Взаимосвязь сбережений и инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть общетеоретические аспекты сбережений и инвестиций и понять, какую роль они играют в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

ИНВЕСТИЦИИ (2).docx

— 131.33 Кб (Скачать файл)

Функционирование рынка  сбережений происходит благодаря действию финансово-инвестиционного механизма, обеспечивающего привлечение и  инвестирование легальных денежных фондов накопления хозяйствующих субъектов, осуществляющего трансформацию  сбережений в инвестиции.

Как показывает опыт функционирования рынков сбережений в странах с  устойчивой рыночной экономикой, эффективным  является такой финансово-инвестиционный механизм, который обеспечивает привлечение не менее сорока процентов совокупных сбережений граждан. Но как показывают данные статистики, на рынке сбережений России финансово-инвестиционный механизм является неэффективным, так как он аккумулирует и трансформирует в инвестиции реального сектора экономики лишь  15% сбережений населения.

В России процесс формирования и использования сбережений имеет  свою ярко выраженную специфику. Она  проявляется в том, что на российском рынке сбережений сложилась ситуация, когда, с одной стороны, имеется  значительное количество свободных  денежных средств на руках у населения, с другой - острая потребность в  этих средствах у производственного  сектора экономики. При этом каждая из сторон остается при своих нереализованных  интересах, поскольку отсутствует  эффективная система привлечения  сбережений населения в реальный сектор экономики, оптимально отвечающая интересам населения и предприятий. В результате сбережения населения  в большинстве своем имеют  неорганизованный характер, выражающийся в хранении дома наличных денег. Неорганизованные сбережения не могут превратиться в  мощный инвестиционный источник экономического роста страны.

Практика показывает, что  в настоящее время наибольшее распространение в мире получили такие инвестиционные институты, как  сберегательные отделения коммерческих банков, чековые инвестиционные фонды, инвестиционные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды  и другие.

В России процесс формирования и развития рынка сбережений имеет  свои ярко выраженные особенности. Так, одним из самых динамично развивающихся  сегментов российского рынка  сбережений является деятельность страховых  компаний. В качестве отличительной  особенности российского рынка  можно также указать на тенденцию  развития негосударственных пенсионных фондов, которые привлекают ресурсы, способные стать источником долгосрочных инвестиций. Вместе с тем, объем финансовых ресурсов, аккумулируемых ими, пока незначителен, и поэтому они не могут играть существенной роли на рынке сбережений. В секторе негосударственного пенсионного обеспечения России ситуация осложняется и тем, что на инвестиционную активность фондов оказывает сильное влияние их корпоративный характер.

Отрасль инвестиционных фондов, как часть рынка сбережений, пока еще является менее развитым сектором в России. Однако с начала 2006 г. здесь  наблюдается определенный подъем. За первые месяцы этого года число паевых инвестиционных фондов увеличилось на 25%, а общая стоимость активов фондов приблизилась к отметке 500 млн. долл. Кроме того, подавляющее большинство паевых инвестиционных фондов демонстрирует положительную доходность, причем более трех четвертей из них сумели показать доходность выше уровня инфляции и доходности вкладов в надежных банках. В этих условиях, с учетом успешной деятельности (высоких показателей доходности при умеренном риске) большой группы паевых инвестиционных фондов, можно ожидать продолжения роста инвестиций мелких и средних инвесторов в паевые инвестиционные фонды, также как и существенного усиления их позиций на финансовом рынке России.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы наметилась положительная тенденция в функционировании рынка сбережений: увеличилось число  финансовых институтов, возросла их доходность; обозначился рост числа вкладчиков и соответственно аккумулируемых финансовых ресурсов. Но, по-прежнему, деятельность финансовых посредников нельзя назвать  эффективной, т.к. объемы привлекаемых ими сбережений населения остаются низкими, что не позволяет в полной мере использовать их в экономике  России. В некоторой степени это  объясняется тем, что в условиях российской действительности слабо  реализуются важнейшие функции  рынка ценных бумаг, а именно функция по привлечению долгосрочных инвестиций в реальный сектор и информирование инвесторов о текущих тенденциях развития экономики.

Неэффективность функционирования фондового рынка особенно заметна  на региональном уровне, где зачастую обнаруживается его обособленность. Особенностью регионального рынка  является отсутствие торговых фондовых площадок, из-за чего становится невозможным  прямой доступ юридических и физических лиц к организованному рынку  ценных бумаг. Это приводит к дополнительным издержкам инвесторов, снижает привлекательность  операций с ценными бумагами. Среди  других отрицательных черт регионального  рынка можно выделить слабое развитие сети профессиональных участников рынка  ценных бумаг, его информационную закрытость, в связи с чем бывает очень трудно получить сведения по многим вопросам деятельности участников рынка ценных бумаг.

Основным институтом мобилизации  денежных средств населения и  трансформации их в инвестиции продолжает оставаться банковская система России, которая пока не играет заметной роли в процессе трансформации сбережений населения в инвестиции.

К указанным факторам добавляется  и низкая эффективность российской банковской системы, которая пока не соответствует уровню стран с  развитой рыночной экономикой. Так, по мнению экспертов, лишь треть ежегодного прироста сбережений населения, который  составляет величину около 20 млрд долл., поступает в банковскую систему. Основная их часть - 55%, или около 100 млрд долл., направляется на покупку наличной валюты (доллары и евро) или хранится в рублях на руках у населения.

