Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Человечество, как и отдельный человек, всегда стремилось к достижению благосостояния. Уже в идеях раннего утопического социализма уничтожение частной собственности, уравнительное распределение и полная регламентация общественной жизни рассматривались как условие достижения всеобщего счастья. По мнению представителей данного учения, человек несчастлив потому, что испытывает зависть к более удачливому соседу. А уничтожить зависть можно только одним путем — сделать всех одинаковыми.

Содержание работы

Введение 3
Понятие взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ 3
Перекрестная эластичность как средство идентификации взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ 5
Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ в производстве 8
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.docx

— 31.38 Кб (Скачать файл)

Примерный перечень показателей, необходимых  для определения изучаемого товара: потребительские свойства товара, функциональное назначение; физические параметры (вес, габариты и т. д.); технические и эксплуатационные показатели; цена товара; условия потребления или эксплуатации товара покупателями, обеспеченность электроэнергией; обеспеченность водоснабжением; обеспеченность услугами по сборке, транспортировке,  обеспеченность техническим обслуживанием; способы (условия) реализации товара, через систему оптовой, мелкооптовой торговли, через систему розничной торговли, в том числе фирменные магазины организаций-изготовителей; по прямым договорам между продавцами и покупателями, в том числе посредством бартерных сделок.

Выявление товаров-заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать  два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования  — взаимозаменяемость по потреблению (спросу) и с точки зрения их производства — взаимозаменяемость по производству.

Одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является показатель перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение  изменения объема реализации товара Х (в %) к изменению цены товара У (в %) за определенный период.

Спрос на товар Х при увеличении цены на товар У может и возрастать, и убывать в зависимости от отношения покупателя к совместному использованию того и другого товара. Таким образом, перекрестная эластичность может быть и положительная, и отрицательная. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары Х и У являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменяемости товаров. Отрицательная перекрестная эластичность характерна для взаимодополняющих товаров (например, рост цены бензина должен снижать спрос на автомобили). На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров — экспертным оценкам, интервью с покупателями и специалистами той или иной отрасли.

Критериями взаимозаменяемости являются также: функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме различных групп покупателей. Одна и та же продукция на одной и той же территории может обращаться на разных товарных рынках (по составу покупателей и продавцов, например, оптовых и розничных), и рынки эти следует рассматривать обособленно; сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей.

Для определения взаимозаменяемости товаров, с точки зрения потребителя, рекомендуется использовать следующие  характеристики: функциональная взаимозаменяемость; относительные цены; затраты фирмы на внедрение новой продукции в производственный процесс; мнение покупателей.

Если не существует другого товара, функционально эквивалентного рассматриваемому, — у такого товара нет заменителя. И считается, что он сам представляет товарный рынок.

Для оценки взаимозаменяемости товаров  с точки зрения их производства необходимо: выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу (это могут быть простаивающие, излишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции); определить технологические возможности переключения производственных мощностей на выпуск рассматриваемой товарной группы с производства других товарных групп.

Для определения взаимозаменяемости с точки зрения производства необходимо:

А. Оценить период проникновения  любой фирмы на рынок конкретного  товара в ответ на значительное увеличение цен. Один год от момента значительного  увеличения цен до момента вступления фирмы на рывок представляется «разумным  периодом» или периодом «быстрого» проникновения на рывок.

Б. Оценить трудность проникновения  на рынок. Для этого следует определить, какое оборудование, знания и профессиональная подготовка нужны для начала производства данного товара. Вступление на рынок  считается легким, если «невосполнимые затраты» (потери, которые невозможно возместить в случае выхода фирмы  с рынка), пошедшие на вступление, не превышают 5% от общих затрат на производство. Информация о затратах на вступление и невосполнимых затратах может  быть получена в результате опроса:

.действующих субъектов рынка,  проникших на него недавно;

.пользователей и фирм — производителей  имущества для выявления возможности его альтернативного использования. Другой способ определения степени невосполнимости затрат — определение существования рынка использованного имущества.

В. Установить последовательность шагов, ведущих к вступлению, и их продолжительность  во времени. Необходимая информация может быть получена:

в результате изучения недавних вступлений;

путем интервью со специалистами в  данной области производства.

Г. Определить вероятность вступления на рынок. Вероятность вступления на рынок будет тем выше, чем выше выручка в результате вступления на новый рынок по сравнению с  выручкой, которую производитель  в настоящий момент получает от своих  вложений. Такую информацию можно  получить путем выяснения у потенциальных  вступающих их готовности начать производство в ответ на значительное увеличение цен. Подразумевается, что фирма, располагающая  всем необходимым для вступления и не несущая при вступлении невосполнимых  затрат, должна быть заинтересована в  проникновении на рынок, если цены на 5% выше конкурентного уровня.5

 

Заключение

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать, что сложившиеся  в микроэкономике научные методы определения целесообразности выхода на рынок с предложением того или  иного сочетания взаимосвязанных  товаров создают прочную теоретическую  базу для минимизации риска и  прогнозирования покупательского  поведения потребителей. Однако это  не означает, что эти методы можно  расценивать как панацею и  ожидать от них стопроцентного результата. Ведь по самой своей сути рынок  представляет собой чрезвычайно  изменчивую среду, учесть все компоненты которой невозможно даже при помощи вероятностных методов, поскольку  она содержит массу принципиально  неопределенных процессов, связанных  с действиями и решениями самых  различных микроэкономических субъектов, их входом на рынок и выходом из него. Предпринимательское поведение  всегда содержит в себе значительную долю риска и требует не только точных расчетов, но и оперативного реагирования на ситуацию, использования  интуиции, постоянного маркетингового исследования потенциальных потребителей и конкурентов.

В то же время систематическое использование  кривых безразличия, четких классификаций  и методов оперирования взаимосвязанными товарами на рынке, теоретических схем ценообразования, компьютерных моделей  ситуаций на рынке открывает перед  предпринимателями широкий спектр возможностей и дает им материал для  собственных обобщений и размышлений, для обыкновенного принятия решений. Продолжить ли экспансию уже выброшенных  на рынок взаимосвязанных товаров? Сократить ли производство некоторых из них и заменить ли какие-то из них товарами-субститутами? Как сделать так, чтобы то или иное сочетание товаров способствовало их реализации на рынке, а не создавало ей дополнительных помех?

 

Список литературы

 

1. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/

2. Лившиц А.Я. Введение в рыночную  экономику. – М.: МП ТПО «Квадрат», 1991, 671 С.

3. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-пресс, 1996,  493 С.

4. Селищев А.С. Микроэкономика.  СПб.: Питер, 2002., 387 С.

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Экономика, 1996,  582 С.

 

1 Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-пресс, 1996, С. 205-213

2 Агапова И. И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997, С. 53-57.

3 Микроэкономика.  Селищев А.С. СПб.: Питер, 2002., С. 347-348.

4 Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/

5 Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Экономика, 1996, С. 186-195.


Информация о работе Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