Горнодобывающая промышленность

         

Уголь, тыс.т.

86875

86617

96231

98384

111072

Уголь каменный тыс.т.

82930

82119

91575

94014

106296

Лигнит, тыс.т.

3945

4409

4655

4370

4777

Нефть сырая, тыс.т.

50672

50870

54339

55265

58646

Конденсат газовый тыс.т.

8813

10616

10664

11860

12025

Газ природный, млн.куб.м.

22102

24973

26382

29561

32889

Руда железная, тыс.т.

20303

19471

22263

23834

21486

Руда медная, тыс.т.

30383

34067

34082

31266

32566

Руда свинцово-цинковая тыс.т.

6327

6620

7829

8570

7809

Свинец в свинцовом концентрате  тыс.т.

33

31

48

40

39

Медь в медном концентрате тыс.т.

462

401

446

407

422

Цинк в цинковом концентрате  тыс.т.

361

364

405

386

387

Руда алюминиевая тыс.т.

4705

4815

4884

4963

5160

Руда марганцевая, тыс.т.

2318

2233

2531

2482

2485

Руда хромовая, тыс.т.

3287

516

269

231

349

Концентраты хромовые, тыс.т.

 

3065

3097

3456

3203

Лесоматериалы, шпалы, тыс.куб.м.

134

137

149

111

99

Окна, рамы, двери, пороги, тыс.кв.м.

480

595

572

680

672

Информация о работе Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования