Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:25, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Введение. 2
Глава 1. РЫНОК ТРУДА. 4 1.1 Роль рынка труда. 4
1.2 Структура и сущность рынка труда. 7
1.3 Регулирование рынка труда. 9
Глава 2. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА. 12
2.1 Показатели занятости. 12
2.2 Сущность, причины и формы безработицы. 15
2.3 Роль профсоюзов в регулировании занятости. 18
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА. 21
Заключение. 27
Список используемой литературы. 31
Ниже изменение уровня безработицы в США(%)
Показатель
продолжительности рабочей
Показатель среднечасовой оплаты труда помогает установить начало роста инфляции – обычно резкий рост оплаты труда, опережающий производительность, показывает момент начала роста инфляции со всеми вытекающими для экономики последствиями.
2.2. Сущность, причины и формы безработицы
Постоянное несоответствие спроса и предложения — общее свойство рыночной экономики. На рынке труда это проявляется в колебании уровни безработицы. Безработица, т.е. постоянное наличие на рынке труда лиц, не имеющих работы и стремящихся трудоустроиться — их непременное свойство.
Существуют различные способы измерения уровня безработицы. Так, Международная организация труда (МОТ) относит к безработным всех лиц в пределах определенного возрастного интервала, которые в период обследования: а) не имели работы; б) были готовы выполнять работу; в) искали работу. Наряду с определением МОТ во многих странах используется понятие так называемой зарегистрированной безработицы. Здесь главный критерий безработицы — постановка на учет в государственных службах занятости. По Закону РФ О занятости населения в Российской Федерации безработными признаются граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В послевоенные годы в западных странах уровень безработицы по сравнению с началом века вырос и продолжает расти. Так, в США в 1900—1914 гг. Он в среднем составлял 4,4%, а в 1973—1992 гг. — 6,9%. Тенденция к росту безработицы наблюдается и в странах Западной Европы: во многих из них она в последние годы достигала десяти и более процентов, что сделало ее важнейшей социальной проблемой.
В Советском Союзе в условиях полной занятости и дефицитной экономики отсутствовала товарная форма рабочей силы, не было рынка труда. Переход к рынку создал новую ситуацию в области использования трудовых ресурсов и привел к возникновению безработицы.
Безработица имеет несколько причин. Это прежде всего свойственное любому рынку несоответствие спроса и предложения. Снижение или увеличение спроса на труд непременно сказывается на увеличении или уменьшении числа безработных. Структурные изменения в производстве, периодическое ухудшение положения предприятий, их банкротства неизбежны в условиях рынка, что не может не вести к колебаниям занятости и уровня безработицы. Меняется и приток работников на рынок труда (предложение труда).
Имеются и более глубинные факторы, вызывающие безработицу, — постоянная тенденция к возрастанию капитала наталкивается на ограничение со стороны доходности.
Значительное падение производства в России, структурные преобразования в экономике привели к возникновению безработицы как устойчивого явления.
Фрикционная, или текучая, безработица занимает меньший удельный вес вобщей структуре безработицы в переходной экономике, так как равенство спроса и предложения на рынке труда здесь не является устойчивым, скорее наоборот, переходной экономике свойственны неустойчивость и постоянные нарушения в структуре рынка труда.
Циклическая безработица, связанная с циклическим снижением деловой активности, оказывает существенное влияние на общий уровень безработицы в связи с падением совокупного спроса на труд вследствие общего падения производства.
Наибольшее влияние на динамику безработицы и занятости оказывает структурная безработица. Эта форма прямо связана со структурными изменениями производства, которые нарушают соответствие между структурой спроса и структурой предлагаемой на рынке рабочей силы. В силу этих причин угрозы безработицы постоянно исходят от данной формы.
Большое значение в рамках данной формы безработицы приобретает региональный фактор. Увеличение безработицы в отдельных регионах может быть элиминировано миграцией, однако миграция требует значительного времени, в течение которого в данном регионе будет наблюдаться безработица при нехватке рабочей силы в другом регионе.
