Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 14:57, курсовая работа
Описание работы
Важнейшим элементом рынка труда как составляющей национальной экономики является занятость. Специфика занятости состоит в том, что она одновременно отражает и экономические, и социальные отношения в стране. А в условиях макроэкономической нестабильности особую актуальность приобретает необходимость изучения путей регулирования занятости.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ ФОРМЫ, ВИДЫ 1.1 Виды занятости населения 1.2 Формы занятости населения 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ ..12 3. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ЗАНЯТОСТИ В БЕЛАРУСИ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На первых ступенях развития национальных
экономик основной формой взаимодействия
государственного и рыночного регулирования
в вопросах занятости выступали инициативы
и покровительства государства, где политика
занятости не выделялась даже в качестве
одной из составных частей общей экономической
политики.
Но дальнейшее развитие товарно-денежных
отношений и обострение противоречий
в области труда, связанных с увеличением
численности и значимости наемной рабочей
силы в общественном воспроизводстве,
самостоятельное рыночное регулирование
занятости все больше дополняется вмешательством
государства. Это находит свое отражение
в институциональном оформлении многих
сторон отношений занятости, открываются
биржи труда, вводится материальная помощь
безработным, организовываются общественные
работы.
В 20-40-е гг. XX века в США были приняты законы
о пенсионном страховании, о пособиях
по безработице, программы общественных
работ для беднейшей молодежи и безработных,
созданы федеральная и штатные службы
трудоустройства.
Степень вмешательства государства во
многом была обусловлена общественно
политическим строем, примером может служить
Германия и Италия в 1933-1940 гг., где широко
используемая категория «управляемого
хозяйства» на практике сводилась к регулированию
занятости с помощью власти, поддерживающей
крупные корпорации.
В практике регулирование занятости
в промышленно развитых странах до 40-х
годов XX века преобладало рыночное стихийное
регулирование занятости по рецептам
классической школы, a после кризиса 1929-1933
гг., и в связи с влиянием второй мировой
войны в европейских странах (вплоть до
50-х годов XX века) в политике регулирования
занятости отмечалось сильное воздействие
идей Дж. М.Кейнса, основанное на обширном
и долговременном государственном вмешательстве
в экономику (в том числе и в политику занятости).
Это выражается прежде всего в обособлении
политики занятости в системе мер макроэкономического
регулирования в отдельное, важное и приоритетное
направление активности государств, принятии
законодательства о занятости, принятии
государственных программ, регулирующих
занятость в отдельных сегментах рабочей
силы или в критических регионах. Широко
используется практика организации общественных
работ и государственное предпринимательство,
к середине 70-х годов на государственных
предприятиях работало 30% совокупной рабочей
силы Австрии, 28,2% - Англии, 17,4% - США, 14,6%
ФРГ, около 30% Швеции. Государство берет
на себя часть издержек по подготовке
рабочей силы и защите тех категорий работников,
которые не могут на равных условиях конкурировать
на рынке труда [1, с. 70].
В 70-80-х г.г. XX века в., в промышленно развитых
странах происходят изменения условий
общественного развития и воспроизводства:
понижение темпов экономического роста;
активная структурная перестройка экономик
под влиянием НТР и усложнением, дифференциацией
потребностей общества; одновременный
рост инфляции и безработицы; низкая конкурентоспособность
и рентабельность государственных предприятий.
Регулирование форм занятости во многом
определяется активной политикой занятости.
Активная политика рынка труда стала основой
регулирования занятости в Швеции, Бельгии,
Нидерландах, ее элементы присутствуют
в политике занятости многих стран - Японии,
ФРГ, Франции, Великобритании, Чехии, Венгрии,
Словакии. Основным ее инструментарием
является:
а) помощь в трудоустройстве;
б) программы создания рабочих мест для
целевых групп безработных; субсидированный
найм на работу, предполагающий субсидирование
найма на постоянную работу в частном
секторе и непосредственное создание
рабочих мест (государственных или некоммерческих);
в) программы обучения безработных; работающих,
находящихся под угрозой безработицы;
работающих на реструктурируемых предприятиях;
г) отдельные программы содействия в
трудоустройстве и профессиональной адаптации
в условиях НТР наиболее уязвимых категорий
работников (молодежь, женщины, инвалиды,
длительно безработные);
д) поддержка в создании и развитии мелких
и средних предприятий, самозанятости
и предпринимательства;
е) регулирование региональных пропорций
занятости, стимулирование не только профессиональной,
но и географической мобильности занятых
и безработных;
ж) программы общественных работ [1, С.73-74].
За рубежом важную роль играют биржи
труда -- специальные учреждения, осуществляющие
посреднические функции на рынке труда.
В большинстве стран они государственные,
но есть и частные. В США, например, государственной
службе трудоустройства принадлежит более
2500 бирж груда (местных агентств), кроме
того, существует более 15 тысяч частных
посреднических фирм.
