Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:07, курсовая работа
Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.
Введение . . . . . . .. . . .. . .. . . . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . .. . .. . . . .3
1. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан . . . . . . .. ..5
1.1 Понятие иностранных граждан . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . ..…….5
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . 8
1.3 Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности…………………………………………………………………..12
2 Привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ………..14
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления………………………………………………………………..……20
3.1 Основные проблемы использования иностранной рабочей силы……….20
3.2 Проблема нелегальной миграции в России………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………....28
Список использованных источников…………………………………………..
Полученное работодателем разрешение на привлечение иностранных работников не может быть передано другому работодателю, а иностранные работники не могут быть переведены к другому работодателю. Работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям и в субъекте РФ, которые указаны в разрешении. Ранее данное положение регламентировано не было.
Согласно постановлению,
приостановление действия выданного
разрешения на привлечение и использование
иностранных работников производится,
если работодатель: не обеспечил получение
иностранным гражданином, разрешения
на работу; не уведомил в 3-дневный срок
орган миграционной службы о месте
временного пребывания иностранного работника;
не уведомил в течение 10 рабочих
дней налоговый орган о прибытии
иностранного гражданина к месту
работы или месту пребывания, либо
получении иностранным
Надо иметь в виду, что, несмотря на общий возраст трудовой правосубъектности - 16 лет, разрешения на работу выдаются только по достижении иностранным гражданином 18-летнего возраста.
Количество приглашений
ограничивается Правительством РФ с
учетом предложений органов
Порядок определения исполнительными органами власти потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 г., в котором квоты на привлечение иностранных работников определяются с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения иностранных работников.
Определение потребности
в привлечении иностранных
На 2007 г. Постановлением Правительства
РФ от 11.11.2006 г. и Постановлением Правительства
от 15.11.2006 г. утверждены квоты на выдачу
иностранным гражданам
Таким образом, заметное и с тенденцией к расширению использование иностранной рабочей силы - одна из характерных черт занятости в современной российской экономике. Зарубежная рабочая сила оказывается в России по двум каналам. Первый из них - это официальное ее привлечение российскими предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел. Второй канал - нелегальная трудовая миграция. Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин. Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны. Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала. В 2008 году на них было занято 1,7 миллиона человек, в числе которых среди руководителей и специалистов трудятся иностранцы. В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда, по которым в 2008 году трудились 39% привлеченных.
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления
3.1 Основные проблемы
Международная миграция будет
иметь экономические
Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.[15]
Иммиграция обеспечивает
также некоторое омоложение населения,
поскольку средний возраст
Миграция обычно сопровождается
усилением безработицы в
Таблица № 1. Некоторые показатели иностранной рабочей силы на 2008г.
Страна |
Иностранное население (ИН), тыс. человек |
Доля ИН в структуре населения, % |
Иностранная рабочая сила (ИНР), тыс. человек |
Доля ИНР в составе рабочей силы, % |
Австралия |
3908 |
21,1 |
2238 |
25 |
Бельгия |
912 |
9 |
196 |
6,5 |
Великобритания |
1972 |
3,1 |
878 |
3,4 |
Германия |
7314 |
8,9 |
2559 |
9,1 |
Италия |
109,1 |
2 |
332 |
1,7 |
Канада |
4971 |
17,4 |
2681 |
18,5 |
США |
24600 |
7,9 |
11564 |
9,4 |
Франция |
3597 |
6,3 |
1573 |
6,2 |
Швейцария |
1338 |
19 |
709 |
17,9 |
Япония |
1415 |
1,1 |
88 |
0,1 |
Существует ряд причин,
побуждающих обращаться к экспорту
рабочей силы не только развивающиеся
страны, но и такие государства, как
Италия, Португалия, Греция и Канада,
которые к концу века вошли
в группу крупных экспортеров
трудовых ресурсов. Так, при переводе
части заработной платы на родину
трудящиеся иммигранты сдают в банк
заработанную свободно конвертируемую
валюту, а дома их семьи по действующим
национальным законам получают переводы
в отечественной валюте, как правило,
обладающей пониженной покупательной
способностью по сравнению с валютой
перевода или вовсе неконвертируемой,
как в случае с Россией. В подавляющем
большинстве стран
Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что она абстрагируется от проблем экономического развития страны. Между тем рыночная экономика предъявляет очень жесткие требования к миграции, поскольку высокая мобильность рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития. Поэтому повышение мобильности населения должно находиться в центре внимания миграционной политики. Непременным условием высокой мобильности населения является свобода передвижения. Проблема не так проста, как кажется. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий, требующих для полного осуществления больших затрат и продолжительного времени. Отмена ограничений на уведомительную регистрацию по месту жительства, которые существуют во многих субъектах Российской Федерации, является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.
Нынешняя экономическая ситуация в СНГ предполагает создание единого рынка рабочей силы. Следует, однако, иметь в виду два обстоятельства. Первое: в Европейском Союзе единый рынок рабочей силы складывается дольше, чем все остальные общие рынки (товаров, капиталов, услуг), и процесс его образования до сих пор не завершен. Второе: либерализация условий передвижения рабочей силы вызывает приток трудовых ресурсов в Россию из стран СНГ.
География стран - экспортеров
рабочей силы в Россию одновременно
и широка, и узка. Широка - поскольку
включает более 100 стран со всех континентов.
Последнее говорит о
В настоящее время трудящиеся-
Отраслевая направленность
трудовой иммиграции также очень
однозначна. Реальные потоки иностранной
рабочей силы идут в ведущие отрасли
материального производства. Непосредственно
в принимающих регионах отраслевая
структура занятости