Формирование социально-устойчивой экономической системы невозможно при наличии большой безработицы. Современная экономическая система требует переоценки прежнего отношения общества к безработице как к неизбежному злу, являющемуся фактором роста эффективности.
2.3 Роль профсоюзов в регулировании занятости.
Субъектом нерыночного
регулирования рынка труда являются профессиональные
союзы, представляющие собой организации,
главная функция которых заключается
в улучшении денежных и неденежных условий
занятости своих членов. Они обладают
широкими полномочиями: осуществляют
контроль за исполнением трудового законодательства,
за состоянием техники безопасности на
предприятиях, заключают с администрацией
предприятия коллективные договоры, разрешают
трудовые споры.
Но основная задача деятельности профсоюза
- повышение заработной платы. В связи
с этим видный американский экономист
П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода,
которыми пользуются профсоюзы для достижения
этой цели.
Профсоюзы могут ограничивать предложение
труда, добиваться повышения ставок заработной
платы и вызвать сдвиг вверх по кривой
спроса на труд.
Как свидетельствует общемировая практика, профсоюзы бывают двух типов: отраслевые, которые объединяют работников определенной отрасли независимо от рода их занятий, и цеховые, состоящие из работников одной профессии. При заключении сделок на рынке труда профсоюзы представляют интересы наемных работников, добиваясь для своих членов более высокой заработной платы и других видов вознаграждения, более благоприятных условий труда, гарантий занятости и т.д. Главный инструмент здесь — выработка с работодателями соглашений, которые носят название либо контрактов, либо коллективных договоров.
Положения, вошедшие в них, обязательны для обеих сторон (работодателей и работников). Профсоюзы обладают и еще одним мощным инструментом воздействия на работодателей — правом проводить забастовку, которая предполагает полное или частичное (работа по правилам) прекращение процесса производства. Забастовка — крайняя мера, приносящая потери всем — и работникам (не получают заработную плату), и работодателям (теряют прибыль и покупателя), и обществу в целом (недополучает продукцию). Но эта мера может оказаться неизбежной, если работодатели и наемные работники не находят общего языка или нарушают взятые на себя обязательства.
Конечно, требования профсоюзов порой идут вразрез с интересами эффективности. Но, несомненно, и другое: доводя до работодателей общую позицию работников, профсоюзы могут способствовать нахождению оптимальных решений.
К тому же после заключения коллективных договоров профсоюзы помогают работодателям в выполнении этих договоров и тем самым содействуют росту производительности труда
Глава 3. Особенности российского рынка труда.
Реформирование российской экономики
показало, что наряду со свойственными
промышленно - развитым странам противоречиями
между задачей ускорения НТП и задачами
сокращения безработицы и им подобными
противоречиями, существуют противоречия,
свойственные именно России. Многие проблемы,
связанные с занятостью, приняли в России
глубинный характер. К ним можно отнести
увеличение скрытой безработицы, рост
доли выпускников учебных заведений, пополняющих
число безработных, быстрое расширение
масштабов занятости в теневой экономике
и др.
Особенность
сложившейся в настоящее время
в российской экономике ситуации состоит
в том, что старые производственные структуры,
оказавшиеся неспособными адаптироваться
к изменившемся условиям, испытывают на
себе наиболее сильное влияние кризиса,
обуславливая глубину спада производства.
Сокращение объёмов производства в них
пока не компенсируется его увеличением
на новых или модернизированных предприятиях.
Особенно ощутимо влияние экономического
кризиса на ситуацию в социально - трудовой
сфере. Всё это приводит к тому, что преобразования,
происходящие в социально - трудовой сфере,
имеют противоречивый характер. Поэтому
при решении проблемы занятости важно
учитывать специфические черты российской
модели рынка труда, к которым можно отнести,
в частности, неразвитое состояние рынка
труда; увеличение числа безработных в
результате как сокращение объёмов производства,
так и деградация части производственных
мощностей.
