Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 17:51, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть социальную политику России, выявить проблемы и найти пути их разрешения.
Для решения поставленной цели мною сформулированы следующие задачи:
Раскрыть понятие «социальная политика»
Рассмотреть задачи и возможности социальной политики
Охарактеризовать основные направления социальной политики
Выявить проблемы социальной политики в России и предложить пути их решения
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальная политика: понятие, функции и принципы
§1.1. Понятие социальной политики и ее функции……………………………….6
§1.2. Характеристика различных подходов к определению социальная политика………………………………………………………………………….10
§1.3. Принципы социальной политики…………………………………………...14
Глава 2. Задачи, возможности, проблемы социальной политики и пути их решения
§2.1. Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества………………………………………20
§2.2. Основные направления реализации социальной политики……………….29
§2.3. Проблемы социальной политики в России и пути их разрешения……….32
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..40
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социальная политика: понятие, функции и принципы
§1.1. Понятие социальной политики и ее функции……………………………….6
§1.2. Характеристика различных
подходов к определению социальная политика…………………………………………………………
§1.3. Принципы социальной политики…………………………………………...14
Глава 2. Задачи, возможности, проблемы социальной политики и пути их решения
§2.1. Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества………………………………………20
§2.2. Основные направления реализации социальной политики……………….29
§2.3. Проблемы социальной политики в России и пути их разрешения……….32
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..40
Социально-экономические преобразования, проводимые в России, привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества.
В сложных экономических условиях начального этапа реформ (1992-1995 годы) принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. В частности, были созданы механизмы защиты доходов пенсионеров и работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.
Доля расходов на социальные нужды в совокупных расходах государства возросла в течение этих лет на треть - с 27,5% до 40% ВВП, в основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и региональных (местных) бюджетов.
Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность программ социальной поддержки была крайне низкой.
Согласно оценкам Международной Организации Труда эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%.
Поэтому назрела необходимость внесения коренных изменений в стратегию социальной политики. Прежде всего, должна быть повышена ее эффективность, выработаны новые механизмы социальной политики, обеспечивающие более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановлено Правительству Российской Федерации обеспечить:
1.увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников; создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
2. в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг
3.повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников; создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
4. меры, начиная с 2013 года, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
5. разработку до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования
6. в целях дальнейшего
В новых экономических условиях в среднесрочном периоде намечается осуществить реформы во всех отраслях социальной сферы - труде и трудовых отношениях, политике доходов, занятости и развитии кадрового потенциала, социальном страховании и пенсионном обеспечении, социальной защите ветеранов, инвалидов и других социально уязвимых групп населения, здравоохранении, образовании и других социально-культурных отраслях.
Считаю тему своей курсовой работы весьма актуальной так как, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека2.
Цель работы: рассмотреть социальную политику России, выявить проблемы и найти пути их разрешения.
Для решения поставленной цели мною сформулированы следующие задачи:
Глава 1 . Социальная политика: понятие, функции и принципы
§1.1. Понятие социальной политики и ее функции
Политология изучает не только политическую систему общества, ее важнейшие институты, политический режим, политическую культуру, положение и роль субъектов политических отношений, но и политику, понимаемую как деятельность политико-управленческих структур в различных сферах жизни общества. Это деятельность осуществляется прежде всего как принятие и последующая реализация политико-властных решений. Она направлена на разрешение проблем внутренней жизни общества (внутренняя политика) и проблем, возникающих во взаимоотношениях с другими обществами и государствами (внешняя политика). Оба вида политики находятся в состоянии тесной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния. В свою очередь внутренняя политика подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения3.
В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире4.
В более широкой трактовке понятие “социальная политика” используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом.
В узком смысле понятие “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия. Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы. Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы - государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.
Разумеется, политические институты оказывают неодинаковое воздействие на развитие социальной сферы. Пределы этого воздействия зависят от многих обстоятельств: от функций политических институтов в политической системе общества, масштабов их применения, от объективных потребностей развития социальной сферы и т.д.
С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетие тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются. Можно выявить основные функции социальной политики5.
Во-первых, это функция регулирования воспроизводства рабочей силы. В связи с развитием производственных сил, переходом от экстенсивного характера развития производства к интенсивному предъявляются более высокие требования к качеству рабочей силы. Поэтому объективно в развитых странах социальной сфере уделяется огромное внимание.
Во-вторых, функцией социальной политики является поощрение прогрессивных мотиваций к труду. Мировая практика знает несколько видов мотиваций: традиционный (образец, ритуал), этический (долг), административный (поощрение, наказание, иерархия), корпоративный (солидарность, участие), экономический (расчет, вознаграждение, экономический интерес). Практика показывает, что в современном обществе существуют все виды мотиваций, однако основную мотивационную роль играют в разном соотношении вознаграждение и участие.
В-третьих, к числу функций социальной политики относится социальная защита населения. Если социальная политика защищает индивидов от нужды и унижения и одновременно способствует согласию между социальными группами, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов.
Социальная политика как регулятор разнообразных интересов социальных групп, эффективна лишь при условии, когда она вбирает в себя не только многообразие интересов, но и учитывает их иерархию, в соответствии с численностью и местом в системе общественного производства той или иной социальной группы. Только при этих условиях социальная политика будет способствовать стабильности общества. Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его социальных групп, слоев. Она постоянно стоит перед выбором: удовлетворению интересов каких социальных групп отдать предпочтение на данном этапе, как установить непосредственных и более удаленных последствий принимаемых решений.
Социальная политика призвана дополнять принцип индивидуальной ответственности гражданина принципом солидарности и объединять их. В частности федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Такие группы могут включать профессиональные структуры, местные общины, кооперативы, региональные организации, общественные объединения и другие созданные для этой цели институты6.
Социальная политика реализуется через государственные “одномоментные” решения - социальные мероприятия и через социальные программы. Социальные программы представляют собой систему социальных мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В социальной программе определяются: квалификация ситуации, решение, этапы решения задач, конкретные меры и способы реализации каждого этапа. Нередко при реализации социальной программы применяется так называемое “дерево целей”, позволяющее системно представить движение от этапа к этапу, реализацию программы, учесть необходимое количество задач, требующих решение на пути к ее достижению.
§1.2. Характеристика различных подходов к определению социальная политика
Одной из основных сфер жизнедеятельности общества является социальная, под которой понимается целостное социальное (в узком смысле слова) бытие, где взаимодействуют социальные группы, индивиды, институты власти, общественные организации по поводу и в связи с социальным статусом человека, его ролью в общественной жизни, условиями жизнедеятельности, материальным благосостоянием и образом жизни.
В настоящее время существуют десятки определений социальной политики, отличающихся и по форме, и по содержанию. При подобном объеме трактовок целесообразнее анализировать не каждое из них, а общие подходы к толкованию понятия. Классификация определений социальной политики (или подходов) может вестись по разным основаниям: в зависимости от обозначенных целей, объектов, субъектов, механизмов, функций, ценностей и других содержательных моментов. Даже из простого перечисления критериев классификации определений социальной политики можно представить, насколько широк спектр самих конкретных трактовок, ведь количество сочетаний различных формулировок объектов, субъектов, целей, способов и других составляющих понятия огромен. Конечно, не все определения содержат перечисленные компоненты, да и к этому не стоит стремиться, иначе они будут весьма перегружены. Мне представляется, что обязательными элементами определения социальной политики должны быть сущностная составляющая и объект, желательными – субъект и целевая установка, а остальные компоненты могут и должны рассматриваться отдельно.
Информация о работе Задачи, возможности, проблемы социальной политики и пути их решения