Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Человечество, как и отдельный человек, всегда стремилось к достижению благосостояния. Уже в идеях раннего утопического социализма уничтожение частной собственности, уравнительное распределение и полная регламентация общественной жизни рассматривались как условие достижения всеобщего счастья. По мнению представителей данного учения, человек несчастлив потому, что испытывает зависть к более удачливому соседу. А уничтожить зависть можно только одним путем — сделать всех одинаковыми.

Содержание работы

Введение 3
Понятие взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ 3
Перекрестная эластичность как средство идентификации взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ 5
Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ в производстве 8
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.docx

— 31.38 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ»

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА: студент 2 курса, группы 10115, Дашицыренова  А.С.

 

ПРОВЕРИЛА:

К.Э.Н., 
доцент,

Чернякова М.М.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2011

 

 

Оглавление

Введение 3

Понятие взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ 3

Перекрестная эластичность как средство идентификации взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ 5

Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ в производстве 8

Заключение 11

Список литературы 12

 

Введение

    Человечество, как и отдельный  человек, всегда стремилось к  достижению благосостояния. Уже  в идеях раннего утопического  социализма уничтожение частной  собственности, уравнительное распределение  и полная регламентация общественной  жизни рассматривались как условие  достижения всеобщего счастья.  По мнению представителей данного  учения, человек несчастлив потому, что испытывает зависть к более  удачливому соседу. А уничтожить  зависть можно только одним  путем — сделать всех одинаковыми. 

В условиях рынка всегда актуальная проблема обеспечения товарами всех социальных слоев общества была решена с помощью взаимозаменяемости и  взаимодополняемости благ.

Таким образом, было обеспечено выживание  предприятий в рыночной среде, поскольку  получение и максимизация прибыли  все больше зависит от способности  руководителей предприятий точно  рассчитывать реакции покупателей  на различные комбинации товаров, умение оптимизировать комбинации товаров  при выборе их на рынок по приемлемым для покупателей ценам. Достижение указанной цели предполагает решение  следующих взаимосвязанных задач: изучить приемлемую для практического  использования классификацию экономических  благ; показать возможность использования  кривых безразличия для оптимизации  сочетания поступающих на рынок товаров; определить норму замены при тех или иных сочетаниях товаров; предложить и обосновать схему изменения цен спроса и предложения взаимосвязанных товаров.

 

Понятие взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ

Экономисты различают два типа взаимозависимости, которые нам  полезно знать: взаимозаменяемость и взаимодополнительность. Каждый из них может быть отмечен и в области спроса, и в области производства. Примеры взаимозаменяемых потребительских товаров: плащи и зонты, пиво и пепси-кола, говядина и курятина... Взаимозаменяемые ресурсы производства — это кирпич и бетон, хлопковолокно и синтетическое волокно, уголь и торф...

Взаимозаменяемость редко бывает полной, поэтому обычно один из таких  товаров предпочтительнее другого (все зависит от их оценки покупателем). Взаимодополняющие блага — это  такие, которые люди по обыкновению  желают или должны потреблять совместно. Например, рубашки и галстуки, видеомагнитофоны и видеокассеты, иголки и нитки, автомобили и бензин... Примеры взаимодополняющих  производственных благ: станки и электроэнергия, дрели и сверла, любой материал и соответствующий ему инструмент, комплектующие изделия...

Труд и рабочие машины могут  в одних случаях быть взаимозаменяемыми  ресурсами, в других же случаях —  взаимодополняющими. То же самое можно  сказать о труде и земле, капитале и земле. Мы помним, что классики считали все три ресурса только взаимодополняющими, а неоклассики (начиная с Тюнена) стали рассматривать их как в определенной мере взаимозаменяемые.

Экономисты выработали более четкие определения обоих типов зависимости. Применительно к товарам один или другой тип зависимости определяется в соответствии с тем, как изменяется спрос на один товар при изменении  цены другого (считая доход потребителей неизменным). Если цена одного товара снижается  и при этом уменьшается спрос  на второй товар, значит, они оба  взаимозаменяемы. Например, при снижении цены на мясо снижается спрос на макароны. Или снижение цены одного товара вызывает рост спроса на второй, значит, эти товары взаимодополняющие. Например, снижение тарифа на электроэнергию может увеличить спрос на электропылесосы.