Существенные изменения в области занятости,
вызванные, прежде всего тем, что важнейшее
"достижение" плановой экономики
"сверхзанятость", гарантированная
государством, себя исчерпала. Теперь
занятость становится таким же динамичным
показателем, как и другие свойственные
рынку, критерии. Появилась устойчивая
резервная армия труда, которая отражает
реальную картину в экономике, чередование
избытка рабочей силы и её нехватки. Причём
динамика этих процессов имеет противоречивый
характер.
Одним из новых
явлений в сфере занятости
является усиливающаяся иммиграция населения
из стран "ближнего" зарубежья в Россию.
Активизируется и обратный процесс - иммиграции
из России.
Мировая практика показала, что временный
аспект оказывает существенное влияние
на колебание спроса на рабочую силу и
её предложение. Это связанно, как с динамикой
фаз промышленного цикла в краткосрочном
периоде, так и с долговременными структурными
сдвигами в экономике, предъявляющими
новые требования к рабочей силе. Спрос
на неё определяется в основном состоянием
промышленного производства. Экономика
России не является исключением из общей
закономерности. Спад промышленного производства
ведёт к падению спроса на рабочую силу.
Причём высвобождение работников из производственной
сферы включает те же четыре момента, которые
свойственны развитым странам: спад производства
- снижение спроса на рабочую силу, уменьшение
числа занятых - увеличение безработицы.
Однако то обстоятельство, что рыночная
экономика в России только зарождается,
накладывает свой отпечаток на стиль и
формы проявления общей закономерности.
Речь идет, прежде всего, об относительно
медленном росте безработицы при быстром
сокращении объёмов производства. Уменьшение
числа занятых в регистрируемой сфере
общественного производства сопровождается
увеличением занятых вне его. Это обстоятельство
косвенно свидетельствует о том, что источники
жизнеобеспечения, расположенные вне
легального производства, приобретают
всё большее значение: происходит разрушение
официального рынка труда, всё большее
число работников вынуждено трудится
не по основной профессии, в теневой экономике,
на чёрном рынке. Ликвидация монополизма
государственных предприятий на рынке
труда также создаёт новую ситуацию, частично
это повышает гибкость и эффективность
использования рабочей силы, а частично
социально - трудовые отношения принимают
криминальный характер.
Официально признанная в начале безработица
90-х годов стала реальностью нынешней
России. Её рост может усилиться в связи
с новыми процессами высвобождения "излишней"
рабочей силы из производственной сферы,
используемой там формально и неэффективно.
Эти работники имеют наибольшие шансы
попасть под увольнение по экономическим
причинам.
Мировая практика показывает, что спад
производства сопровождается адекватными
ему размерами высвобождающейся рабочей
силы. В России, напротив, как уже отмечалось
выше, занятость и безработица менее эластичны
по отношению к спаду производства. Отсюда
следует, что если факт наблюдаемой в России
эластичности занятости по спаду производства
выступают как сугубо рыночное явление,
то её размеры назвать рыночными нельзя.
Более быстрое сокращение объёмов производства,
чем занятости, связанно с одной стороны
с тем, что государство сдерживало массовые
увольнения граждан во избежание роста
социальной напряжённости. С другой стороны,
ряд законов, принятие которых привело
бы к резкому повышению безработицы (например,
закон о банкротстве), так и остались на
бумаге. Результатом этих мер явилась
получившая широкое распространение неполная
занятость.
Складывающийся
в настоящее время российский
рынок имеет специфические черты,
которые делают его отличным от рыночной
экономики, свойственной промышленно
развитым странам. Их опыт показывает,
в частности, что люди с высшем образованием
имеют самый высокий уровень доходов,
и это оправдано. В России же самый высокий
уровень доходов имеют следующие группы
населения: занятые в теневой экономике;
работающие в банковской сфере и торговле;
номенклатурные работники, имеющие возможность
использовать государственную собственность
в собственных интересах.