Основные направления деятельности бирж
труда за рубежом:
-- регистрации безработных;
-- регистрация вакантных рабочих
мест;
-- трудоустройство безработных, ищущих
работу;
-- изучение конъюнктуры рынка
и предоставление информации
о ней;
-- тестирование претендентов на
работу;
-- профессиональная ориентация
и профессиональная переподготовка
безработных;
-- выплата пособий по безработице.
За год биржи труда в США помогают трудоустроить
6--8 млн. безработных [5, с.278].
Таблица 2.1 иллюстрирует структуру затрат
на активную политику занятости в некоторых
странах ОЭСР.
Таблица 2.1
Удельный вес затрат на активную политику
занятости, %
Страны
Служба
занятости
Проф-
подготовка
Субсидии
Создание
рабочих мест
Прочее
Австралия
27
23
8
18
24
Бельгия
17
21
9
42
12
Великобритания
40
25
0
2
34
Германия
21
37
5
23
26
Греция
42
19
19
0
19
Испания
13
49
17
7
15
Канада
34
57
0
4
5
США
35
20
5
5
35
Финляндия
10
28
7
34
21
Франция
14
38
4
11
33
Швеция
9
26
9
18
38
Япония
27
27
45
0
0
Примечание. Источник: [5, с.278]
Нелегальная занятость есть везде, но
масштаб очень разный. Некоторые ученые,
среди них Ф. Шнайдер, который является
ведущим специалистом в этой области в
немецкоязычных странах, считают, что
главная причина ее активного роста --
высокий уровень налогов и взносов в социальные
фонды. Ее размеры для многих исследователей
являются показателем того, насколько
граждане удовлетворены экономической
политикой своей страны[8, с.55].
Уровень нелегальной занятости можно
измерить долей объема теневой экономики
в ВВП страны (таблица 2.2).
рынок труд занятость регулирование
Таблица 2.2
Теневая экономика в государствах ОЭСР,
% ВВП
Государство
Средние данные за:
1989-1990 гг.
1994-1995 гг.
1999-2005 гг.
Греция
22,6
28,6
28,7
Италия
22,8
26,0
27,1
Испания
16,1
22,4
22,7
Бельгия
19,3
21,5
22,2
Швеция
15,8
19,5
19,2
Дания
10,8
17,8
18,0
Канада
12,8
14,8
16,0
Германия
11,8
13,5
16,0
Франция
9,0
14,5
15,2
Австралия
10,1
13,5
14,3
Великобритания
9,6
12,5
12,7
Япония
8,8
10,6
11,2
Австрия
6,9
8,6
9,8
США
6,7
8,8
8,7
Примечание. Источник: [8, с.54]
Государство располагает обширным набором
инструментов для предотвращения нелегальной
занятости. Безусловно, на первом плане
стоит преследование ее проявлений со
стороны таможенных органов, бирж труда
и муниципальных розыскных групп. Раскрытием
случаев теневой занятости в Германии
в настоящее время занимаются 2 500 таможенников
и 2 900 сотрудников бирж труда. В последние
годы состав розыскных групп значительно
вырос.
Наряду с этим законодатели пытаются
бороться с данным явлением путем принятия
новых законов. Кроме того, в преддверии
расширения Евросоюза на восток ФРГ намерена
ослабить трансграничное преследование
нелегальной занятости через заключение
двусторонних соглашений.
Одновременно с этим Федеральное правительство
намерено стабилизировать, а затем постепенно
снижать уровень взносов в фонды медицинского
и социального страхования [8, с.57].
Таким образом, рассмотренные выше особенности
регулирования форм занятости в странах
с рыночной экономикой показывают, что
наиболее эффективным является механизм
взаимодействия государственных мер по
балансированию отношений на рынке труда
и действия рыночных регуляторов. А в процессе
глобализации и информатизации общества
необходимо усилить контроль за отношениями
в сфере занятости, в частности за эффективностью
тех или иных форм занятости. Особую тревогу
в некоторых странах вызывает рост нелегальной
занятости, негативно влияющей на всю
экономику страны, поэтому государства
принимают ряд мер по снижению теневой
экономики и стараются сделать более привлекательным
легальный рынок труда. Основными направлениями
государственного регулирования занятости
должны стать: организация инфраструктуры
рынка труда, оформление правового поля
отношений занятости, условия занятости,
создание долгосрочных программ развития
человеческого капитала страны и повышения
его качества. Основную же роль в регулировании
форм занятости должен отыгрывать рыночный
механизм.
3. Особенности отношений
занятости в Беларуси и ее
государственное регулирование
Рынок труда Беларуси характеризуется
рядом особенностей, которые определяют
специфику формирования отношений занятости.
