Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа
Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Введение
Глава 1 Теоретические основы занятости и безработицы населения
1.1. Понятие, сущность и виды занятости населения
1.2. Сущность безработицы
1.3. Измерение безработицы
1.4. Причины безработицы
1.5. Виды безработицы
Глава 2 Социально-экономические последствия безработицы
2.1. Социальные последствия
2.2. Экономические последствия
Глава 3 Современное состояние рынка труда в России
Глава 4 Меры по снижению уровня безработицы
4.1. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
4.2. Создание более гибкой модели рынка труда
Заключение
Список использованных источников
Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.
Глава 3. Современное состояние рынка труда в России
Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.
Заметим, что сейчас безработица в большинстве
регионов России не представляет собой
серьезной проблемы. Появиться она может
лишь в маловероятной ситуации резкого
замедления роста экономики, сопровождающегося
ростом производительности труда.
Если не произойдет радикального прорыва
в области производительности труда, первыми
с этим явлением столкнутся наиболее развитые
регионы страны. Впрочем, в Москве это
уже давно наблюдается: об этом говорят
практически нулевой уровень безработицы
и постоянно растущее количество приезжих.
Опыт столицы подсказывает, что последствия
дефицита будут иметь целый ряд неприятных
последствий – как с экономической, так
и социальной точки зрения. Рост зарплат
подрывает конкурентоспособность, более
ранний выход на рынок труда – качество
образования, миграция из других регионов
– культурную среду. Впрочем, похоже, что
все это неизбежно: политика в области
миграции и занятости может лишь несколько
отсрочить обострение проблемы.
В 2009 году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продолжится еще несколько лет. Особенно хорошо обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты в один голос утверждают, что пока экономика растет, рынок труда также будет «раздуваться». Более того, по прогнозам кадровиков, через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов.
По мнению представителей столичного департамента занятости, через пять-шесть лет будут в цене специалисты сферы услуг, социальные психологи и кадровики. Представители Центра исследования населения Института экономики РАН отмечают тенденцию увеличения спроса на «технарей», причем высокой квалификации.
Что касается прогнозов на ближайшее будущее, то практически все эксперты сходятся в одном: пока экономика страны на подъеме, недостатка в рабочих местах не будет. Однако, несмотря на столь радужную картину, в среднесрочной перспективе российский рынок труда столкнется с серьезными сложностями. Уже сейчас менеджеры по персоналу отмечают тот факт, что работодатели начинают обращать меньшее внимание на наличие у соискателя опыта работы (исключая «топовые» должности) и все больше ориентируются на студентов-старшекурсников и выпускников вузов.
По данным обследования населения по проблемам занятости в среднем за 2009г. численность занятого населения была ниже, чем в среднем за 2008г., на 1,7 млн.человек, или на 2,4%, численность безработных была выше на 1,6 млн.человек, или на одну треть.
Уровень безработицы, исчисленный
как отношение численности безр
Наличие опыта работы. В общей численности безработных 25,9% не имели опыта трудовой деятельности. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 20,7% составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 25,2% - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,9% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей
доля застойной безработицы
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в декабре 2009г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,1%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (33,4%) и 20-24 года (16,4%).
Безработица по округам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.
Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ наблюдается в Москве и составляет 1,8%. Не превышает 5% уровень безработицы Санкт-Петербурге, в Республике Мордовия, Московской, Белгородской, Липецкой областях, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах (3,2% - 5,0%).
Самый высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 32,6% и 56,1%.1
Глава 4. Меры по снижению уровня безработицы
4.1. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
Политика занятости - органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
- содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
- разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному – двум предприятиям;
- стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;
- ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
- становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.
Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.
Прямой путь – это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный – это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.
3. Развитие системы страхования от безработицы:
4. Усиление гарантий
в сфере оплаты труда и
5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.
В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.
Социальное партнерство реализу
Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.
4.2. Создание более гибкой модели рынка труда
В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).
Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы.
Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров - это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.2
Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы - это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня.
Снижение уровня безработицы
требует усиления государственного
регулирования миграционных процессов,
ограничения использования
Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой - более 20 раз, второй - 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.
Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, – даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции – субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения – собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом.3 Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому должен поощряться переход к аренде в жилищной сфере.
Информация о работе Занятость и безработица в национальной экономике