В переходной экономике России из множества
нерешённых проблем необходимо выделить
те, которые в настоящий момент являются
наиболее актуальными. Среди них особое
место занимает социальная переориентация
всей экономической политики. Какие бы
действия не предпринимались правительством
для роста экономической эффективности
производства, они должны соответствовать
критерию повышения жизненного уровня
населения. Необходимо создать надёжные
механизмы защиты доходов от обесценивания.
Долгосрочные прогнозы и концепции развития
трудовой сферы ещё нуждаются в разработке.
Но предварительно можно предположить,
что в после кризисной перспективе большинство
отклонений российской ситуации от положения
в развитых странах должно быть постепенно
сглажено. Восстановятся тенденции роста
занятости в прогрессивных отраслях экономики.
Продолжится рост занятости в сфере услуг.
Сократится занятость в добывающей промышленности,
сельском хозяйстве. Соотношение уровней
заработной платы изменится в пользу прогрессивных
отраслей. Безработица сохранится примерно
на нынешнем уровне, однако характер её
изменится: станет меньше безработных
специалистов, больше незанятых малоквалифицированных
рабочих. В случае проведения активной
политики занятости (и повышение самостоятельной
активности людей на рынке труда) можно
ожидать повышения эффективности систем
переподготовки и трудоустройства безработных
и сокращения средних сроков пребывания
людей в статусе безработного. Безработица
будет носить в основном структурно - технологический
и фрикционный характер, увеличиваясь
во время циклических спадов производства.
Для достижения указанных целей необходимо вывести экономику из состояния депрессии и перейти к политике осмысленного государственного регулирования трудовой сферы.
Заключение
Современный
рынок труда в России, и в
нашей республике обладает рядом
специфических черт, которые обусловлены
сложившимися социально-политическими
и экономическими условиями. Он все еще
дифференцирован, поскольку функционирует
под воздействием экономического спада
и структурной перестройки хронического
бюджетного дефицита, в условиях только
зарождающейся многоукладной экономики,
господства монополизма, неразвитости
рынков инвестиции, информации, которую
сдерживает перелив капитала и труда между
отраслями и регионами страны, усиливая
разбалансированность спроса и предложения
рабочей силы.
Государственный сектор экономики в настоящее
время не только сокращает свои масштабы,
но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся
организационные структуры не поглощают
полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой
с государственных предприятий. Это приводит
к сокращению общего числа рабочих мест,
а следовательно: снижению спроса на рабочую
силу.
Широкое распространение получила неполная
занятость, вынужденные отпуска. В связи
с банкротством предприятий происходит
массовое высвобождение работников.
Повышаются требования работодателей
к уровню квалификации работающих и вновь
принимаемых на работу. Сокращается возможность
трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров;
инвалидов; лиц, освободившихся из мест
лишения свободы; выпускников учебных
заведений.
В результате спада производства, порождаемого
разрывом экономических связей, ухудшается
экономическая конъюнктура, происходит
накопление потенциала безработицы.
Выделяются целые "очаговые" территории,
многократно превышающие средние показатели
уровней безработицы по стране и по региону.
Необходимость регулирования рынка труда
на современном этапе тесно связана и
особенно актуализируется в связи с негативными
тенденциями на этом рынке, в частности
с возрастающими динамикой и издержками
безработицы.
В этой связи особую роль играет составление
региональных программ занятости, на основе
которых возможно прогнозирование ситуации
и выработка системы мероприятий, смягчающих
негативные последствия ее неблагоприятного
развития. Главный принцип и политики
занятости и составляемых программ - соответствие
предлагаемых мер стратегической цели:
создание условий для полной, эффективной
и свободно избираемой занятости.
Государство должно уделять особое внимание
проблемам занятости. Ориентация государственной
политики в области регулирования рынка
труда, отслеживание процессов в сфере
труда, прогноз их развития должны быть
направлены, прежде всего, на предупреждение
возникновения кризисных ситуаций, смягчение
напряженности на рынке труда.