Японская модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 04:51, курсовая работа

Описание работы

Хотя разговоры о «японском чуде» уже прекратились давно, Япония как «феномен» развития экономики, продолжает интересовать. Японская экономика показала высокую степень адаптивности к изменениям условий развития, несмотря на ряд сложных внутренних проблем и ухудшения внешних условий. Конечно, это связанно с ролью государства в экономики станы, с его эффективным механизмом регулирования. В течение всего послевоенного периода государственного регулирование экономики обеспечивало оптимальное сочетание направляющей роли государства и функционирование рынка. Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Послевоенная экономика Японии 4
1.1 Внутреполитическое положение послевоенной Японии 4
1.2 Социально-экономические преобразования 6
1.3 Промышленная политика послевоенной Японии 7

Глава 2. Японское «экономическое чудо» 10
2.1 Япония с середины 50-х до конца 60-х гг 10
2.2 Причины появления японского феномена 11
2.3 Результаты японского «экономического чуда» 13

Глава 3. Экономика Японии с середины 70-х гг. до настоящего времени 15
3.1 Экономические кризисы 70-80-х гг 15
3.2 Экономика Японии сейчас 17

Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Японская модель смешанной экономики.docx

— 60.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

 

Глава 1. Послевоенная экономика Японии 4

1.1 Внутреполитическое положение послевоенной Японии 4

1.2 Социально-экономические преобразования 6

1.3 Промышленная политика послевоенной Японии 7

 

Глава 2. Японское «экономическое чудо» 10

2.1 Япония с середины 50-х до конца 60-х гг 10

2.2 Причины появления японского феномена 11

2.3 Результаты японского «экономического чуда» 13

 

Глава 3. Экономика Японии с середины 70-х гг. до настоящего времени 15

3.1 Экономические кризисы 70-80-х гг  15

3.2 Экономика Японии сейчас 17

 

Заключение 22

Список использованной литературы 23

 

 

 

Введение

 

Япония выделяется среди других стран своими большими экономическими и социальными достижениями. В течение длительного времени успешно развивается экономика страны. По уровню жизни она опережает многие страны.

Хотя разговоры о «японском  чуде» уже прекратились давно, Япония как «феномен» развития экономики, продолжает интересовать. Японская экономика  показала высокую степень адаптивности к изменениям условий развития, несмотря на ряд сложных внутренних проблем  и ухудшения внешних условий. Конечно, это связанно с ролью  государства в экономики станы, с его эффективным механизмом регулирования. В течение всего  послевоенного периода государственного регулирование экономики обеспечивало оптимальное сочетание направляющей роли государства и функционирование рынка. Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики.

. Изучение аспектов развития японской модели, причин ее эффективности и жизнеспособности, гибкости, определяющей преобразования в новых условиях, является актуальным.

Анализ теоретических  основ функционирования экономической модели Японии, социально-экономических отношений, определяющих базу её модели, поможет узнать функционирование системы, как в целом, так и отдельные принципы, которые можно локально предпринимать для преобразований в экономических системах других стран.

Цель курсовой работы заключается  в теоретическом исследовании основ японской модели смешанной экономики и обосновании наличия внутреннего потенциала ее устойчивого развития.

 

 

 

 

 

Глава I. Послевоенная экономика Японии.

1.Внутриполитическое положение  послевоенной Японии.

 На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранение в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер.

Все это усугублялось господством политической силы, подчинившей своим агрессивным целям народное хозяйство страны, а также беспощадной эксплуатацией бесправных трудящихся масс монополистическими концернами – «дзайбацу», сросшимися с военно-бюрократической правящей верхушкой. В 1940 году Япония заключила военный союз с гитлеровской Германией и фашисткой Италией, направленный против СССР, а также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну.

В отличие от Германии, оккупированной союзниками в ходе боев на ее собственной  территории, Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали  созданию зон оккупации стран-победителей  в Японии. Поскольку соотношение  сил СССР и западных держав на Дальнем  Востоке было совершенно иным, чем  в Европе, а советский вклад  в разгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской  войны в условиях фактически начавшейся "холодной войны", Москва была вынуждена  с этим согласиться. В результате американские войска под командованием  генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией1.