На самом деле взаимозаменяемость товаров гораздо шире, чем показывают приведенные выше примеры. Это вытекает из того, что покупательный фонд потребителя всегда ограничен его  доходом. Потребителю всегда приходится делать выбор: на что лучше потратить  свой доход, чтобы достичь максимальной совокупной полезности. В условиях инфляции, которая обесценивает наши доходы, мы часто замечаем, что потребление  одного товара приходится заменять потреблением другого, не столь качественного, но зато более дешевого и при этом все же удовлетворяющего соответствующую нашу потребность.

Все сказанное в этом разделе  имеет целью показать, что, если мы хотим получить действительно достоверную  функцию спроса (или предложения) для товара "икс", в эту функцию  следует включить не только цену данного товара, но и цены всех товаров. Ибо мы заранее не знаем, в каком отношении находится товар "икс" с любым другим товаром и находится ли он с этим товаром в каком-либо из двух отношений взаимозависимости вообще.1

Товары-заменители оказывают серьезное  влияние на эластичность спроса. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос  на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как  с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может  перейти на другой сорт ржаного хлеба  и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать  эластичность по отношению к отдельным  видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше. Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть авто владельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти  товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.2

 

Перекрестная  эластичность как средство идентификации  взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ

Перекрестная эластичность спроса по цене определяется как процентное изменение количества запрашиваемого продукта 1, поделенное на процентное изменение  цены продукта 2. При этом цена продукта 1 становится условием «ceteris paribus».

С помощью коэффициента перекрестной эластичности по цене измеряется степень, с которой различные продукты связаны между собой, а также определяются границы отрасли (группы фирм, которые производят подобную продукцию).

Например, если цена продукта увеличилась, и это привело к росту спроса на продукт i , то коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене положите­ лен (т). > 0). В таком случае рассматриваемые блага являются субститутами (взаимозаменяемыми) и могут при этом производиться в одной отрасли экономики. Высокая перекрестная эластичность по спросу обычно указывает на то, что фирмы, производящие данную продукцию, принадлежат к одной отрасли. Вопрос, однако, заключается в том, что считать «высоким» показателем. При этом определение отрасли часто зависит больше от специфических проблем, чем от показателя перекрестной эластичности по спросу.3 Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые  не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от "плюс бесконечности" до "минус  бесконечности".

Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении  антимонопольной политики. Чтобы  доказать, что та или иная фирма  не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое  этой фирмой благо обладает положительной  перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.

Важным фактором, обусловливающем  перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению  друг друга в потреблении.

Знание перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается  рост цен на природный газ, что  неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении  и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту  объема спроса на электроэнергию на 8%.

 

Мера взаимозаменяемости благ выражается в величине показателя перекрестной эластичности спроса по цене. Если незначительный прирост цены одного блага вызывает большой прирост спроса на другое благо, то они являются близкими заменителями. Если незначительный рост цены одного блага вызывает большое сокращение спроса на другое благо, то они являются близкими дополняющими благами.4

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене - показатель, выражающий отношение процентного изменения  в объеме спрашиваемого блага  к процентному отношению цены другого блага. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене может  быть применен с целью характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ только при незначительных изменениях цен. При больших изменениях цен будет обнаруживаться влияние эффекта дохода, что вызовет изменение спроса на оба блага. Например, если цена хлеба понизится в два раза, то, вероятно, увеличится потребление не только хлеба, но и других благ. Этот вариант может расцениваться как взаимодополняющие блага, что не является правомерным.

По оценке западных источников, коэффициент  эластичности масла к маргарину  равен 0,67. Исходя из этого, потребитель  при изменении цены на масло отреагирует  более значительным изменением спроса на маргарин, нежели в противоположном  варианте. Следовательно, знание коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене дает возможность предпринимателям, выпускающим взаимозаменяемые блага, более или менее правильно  устанавливать объем выпуска  одного вида блага при ожидаемом  изменении цен на другое благо.

 

 

Взаимозаменяемость  и взаимодополняемость благ в  производстве

Выявление продуктовых границ рынка  представляет собой процедуру определения  товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки  которых расцениваются как один товарный рынок) на основе мнения покупателей, а при монопсонии — мнения продавцов (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей (продавцов) и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей (продавцов), дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара, розничная торговля, реализация товара по прямым договорам

Информация о работе Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