Исторически в Беларуси сложился высокий
уровень занятости населения, что обусловлено
спецификой проводимого в советский период
социально-экономического и политического
курса. Анализ динамики показателей уровня
занятости населения Республики Беларусь
позволяет сделать вывод о том, что в процессе
перехода к рынку закономерно снижается
высокий уровень занятости. Однако, наряду
с этим, нарастают негативные тенденции
перераспределения экономически активного
населения из официальной занятости в
теневую. Это и предопределило рост доли
экономически неактивного населения по
отношению к экономически активному.
Одной из характерных черт состояния
занятости в Республике Беларусь является
избыточная занятость, точно оценить ее
размеры по имеющимся статистическим
данным невозможно. Самую достоверную
оценку ее размера могло бы дать исследование
на уровне отдельных предприятий.
Существует несколько причин сохранения
избыточной занятости на отечественных
предприятиях. Во-первых, это институциональное
поддержание избыточной занятости в Республике
Беларусь, что проявляется в принятии
законодательных актов о недопущении
массовых сокращений, приоритетах государственной
программы занятости, направленной на
сдерживание массовой безработицы в открытом
виде, действие коллективно-договорных
соглашений в рамках института социального
партнерства о сохранении стабильного
трудового коллектива. Во-вторых, это слабое
развитие рыночных регуляторов хозяйственной
деятельности предприятий, что позволяет
сохранять незадействованный персонал
даже при ухудшении их финансового положения.
В-третьих, это соображения конъюнктурного
характера хозяйственных руководителей:
обеспечение административно установленных
темпов роста выпуска продукции в 2003-2004
гг. стало возможным за счет экстенсивного
использования трудовых ресурсов, содержание
избыточной численности работников на
градообразующих предприятиях позволяет
иначе общаться с органами местного самоуправления.
Поэтому, как правило, руководство предприятий
не заинтересовано в оптимизации уровня
занятости, а проводит пассивную политику
стимулирования добровольных увольнений
работников.
В 2002 -- 2003 гг. формирование рынка труда
происходило в условиях реформирования
экономики, преобразования структуры
органов государственного управления,
реализации мер по оптимизации численности
работников организаций. Все это привело
к сокращению численности штата работников,
ликвидации отдельных структурных подразделений
и организаций и, как следствие, к росту
высвобождения работников. Таким образом,
основными тенденциями на рынке труда
стали рост предложения рабочей силы при
одновременном снижении спроса на нее.
Соотношение принятых работников к уволенным
составило на начало 2003 г. 84,4 % и было самым
низким за последние годы. Ухудшились
показатели использования рабочего времени:
в режиме вынужденной неполной занятости
трудились 13,4 % среднемесячной численности
работников (в 2001 г. -- 12,3 %). Кроме того, трудовые
ресурсы в основном сосредоточены в городской
местности -- центрах экономической и деловой
активности (78 %). Увеличение числа безработных
к началу 2003 г. (по сравнению с началом
2002 г.) на 26,8 % и снижение спроса на рабочую
силу привело к ухудшению общей конъюнктуры
рынка труда. На одно свободное рабочее
место в начале 2003 г. условно приходилось
по 5 безработных (на начало 2002 г. -- 3), а
на конец 2004 г. -- по 4 безработных. Среди
безработных 64,4 % составляют рабочие, 35,6
% -- служащие. Структура вакансий иная:
свободных мест для рабочих -- 79,1 %, а для
служащих -- 20,9 %. [16, с.25]
Сохраняется тенденция избытка экономистов,
юристов, техников-технологов. Наиболее
трудоизбыточные профессии представлены
в табл. 3.1
Таблица 3.1
Избыточная занятость основных специальностей
Профессия
Избыток на начало 2003 г., чел.
Бухгалтер
4034
Техник-технолог
3172
Экономист
3060
Педагог
1798
Юрист
1297
Примечание. Источник [11, с. 25]
Многие исследователи справедливо заметили,
что избыточный уровень занятости во многом
компенсируется «сжатием фонда рабочего
времени». То есть избыточный персонал
может быть и занят, но занят нерационально,
либо не полностью.
В связи с этим необходимо применять
ряд мер по усилению эффективности используемых
работников, устранению развившейся в
стране скрытой безработицы. Однако резкое
превращение скрытой безработицы в открытую
не поможет повысить эффективность занятости
в стране, а только усилит напряженность
на официальном рынке труда и расширит
круг лиц, нуждающихся в материальной
и организационной поддержке центров
занятости. B случае быстрой легализации
скрытой безработицы вырастет теневая
занятость Однако поэтапное сокращение
избыточной занятости позволит осуществить
меры по сочетанию различных форм занятости
без "перегрева" региональных рынков
труда. Поэтому общее направление регулирования
занятости в Республике Беларусь состоит
в сокращении избыточной занятости и достижении
эффективной занятости на базе реструктуризации
экономики совместными усилиями предприятий
и центров занятости.