Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.

Содержание работы

Введение . . . . . . .. . . .. . .. . . . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . .. . .. . . . .3
1. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан . . . . . . .. ..5
1.1 Понятие иностранных граждан . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . ..…….5
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . 8
1.3 Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности…………………………………………………………………..12
2 Привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ………..14
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления………………………………………………………………..……20
3.1 Основные проблемы использования иностранной рабочей силы……….20
3.2 Проблема нелегальной миграции в России………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………....28
Список использованных источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Содержани1 - копия.docx

— 59.37 Кб (Скачать файл)

Полученное работодателем  разрешение на привлечение иностранных  работников не может быть передано другому работодателю, а иностранные  работники не могут быть переведены к другому работодателю. Работодатель может использовать иностранных  работников только по профессиям и  в субъекте РФ, которые указаны  в разрешении. Ранее данное положение  регламентировано не было.

Согласно постановлению, приостановление действия выданного  разрешения на привлечение и использование  иностранных работников производится, если работодатель: не обеспечил получение  иностранным гражданином, разрешения на работу; не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы о месте  временного пребывания иностранного работника; не уведомил в течение 10 рабочих  дней налоговый орган о прибытии иностранного гражданина к месту  работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином  разрешения на работу, либо заключении с ним нового трудового или  гражданско-правового договора, либо аннулировании разрешения; не направил в 3-дневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным  работником условий трудового или  гражданско-правового договора, а  также о его досрочном расторжении; не уведомил в 3-дневный срок орган  миграционной службы, территориальные  органы исполнительной власти, ведающие вопросами внутренних дел, вопросами  безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания. Приостановление  действия разрешения производится на основании решения органа миграционной службы с указанием вида нарушения  и срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.

Надо иметь в виду, что, несмотря на общий возраст трудовой правосубъектности - 16 лет, разрешения на работу выдаются только по достижении иностранным гражданином 18-летнего  возраста.

Количество приглашений  ограничивается Правительством РФ с  учетом предложений органов государственной  власти субъектов РФ. Однако указанная  процедура по выдаче приглашения  на въезд на территорию России не распространяется на граждан стран-участников СНГ (за исключением Грузии и Туркмении), поскольку между ними и Россией  заключены соглашения о безвизовом въезде, имеющие приоритет по отношению  к национальному законодательству участвовавших в их заключении стран.

Порядок определения исполнительными  органами власти потребности в привлечении  иностранных работников и формировании квот регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 г., в котором  квоты на привлечение иностранных  работников определяются с учетом видов  экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а  также страны происхождения иностранных  работников.

Определение потребности  в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке  трудоустройству граждан РФ. Формирование квот осуществляется на основании предложений  работодателей, привлекающих в целях  осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. В этих целях  работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов  РФ заявку о потребности в рабочей  силе для замещения в предстоящем  году вакантных и создаваемых  рабочих мест иностранными работниками по утвержденной форме. [12]

На 2007 г. Постановлением Правительства  РФ от 11.11.2006 г. и Постановлением Правительства  от 15.11.2006 г. утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений  на въезд в РФ и выдачу разрешений на работу. Так, в соответствии с  пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации  утвердило на 2007 год квоту на выдачу иностранным гражданам 308842 приглашений  на въезд в Российскую Федерацию  в целях осуществления трудовой деятельности, а квота на выдачу разрешений на работу иностранцам, прибывшим  в РФ в безвизовом порядке, утверждена в размере 6 миллионов разрешений. Утвержденная квота в месячный срок подлежит распределению по субъектам  РФ, в зависимости от страны происхождения  иностранных граждан (государствам их гражданской принадлежности). Данная квота распространяется на граждан  из следующих восьми стран СНГ: Азербайджана; Армении; Белоруссии; Казахстана; Киргизии; Молдовы; Узбекистана; Украины.

Таким образом, заметное и  с тенденцией к расширению использование  иностранной рабочей силы - одна из характерных черт занятости в  современной российской экономике. Зарубежная рабочая сила оказывается  в России по двум каналам. Первый из них - это официальное ее привлечение  российскими предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел. Второй канал - нелегальная трудовая миграция. Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин. Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны. Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала. В 2008 году на них было занято 1,7 миллиона человек, в числе которых среди руководителей и специалистов трудятся иностранцы. В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда, по которым в 2008 году трудились 39% привлеченных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления

 

3.1 Основные проблемы использования  иностранной рабочей силы

 

Международная миграция будет  иметь экономические последствия  как для принимающей, так и  для посылающей страны. В США и  Австралии в основном считают, что  выигрывает, в конечном счете, принимающая  страна, хотя в других странах иной взгляд на эту ситуацию. Результаты будут различаться в зависимости  от типа труда, который мигрирует, и  от состояния рынка труда в  посылающей и принимающей странах.

Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы  и минусы. Эмиграция уменьшает  давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность  использовать образовательный потенциал  квалифицированных иностранных  работников без затрат на подготовку.[15]

Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов  чаще всего меньше, чем коренного  населения. К тому же у иммигрантов  обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические  процессы нельзя.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). Правда, надо иметь в виду, что удельный вес иммигрантов  в общей численности занятых  невелик.

 

Таблица № 1. Некоторые показатели иностранной рабочей силы на 2008г.

