Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:21, контрольная работа
Человечество, как и отдельный человек, всегда стремилось к достижению благосостояния. Уже в идеях раннего утопического социализма уничтожение частной собственности, уравнительное распределение и полная регламентация общественной жизни рассматривались как условие достижения всеобщего счастья. По мнению представителей данного учения, человек несчастлив потому, что испытывает зависть к более удачливому соседу. А уничтожить зависть можно только одним путем — сделать всех одинаковыми.
Введение 3
Понятие взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ 3
Перекрестная эластичность как средство идентификации взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ 5
Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ в производстве 8
Заключение 11
Список литературы 12
Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара: потребительские свойства товара, функциональное назначение; физические параметры (вес, габариты и т. д.); технические и эксплуатационные показатели; цена товара; условия потребления или эксплуатации товара покупателями, обеспеченность электроэнергией; обеспеченность водоснабжением; обеспеченность услугами по сборке, транспортировке, обеспеченность техническим обслуживанием; способы (условия) реализации товара, через систему оптовой, мелкооптовой торговли, через систему розничной торговли, в том числе фирменные магазины организаций-изготовителей; по прямым договорам между продавцами и покупателями, в том числе посредством бартерных сделок.
Выявление товаров-заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования — взаимозаменяемость по потреблению (спросу) и с точки зрения их производства — взаимозаменяемость по производству.
Одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является показатель перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение изменения объема реализации товара Х (в %) к изменению цены товара У (в %) за определенный период.
Спрос на товар Х при увеличении цены на товар У может и возрастать, и убывать в зависимости от отношения покупателя к совместному использованию того и другого товара. Таким образом, перекрестная эластичность может быть и положительная, и отрицательная. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары Х и У являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменяемости товаров. Отрицательная перекрестная эластичность характерна для взаимодополняющих товаров (например, рост цены бензина должен снижать спрос на автомобили). На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров — экспертным оценкам, интервью с покупателями и специалистами той или иной отрасли.
Критериями взаимозаменяемости являются также: функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме различных групп покупателей. Одна и та же продукция на одной и той же территории может обращаться на разных товарных рынках (по составу покупателей и продавцов, например, оптовых и розничных), и рынки эти следует рассматривать обособленно; сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей.
Для определения взаимозаменяемости товаров, с точки зрения потребителя, рекомендуется использовать следующие характеристики: функциональная взаимозаменяемость; относительные цены; затраты фирмы на внедрение новой продукции в производственный процесс; мнение покупателей.
Если не существует другого товара, функционально эквивалентного рассматриваемому, — у такого товара нет заменителя. И считается, что он сам представляет товарный рынок.
Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства необходимо: выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу (это могут быть простаивающие, излишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции); определить технологические возможности переключения производственных мощностей на выпуск рассматриваемой товарной группы с производства других товарных групп.
Для определения взаимозаменяемости с точки зрения производства необходимо:
А. Оценить период проникновения любой фирмы на рынок конкретного товара в ответ на значительное увеличение цен. Один год от момента значительного увеличения цен до момента вступления фирмы на рывок представляется «разумным периодом» или периодом «быстрого» проникновения на рывок.
Б. Оценить трудность
.действующих субъектов рынка, проникших на него недавно;
.пользователей и фирм —
В. Установить последовательность шагов, ведущих к вступлению, и их продолжительность во времени. Необходимая информация может быть получена:
в результате изучения недавних вступлений;
путем интервью со специалистами в данной области производства.
Г. Определить вероятность вступления
на рынок. Вероятность вступления на
рынок будет тем выше, чем выше
выручка в результате вступления
на новый рынок по сравнению с
выручкой, которую производитель
в настоящий момент получает от своих
вложений. Такую информацию можно
получить путем выяснения у
Подводя итог проведенному исследованию,
можно констатировать, что сложившиеся
в микроэкономике научные методы
определения целесообразности выхода
на рынок с предложением того или
иного сочетания
В то же время систематическое
1. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика:
Учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/
2. Лившиц А.Я. Введение в
3. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-пресс, 1996, 493 С.
4. Селищев А.С. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2002., 387 С.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Экономика, 1996, 582 С.
1 Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-пресс, 1996, С. 205-213
2 Агапова И. И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997, С. 53-57.
3 Микроэкономика. Селищев А.С. СПб.: Питер, 2002., С. 347-348.
4
Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика:
Учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.inventech.ru/lib/
5 Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Экономика, 1996, С. 186-195.
Информация о работе Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