После войны Япония оказалась в тяжелейших экономических условиях, в которых страна потеряла 44% своих прежних владений, на которые в 1937г. приходилось 23,8% общего объема импорта в метрополию. До окончания войны под государством Японии находились территории, богатые рисом, сахаром, бобами, древесиной, золотом, железной рудой, каменным углем. В 1937г. на владения Японии и на оккупированный северо-восточный Китай приходилось 59,3% японского экспорта и 41,7% импорта2.

Уровень промышленного производства, достигший во время войны (1941г.)69,4% от довоенного (1935-1937гг.) в 1945г. упал до 28,5%. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленного производства. Промышленное производство Японии колебалось на уровне 30% по отношению к 1930-34 гг3.

Жилищный фонд в городах  и системы искусственного орошения сельскохозяйственных земель были сильно разрушены. Военные потери составили 2 млн. 800 тыс. человек убитыми, но численность населения увеличилась на 100% ввиду притока репатриантов из бывших колоний4.

Всё это сопровождалось острейшей  нехваткой всех товаров, разгулом спекуляции, бесконечными и отупляющими очередями для рядовых японцев, поездками изголодавшихся с заплечными мешками в деревни для обмена остатка своих более чем скромных остатков одежды или домашней утвари на продукты питания, даже поисками объедков на помойках в районах проживания семей американских военнослужащих.

Преобразования 1945 - 47 гг. освободили японский империализм от его угрожающих военно-феодальных характеристик, открыли  возможность буржуазно-демократического развития. Однако США не спешили  с подписанием Мирного Договора и прекращением оккупации: их устраивало эластичное бездоговорное положение  Японии в условиях "холодной войны". На втором этапе оккупации (1948 - 51 гг.) Вашингтон делает ставку на превращение  Японии в своего союзника на Дальнем  Востоке. Вашингтон вынес на Сан-Францисскую конференцию 1951 г. проект Мирного Договора победителей с Японией. По Сан-Францисскому Договору Япония отказывалась от ряда захваченных и приобретенных ею территорий (Курил, Ю. Сахалина, Тайваня и др.), но без указания стран, которым эти острова передавались. Архипелаг Рюкю (острова Окинава) оставался под административным управлением США. Предусматривалась выплата репараций Японией жертвам ее агрессии, но без указания размера репараций и порядка их выплаты (предлагалось решать этот вопрос на основе двусторонней договоренности). Мирный договор, как ни странно, не предусматривал вывода американских оккупационных войск с японской территории. В нем не было даже конституционных положений о демократизации и военных ограничениях на Японию. Таким образом, после 6 лет оккупации в результате Сан-Францисской конференции, Япония превратилась в субъекта "холодной войны" на стороне США. Японская буржуазия сознательно пошла на ущемление своего суверенитета в политической области в обмен на американские рынки сырья и сбыта в сфере экономической. Многосторонний Сан- Францисский договор после закрытия Конференции был дополнен двусторонним японо-американским Пактом безопасности.

2. Социально-экономические  преобразования.

Довоенное промышленное развитие Японии привело к формированию крупных концернов, напоминавших своей организацией и порядками феодальные кланы средневековья. Несмотря на гигантские масштабы производства, поддерживаемые военными заказами и импортом сырьевых ресурсов из колоний, крупные японские концерны, доминируя на монополизированных рынках внутри страны, в отсутствии реальной конкуренции и соперничества затормозились в своём развитии и Япония, вновь стала отставать от ведущих мировых держав в области новых технологий. Появление новых промышленных предприятий в предвоенные и военные годы являлось в условиях монополизированных рынков и государственных военных заказов экономически рискованным шагом, время первой волны предпринимательства закончилось.

Поражение страны во второй мировой войне в 1945 г. нарушило естественный, эволюционный характер модернизационного процесса, но вместе с тем и ускорило проведение решительных преобразований.

Главными в экономическом  плане были две реформы. Первым в 1945 г. был издан закон о ликвидации дзайбацу (японских корпораций, вдохновителей милитаризма и экспансии). Этим законом были  ликвидированы головные холдинг-компании групп. В результате функции руководства группами перешли к банкам.

Кроме того, ведущие промышленные компании по закону 1945г. были «разукрупнены», как и в Германии. Но в дальнейшем с ними произошло то же, что и с разукрупнёнными концернами ФРГ, путём слияний они стали восстанавливаться в прежнем объёме.

Второй из послевоенных хозяйственных  реформ была аграрная реформа 1947-1949 гг. Реформа заключалась в том, что государство принудительно выкупало у помещиков землю, причём, если помещик жил в деревне, ему оставляли в собственность 3 га, а если нет, то у него выкупалась вся земля. В результате инфляции сумма выкупа земли к концу проведения реформы была на 5-7 % меньше реальной стоимости5.

 Выкупленную у помещиков землю государство продавало крестьянам, арендовавшим эту землю, в рассрочку на 24 года. В результате помещичье землевладение было практически уничтожено, из арендаторов крестьяне стали собственниками земли.

Первоначально было два проекта  земельной реформы – советский и англо-американский. В итоге в жизнь был проведен англо-американский проект и японское правительство, руководствуясь этим проектом разработало «положение о завершении реформы земельной системы».

Реформа вызвала рост сельскохозяйственного производства. С 1946 по 1970 г. оно выросло более чем вдвое. Ведь до реформы значительная часть доходов крестьян изымалась из сельского хозяйства и шла на паразитическое потребление помещиков. Теперь эти деньги остаются в хозяйстве и вкладываются в производство. Поэтому стал быстро повышаться технический уровень земледелия, например, в условиях мелкого землевладения стала проводиться «малая  механизация»: «ручные» трактора с набором подвесных инструментов, малые универсальные электромоторы и т.п.

Все преобразования были в  первую очередь направлены на то, чтобы коренным образом активизировать предпринимательскую деятельность в стране и на этой основе получить максимальные результаты во всех главных сферах6.

Ключевое и высокоэффективное средство реализации этой цели виделись японской технократии в создании наиболее благоприятных условий для рыночной конкуренции. Такие условия в довоенной японской экономике отсутствовали. Рыночная конкуренция была подавлена монополизмом, причём даже в большей степени, чем в других капиталистических странах.

3. Промышленная политика послевоенной Японии.

Промышленное производство к концу войны сократилось  в 10 раз по сравнению  с довоенным   уровнем.   Поэтому   естественно,   что   восстановление   здесь продолжалось дольше, чем в других странах:  довоенный  уровень  производства был  восстановлен  только  в  1952   г.   Но   более   существенно   другое: восстановление  происходило  на  старой  технической   основе,   т.е.   того технического обновления, которое совершалось в ходе восстановления в  других странах,  здесь  не  было.  Японские  промышленники  надеялись   по-прежнему выигрывать на  дешевизне  труда  и  восстанавливали  отрасли,  не  требующие больших капиталов и высокой техники, но много живого труда.

Приоритеты промышленной политики в послевоенной Японии последовательно  и целенаправленно смещались  от преимущественного развития трудоемких отраслей (легкая промышленность), затем  материалоемких (металлургия, нефтехимия, автомобильная промышленность, судостроение) к наукоемким отраслям и производствам (электроника, биотехнология, новые материалы). Понимание неизбежности этих процессов пришло далеко не сразу, а смена приоритетов протекала отнюдь не безболезненно. Ведь речь шла об отраслях с весьма высоким мировым рейтингом (черная металлургия, автопромышленность), фактически созданных после войны, имеющих достаточно современные средства труда и сравнительно молодой производственный аппарат. Предстояло определить качественно новую роль и новое место этих отраслей в структуре обновляемой экономики. Для черной металлургии, способной ежегодно выплавлять более 150 млн. т стали, с числом занятых около 450 тыс. человек эта задача представляла значительную трудность. Ориентация на экспорт, в условиях жесткой конкуренции на внешнем рынке, потребовала от японской промышленности производить продукцию по самым  высоким мировым стандартам, конкурентоспособную по всем параметрам – по цене, качеству, сервисному обслуживанию и т.д. Кроме того, огромная зависимость от импорта энергосырьевых ресурсов сразу же поставила на повестку дня проблему энерго– и ресурсосбережения при развитии промышленности7.

В ориентации обрабатывающей промышленности на внешние рынки был еще один положительный момент. На первоначальном этапе послевоенного экономического развития Японии не пришлось вкладывать огромные средства и материальные ресурсы в добывающие отрасли, т.е. замораживать их на долгие годы, ожидая, когда они дадут отдачу. Благо до середины 70–х годов мировые цены на энергосырьевые ресурсы были относительно низки (особенно по сравнению с промышленной продукцией) и стабильны. Крупные вложения в разработку энергосырьевых ресурсов за рубежом Япония стала делать на более позднем этапе своего развития, когда достаточно окрепла в финансовом отношении, накопила солидный «избыточный» капитал.

Информация о работе Японская модель экономики