Несмотря на благоприятные  тенденции, наметившиеся в последние  два года, основная цель функционирования рынка сбережений, состоящая в  привлечении финансовых ресурсов населения  и предприятий в экономику, пока не достигнута.

Это подтверждают и результаты исследования, проведенного в Пензенской области, в ходе которого было выявлено, что совокупный объем сбережений населения составляет 125% от общего объема инвестиций, осуществленных за счет всех источников финансирования. При этом сбережения населения составляли менее двух процентов от этого объема. Кроме того, анализ показал, что потенциальными инвесторами в Пензенской области являются все доходные группы, кроме населения с доходами ниже 1000 рублей в месяц на одного человека. Самой перспективной группой в качестве потенциальных инвесторов является группа с доходами, превышающими 10 000 рублей на одного человека в месяц, т.к. именно эта группа обладает 35,8% совокупных сбережений. При этом наблюдается очень сильная дифференциация между доходными группами по критерию объема сбережений. Так, самая малочисленная группа владеет самым большим объемом сбережений, а группе с самыми низкими доходами (22,6% населения) принадлежит лишь 1,3% совокупных сбережений.

Таким образом, инвестиционный потенциал населения достаточно высок, однако он практически не используется, т.к. сбережения населения не вовлечены  в инвестиционный процесс региона.

В этой связи развитие рынка  сбережений, как социально-экономического механизма мобилизации денежных накоплений населения и трансформации  их в инвестиции для реального  сектора экономики, является приоритетной задачей российской экономики.

Это требует более активной и эффективной деятельности государства, в первую очередь, по созданию условий  для активизации процессов аккумулирования  денежных средств населения и  кредитования отечественного производства. По нашему мнению, в основу процесса вовлечения сбережений населения в  инвестиционный оборот могут быть положены следующие принципы:

- обоснование приоритетных  задач развития финансовых и  инвестиционных институтов, способствующих  повышению эффективности привлечения  сбережений населения;

- расширение набора финансовых инструментов привлечения сбережений населения и выработка механизмов их защиты;

- учет особенностей регионального  и местного характера при выборе  целей и инструментов привлечения  инвестиционных ресурсов населения;

- предоставление налоговых  льгот финансовым учреждениям,  кредитующим реальный сектор  экономики;

- разработка программы повышения уровня реальных доходов населения.

На макроуровне должна быть разработана целенаправленная стратегия долгосрочного развития, в рамках которой осуществляется процесс формирования рынка сбережений в России. В основу расширения возможностей использования средств населения, как источника инвестирования, должен быть положен рост благосостояния народа и увеличение его резервных финансовых ресурсов.

Усиление государственного влияния на процесс формирования рынка сбережений и их трансформации  в реальные инвестиции должны быть направлены на решение следующих  задач:

- формирование правовой  базы инвестиционного процесса  и инструментов, стимулирующих вовлечение  сбережений населения в экономический  оборот;

- обеспечение гарантий  населению свободного выбора  любого из существующих вариантов  размещения сбережений по критерию  их выгодности, надежности и целесообразности  с точки зрения интересов и  приоритетов владельцев сбережений;

- обеспечение условий  для реализации интересов собственников  сбережений (в соответствии с  установленными целями и приоритетами) на основе развития конкуренции;

- осуществление государственного  контроля за деятельностью финансовых и инвестиционных институтов, работающих со средствами населения, по обеспечению надежной гарантии защиты прав и интересов собственников вложенных средств;

- разработка и внедрение  комплекса правовых и организационных  механизмов привлечения сберегаемых  средств населения на муниципальном  и региональном уровнях.

Максимальное вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс требует формирования единой государственной политики и долгосрочной стратегии, обеспечивающих тесное экономическое  взаимодействие основных хозяйствующих  субъектов экономики - населения, предприятий  и государства, и является ключевым фактором развития экономики России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были рассмотрены  общетеоретические аспекты сбережений и инвестиций и можно сделать вывод, что они играют значительную роль. 
        Российский рынок – один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране. 
         Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики «сколотили» себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами, используются для инвестиций в зарубежных странах. Поэтому необходимо всеми силами пытаться вернуть эти средства в нашу страну.

Современное состояние экономики  требует постоянного участия  временно свободных средств экономических  агентов, в том числе и средств граждан, в процессе воспроизводства средств производства и в создании материальных благ. Наиболее простым вариантом вовлечения временно свободных средств граждан в процесс воспроизводства материальных благ является помещение их в банк. В связи с этим создание благоприятных условии вовлечения средств граждан в экономику, через кредитный механизм банков, является для государства основной задачей в этом направлении на современном этапе развития.

Основными участниками процесса вовлечения средств граждан в экономику, через кредитный механизм, являются банки и Банк России, как регулирующий орган. Государство обязало Банк России и коммерческие банки защищать интересы вкладчиков, так как банки являются профессиональными участниками рынка банковских услуг.

Отсутствие в банковской практике попятного для граждан  механизма зашиты вкладов от потери банками и увеличение количества потерянных в банках вкладов создаст  условие образования общественного  мнения о банке как о недостаточно надежном месте хранения и приращения накоплений. Образование устойчивого  отрицательного мнения у потенциального вкладчика материализуется в  постоянный рост объема сбережений на руках. Поправить же сложившуюся  в банковской сфере экономики  ситуацию по отношению к частному вкладчику, а также получить дополнительный прирост вкладов за счет привлечения денег "на руках" от граждан можно только при условии изменения отрицательного мнения потенциальных вкладчиков о банковской системе.

Информация о работе Взаимосвязь сбережений и инвестиций