Страна

Иностранное население (ИН), тыс. человек

Доля ИН в структуре  населения, %

Иностранная рабочая сила (ИНР), тыс. человек

Доля ИНР в составе  рабочей силы, %

Австралия

3908

21,1

2238

25

Бельгия

912

9

196

6,5

Великобритания

1972

3,1

878

3,4

Германия

7314

8,9

2559

9,1

Италия

109,1

2

332

1,7

Канада

4971

17,4

2681

18,5

США

24600

7,9

11564

9,4

Франция

3597

6,3

1573

6,2

Швейцария

1338

19

709

17,9

Япония

1415

1,1

88

0,1


 

Существует ряд причин, побуждающих обращаться к экспорту рабочей силы не только развивающиеся  страны, но и такие государства, как  Италия, Португалия, Греция и Канада, которые к концу века вошли  в группу крупных экспортеров  трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной платы на родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи по действующим  национальным законам получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей пониженной покупательной  способностью по сравнению с валютой  перевода или вовсе неконвертируемой, как в случае с Россией. В подавляющем  большинстве стран правительства  проводят политику максимального поощрения  как ввоза мигрантами средств  производств, снижая или убирая вообще таможенные пошлины и другие платежи, так и их дальнейшего использования  в предпринимательских целях  путем предоставления льгот и  кредитов. Одним из новых явлений  в этой области стало появление  кооперирование мигрантов, объединение  их в кооперативы с целью приобретения необходимой дорогой техники  складчину с целью ее дальнейшего  совместного коммерческого использования. При этом банки, получающие прямую выгоду от экспорта рабочей силы, оказывают  в подобных случаях финансовую поддержку  желающим приобрести средства производства для малого и среднего бизнеса. Поскольку  цены на машины и оборудование во всем мире растут довольно быстро, они практически  во всех странах предоставляют эмигрантам кредиты на весьма выгодных условиях, обеспечивая в некоторых случаях  даже сбыт продукции, изготовленной на этом оборудовании. [18]

Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что  она абстрагируется от проблем экономического развития страны. Между тем рыночная экономика предъявляет очень  жесткие требования к миграции, поскольку  высокая мобильность рабочей  силы является неотъемлемым условием ее успешного развития. Поэтому повышение мобильности населения должно находиться в центре внимания миграционной политики. Непременным условием высокой мобильности населения является свобода передвижения. Проблема не так проста, как кажется. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий, требующих для полного осуществления больших затрат и продолжительного времени. Отмена ограничений на уведомительную регистрацию по месту жительства, которые существуют во многих субъектах Российской Федерации, является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.

Нынешняя экономическая  ситуация в СНГ предполагает создание единого рынка рабочей силы. Следует, однако, иметь в виду два обстоятельства. Первое: в Европейском Союзе единый рынок рабочей силы складывается дольше, чем все остальные общие  рынки (товаров, капиталов, услуг), и  процесс его образования до сих  пор не завершен. Второе: либерализация  условий передвижения рабочей силы вызывает приток трудовых ресурсов в  Россию из стран СНГ.

География стран - экспортеров  рабочей силы в Россию одновременно и широка, и узка. Широка - поскольку  включает более 100 стран со всех континентов. Последнее говорит о заинтересованности других государств в рынке труда  и капитала в России, в расширении здесь своего влияния. Узка - поскольку  о реальной, количественно значимой трудовой иммиграции можно говорить только в отношении очень небольшого количества стран. Это Украина (42% от общей численности привлеченной в Россию иностранной рабочей  силы), Турция и Китай (около 25%). Среди  наиболее значимых для России стран - экспортеров рабочей силы нет  ни одной экономически высокоразвитой.

В настоящее время трудящиеся-мигранты работают в 73 из 89 субъектов Российской Федерации. Однако действительными  центрами (территориями) притяжения являются только пять. Это трудодефицитные  регионы севера Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), приграничные районы юга Дальнего Востока (Приморский край), Европейской части  России (Белгородская, Ростовская области), а также столичные регионы (Москва, Санкт-Петербург). В остальных регионах количество иностранных работников невелико. В 11 из них оно составляет от 10 до 100 человек, т.е. практически  трудовая иммиграция здесь неощутима. В России, с ее огромной территорией, отличающейся разной степенью хозяйственной  освоенности, в действительности много  «белых пятен» трудовой иммиграции. О  формировании иностранного сегмента рынка  труда России можно говорить только в отношении отдельных территорий, где концентрируется иностранная  рабочая сила. Поэтому для России трудовая иммиграция - это, прежде всего, проблема регионального уровня. Что  касается территориальной направленности потоков, то к настоящему времени  сформировалась их определенная географическая ориентация. Так, из Украины едут преимущественно в Западную Сибирь, из Китая - в приграничные области Дальнего Востока, из европейских стран, США, Канады - в Москву и Санкт-Петербург.[19]

Отраслевая направленность трудовой иммиграции также очень  однозначна. Реальные потоки иностранной  рабочей силы идут в ведущие отрасли  материального производства. Непосредственно  в принимающих регионах отраслевая структура занятости иностранцев  предопределяется хозяйственной структурой этих регионов. Обычно иностранные  работники заняты на трудоемких предприятиях с тяжелыми условиями труда. Сюда привлекаются «синие воротнички» для  выполнения работ, на которые не идет местное население или которые  расположены в трудодефицитных, сложных по природно-климатическим  условиям регионах, где нет достаточного количества местных кадров.

Информация о работе Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления