Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 21:57, реферат
Некоторые казахстанские эксперты и бизнесмены считают, что вступать нашей стране во Всемирную торговую организацию (ВТО) вообще не нужно. И их можно понять. Но есть и трезвый прагматичный взгляд на ситуацию: отказ от вступления Казахстана в ВТО в долгосрочном плане может принести нашей стране серьезные проблемы во взаимоотношениях с мировой торговой системой. А наши экспортеры будут навсегда лишены возможности защищаться от протекционизма и антидемпинговых мер на мировых рынках. Подготовка и вступление в ВТО станут, вернее, становятся дополнительным инструментом экономической модернизации и укрепления конурентоспособности Казахстана на зарубежных рынках.
Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Всемирная торговая организация – её цели, структура и принципы функционирования……4
1.1 Всемирная торговая организация: основные цели и нормы………………………………………….4
1.2 Основные этапы вступительного процесса РК в ВТО…………………………………………………5
Глава 2. Анализ последствий вступления Казахстана в ВТО для его национальной экономики………6
3.1 «Плюсы» вступления Казахстана в ВТО……………………………………………………………….6
3.2 «Минусы» вступления Казахстана в ВТО………………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………………………………………8
Список использованных источников……………………………………………………………………...10
Целью вступления любой страны в ВТО является получение определенных преимуществ. Для Казахстана они заключаются в следующем:
- Помимо того, что Казахстан будет признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми членами ВТО режим наибольшего благоприятствования (РНБ).
- Казахстан
будет также иметь дополнительн
- В кратко- и
среднесрочной перспективе
- Большое значение
для Казахстана может
- Вступая в
ВТО, Казахстан может реально
рассчитывать на получение
- Появится возможность
доступа к оперативной
- Создание условий повышения
качества и
- В связи с расширением
импорта потребитель сможет
2.2 «Минусы» вступления Казахстана в ВТО
Ряд независимых экспертов считает, что после вступления Казахстана в ВТО страну ожидают массовые потрясения. Представители малого и среднего бизнеса обанкротятся, не выдержав конкуренции с иностранным производителем, который практически свободно, без высоких таможенных пошлин, выйдет на казахстанский рынок. Кроме того, вступление в ВТО откроет рынки дешевым импортным сельскохозяйственным продуктам, с которыми местные производители конкурировать смогут нескоро. Скорее - сельское хозяйство в стране перестанет существовать, что приведет к снижению уровня жизни сельчан и зависимости страны от импортного продовольствия. Аналитики, воспитанные в рамках советской школы, полагают, что ставить крест на малом и среднем бизнесе, а также сельском хозяйстве более чем опасно для экономики любой страны.
Потребители, казалось бы, должны будут радостно приветствовать поступление импортного товара, так как цены резко снизятся, ассортимент существенно расширится. Однако вряд ли население сможет насладиться всем этим великолепием: товары будут доступны только тем, кто в новых условиях сможет заработать деньги. А сегодня около четверти населения Казахстана работает в малом и среднем бизнесе, и после вступления страны в ВТО, как показывает практика других государств, многие из них попросту разорятся. Выжившим предпринимателям придется осваивать новые технологии, что, в свою очередь, может повлечь за собой массовые увольнения.
По мнению ведущих
экономистов Казахстана, уже сейчас,
еще не вступив в ВТО, нужно
продумать специальные
За примерами далеко ходить не надо. Взять южного соседа - Киргизию. Несмотря на то, что киргизы вступили в ВТО в 1998 году, особого экономического роста в стране не произошло. Более того, по сравнению с 1998 годом объем торговли Киргизии с третьими странами снизился: в 1999 году — на 10,6 процентов, в 2000-м — на 5,9 процентов. По данным Национального статистического комитета Киргизии, объем промышленной продукции Киргизии в первом полугодии 2003 года упал на 9 процентов по отношению к 2004 году. В начале 2005 года полностью простаивали 203 промышленных предприятия, или 33 процента от их общего числа. Объем инвестиций в строительство снизился на 17,8 процентов.
Все это закончилось, как известно, «тюльпановой» революцией.
Однако смена режима Акаева практически ничего не решила, наоборот, еще более усугубила экономическую ситуацию: инфляция в первом полугодии 2005 года достигла 4 процентов, пищевые продукты подорожали на 11,6 процента. Темп роста ВВП Киргизии замедлился до 2,4 процентов, тогда как в 2004 году он составлял 9 процентов.
По последним данным национального соцопроса, проведенного компанией Baltic Surveys/The Gallup Organization по заказу Международного республиканского института США, более половины процентов опрошенных граждан Киргизии одной из главных проблем в стране считают безработицу. 26 процентов респондентов обеспокоены развитием экономики. 21 процент отмечает в списке главных коррупцию. 52 процента опрошенных отмечают, что сталкиваются с проблемами, связанными с низким уровнем жизни, 36 процентов – с трудоустройством, 21 процент – с жильем.
Сторонники ВТО объясняют это переходным периодом, особенностями национального менталитета кыргызстанцев и геоэкономическим расположением страны.
Влияние географических факторов на экономическое развитие страны доказали еще американские экономисты Гэллап и Сакс. Исследования показали, насколько важны для роста благосостояния той или иной страны тропический климат, выход к морю, плотность населения в прибрежной полосе и в удаленных от моря районах, расстояние от наиболее развитых стран и т.д. Выяснилось, что страны, удаленные от моря, или имеющие к нему выход, но большинство населения живет не в прибрежной полосе, развиваются медленнее. И этот момент киргизское руководство должно было оговорить при вступлении в ВТО. Но, вероятно, оно больше задумывалось о своем политическом имидже, чем о негативных последствиях в результате возможного экономического спада, и киргизы вступили в ВТО на невыгодных для себя условиях.
Возможно, с вступлением России и Казахстана в ВТО антидемпинговые санкции приостановят ввоз недоброкачественной китайской продукции. Но это одна сторона медали. Вторая заключается в том, что многочисленные челночники и ряд мелких предприятий, специализирующихся на торговле китайскими товарами, обанкротятся и пополнят армию нищих и безработных. А нищета, как известно, порождает революцию.
Учитывают ли эти
особенности казахстанские
Заключение
Взглянув на
карту мира, можно убедиться, что
за исключением прибалтийских
С января 1996 г. Республика Казахстан имеет статус наблюдателя во Всемирной торговой организации (ВТО), которая пришла на смену Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Бросается в глаза разница в подходе ко вступлению в ВТО Китая и Казахстана. Китай 13 лет вел переговоры с ВТО, добиваясь для себя приемлемых условий, обеспечивающих интересы китайских производителей. На долю Китая приходится 12% мирового ВВП, но только 3% мировой торговли. В конечном счете, Пекин пошел на серьезные уступки, поняв, что вступление в ВТО приведет к существенному росту роли Китая в мировой торговле в начале следующего века. После того, как Китай согласовал с Соединенными Штатами условия своего вступления, правилами ВТО определяется экономическое поведение 90% населения мира, на долю которых приходится 95% глобальной торговли.
Часто задается такой вопрос: не является ли вхождение Казахстана в ВТО преждевременным актом? Существуют разные мнения на этот счет. Для России, например, английскими экономистами было подсчитано, что при вступлении в ВТО она сэкономит более миллиарда долларов. Конечно же, вхождение во Всемирную торговую организацию тоже стоит недешево, нужно провести немалую подготовительную работу.
Казахстан придерживается жесткой позиции в вопросе вступления в ВТО. Как заявлял в свое время председатель агентства по стратегическому планированию и реформам Ержан Утембаев, стратегическая цель Казахстана вступить во всемирную торговую организацию (ВТО) на достаточно хороших для страны условиях. С одной стороны, эта позиция правильная - речь, в частности, идет о практической идее: не менять правила игры на внутреннем рынке дважды - сейчас и еще раз после присоединения к ВТО. Однако трудно представить, как это можно сделать, если пока нет сближения позиций по многим вопросам.
Необходимо также понимать, что вступление в состав ВТО — это больше, чем просто благоразумная экономическая политика. Это также и политический меморандум, который выражает стремление страны стать частью международного сообщества, придерживаться международных норм, влиять на них и брать на себя ответственность за международные обязательства. Казахстан уже доказал, что это возможно, принимая активное участие в многочисленных региональных организациях, таких как: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Построение конкурентоспособной экономики невозможно без интеграции в мировую экономику. Факты и цифры говорят сами за себя. Во-первых, сегодня более 50 процентов общего товарооборота Казахстана приходится на страны — члены ВТО. При вступлении в данную организацию России и Украины их доля в товарообороте Казахстана возрастет до 90 процентов. Поэтому для Казахстана очень важно торговать с крупными торговыми партнерами в рамках общего правового пространства. Во-вторых, приведение казахстанского законодательства в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО должно в перспективе привести к улучшению конкурентоспособности отечественных производителей.
Без вступления в ВТО Казахстан неизбежно будет подвергаться разного рода экономической дискриминации. Ведь правила игры на мировом рынке уста-навливаются без нас, а нередко - и против нас. Санкции, квоты, поправка Джексона-Веника и прочие меры, ущемляющие интересы Республики Казахстан, будут продолжаться, пока мы не станем полноправным участником международного разделения труда. Но сегодня Казахстан не готов полностью открыть свой рынок более сильным конкурентам. Наша промышленность, сельское хозяйство, финансовый сектор нуждаются в протекционистской защите.
Оппозиция свободной торговле базируется на двух противоположных идеях - и, что характерно, неверны обе. Первая заключается в том, что свободная торговля понижает уровень жизни в развитых странах, стимулируя утечку рабочих мест и создавая торговый дефицит. Вторая - в том, что свобода торговли расширяет экономическую пропасть между богатыми и бедными странами. Для того, чтобы и то и другое было правдой, богатые страны должны терять рабочие места и одновременно становиться еще богаче, тогда как развивающиеся страны должны приобретать рабочие места, развиваться быстрее и одновременно становиться еще беднее. Предположим, что вы свободно торгуете с другими странами, то есть без тарифов и ограничений. Наибольшим спросом будет пользоваться именно тот продукт страны, который она производит лучше и дешевле, чем все остальные. В результате потребители всех стран-партнеров имеют самые лучшие товары по самой сходной цене. Но это самая простая и понятная ситуация. А что произойдет, если все остальные страны введут высокие тарифы на импорт, и только вы останетесь без таможенных барьеров? Не получится ли так, что ваша промышленность, не имея возможности экспортировать, захиреет под наплывом дешевого и качественного импорта? Парадокс свободной торговли состоит в том, что даже в этом случае ваша страна окажется в самом выгодном положении. Прежде всего, теперь только ваши потребители будут иметь доступ ко всем самым дешевым и качественным товарам на рынке. А ваша собственная промышленность под максимальным давлением конкурентов перестроится настолько, что в конечном счете станет эффективнее и рентабельнее, чем конкуренты. Примером может служить Новая Зеландия, которая, являясь страной-импортером сельхозпродукции и, имея очень низкие тарифы, породила внутреннюю конкуренцию, и сейчас эта страна является примером громадного роста. А вот дела в других странах будут обстоять гораздо хуже. Их население теперь должно за все платить больше, в том числе за отечественные товары - ибо в отсутствие конкурентного стимула цены неизбежно поднимутся. Их промышленность будет обречена на застой.
Существует
также мнение, что ущерба отечественной
промышленности нанесено не будет, и
Казахстан только выиграет от вступления
по следующим причинам: во-первых, из-за
того, что казахстанская