Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:07, курсовая работа
Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.
Введение . . . . . . .. . . .. . .. . . . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . .. . .. . . . .3
1. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан . . . . . . .. ..5
1.1 Понятие иностранных граждан . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . ..…….5
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . 8
1.3 Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности…………………………………………………………………..12
2 Привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ………..14
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления………………………………………………………………..……20
3.1 Основные проблемы использования иностранной рабочей силы……….20
3.2 Проблема нелегальной миграции в России………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………....28
Список использованных источников…………………………………………..
В целом по России на долю промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится 84% привлеченной иностранной рабочей силы. Потребность в кадрах здесь устойчива даже в условиях безработицы, и именно здесь наибольшие перспективы для массовой иммиграции в Россию.
Таким образом, наблюдается
смягченное мигрантское давление -
общее и трудовое на рынок рабочей
силы в России, поскольку темпы
роста мигрантского давления ниже темпов
роста безработицы. Это смягчение
еще больше в наиболее неблагополучных
регионах. По-видимому, миграция имеет
тенденцию к «самораспылению», т.е.
потоки переориентируются с
3.2 Проблема нелегальной миграции в России
Проблема незаконной миграции
в регионах России решается с карательно-ограничительных
позиций. Этому сопутствует
По данным исследования, проведенного ФМС РФ, штрафы различного рода официально взимаются с 20% мигрантов, в основном неофициально - примерно с трети мигрантов и всегда неофициально - с 29%.
Соответствие работы основной специальности одинаково редко встречается у всех мигрантов. Более половины мигрантов никак не используют в России свою профессиональную подготовку. Около четверти мигрантов - самозаняты (т.е. имеют собственный бизнес или заняты индивидуальным предпринимательством - с наймом или без найма работников), т.е. мигранты зачастую сами создают себе рабочие места. Это говорит как о высокой их приспосабливаемости к реальным условиям рынка труда, так и о том, что отсутствие рациональной миграционной политики в России снижает отдачу от работы иностранных работников. Очевидно, что работа с иностранцами должна вестись не только в рамках легализации их деятельности, но и рационализации использования их трудового потенциала. Работодатели склонны нанимать нелегальных мигрантов, так как их можно уволить в любой момент не оплачивать дни болезни, недоплатить им (контрактов с ними, как правило, не заключают). И так как работу найти достаточно трудно (это отмечают около половины опрошенных), то становится понятным, что условия неконтролируемого найма мигрантов становятся притягательными для большинства работодателей.
Следует говорить о вовлеченности
нелегальных мигрантов в
Таблица №2. Численность нелегальных мигрантов из стран СНГ в России 2008г. /14/
Страна |
Численность населения (млн.человек) |
Экономически активное население(млн. человек) |
Оценка интенсивности нелегальных мигрантов в % |
Азербайджан |
8,0 |
3,8 |
15,0 |
Молдавия |
3,6 |
1,7 |
5,6 |
Таджикистан |
6,2 |
1,8 |
5,0 |
Армения |
3,8 |
1,5 |
12,0 |
Украина |
49,7 |
24,0 |
3,8 |
Узбекистан |
24,6 |
… |
1,0 |
Белоруссия |
10,0 |
4,5 |
3,0 |
Грузия |
5,4 |
… |
8,0 |
Казахстан |
14,9 |
7,1 |
3,0 |
Киргизия |
4,9 |
1,9 |
1,0 |
Туркмения |
5,0 |
… |
0,2 |
Таким образом, общая численность нелегальных мигрантов из всех стран СНГ, незаконно находящихся на территории России, составляет не менее 5,5 млн. человек. В зависимости от различных экономических и политических факторов эта цифра может колебаться в ту или иную сторону. Например, после дефолта 1998 г. и введения Россией визового режима с рядом стран СНГ численность нелегальных мигрантов в России уменьшилась. В летние периоды отмечается рост числа нелегальных мигрантов примерно на 1-1,5 млн. человек. С учетом нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья, оцениваемых в 2,0-2,5 млн., общее число нелегалов, находящихся на территории РФ, достигает 7,5-8 млн. человек. При этом два мигранта из каждых трех являются выходцами из стран Содружества.
Однако страны-импортеры
рабочей силы не только имеют доходы
от нелегальной миграции, но и несут
огромные невосполнимые потери. Прежде
всего, обесценивается трудовой и интеллектуальный
потенциал. По официальным данным, среди
мигрантов доля лиц с высшим образованием
примерно в два раза выше, чем
среди всего населения. Например,
нелегальные мигранты из Азербайджана
в подавляющем большинстве - мужчины
в наиболее трудоактивных возрастах
- 20-35 лет, намного меньше тех, кому 35-45
лет и 16-19 лет. Высок образовательный
уровень азербайджанских
Таким образом, под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Проблемы миграции затрагивают
почти все страны мира. Для
России вопрос миграции - один
из самых важных, но, к сожалению,
ресурсов для решения этого
вопроса катастрофически не
2. Основная проблема, которая
стоит перед государствами
3. Видно также, что миграция
оказывает существенное
4. Межгосударственные отношения
характеризуются тенденцией к
сближению национальных рынков
рабочей силы, все большей прозрачностью
границ, усилиями по взаимодействию
в области иммиграционного
5. Таким образом, трудовая
миграция как сложное
A. формированию и развитию
общего рынка труда стран СНГ,
замещению вакансий, которые не
привлекательны для местного
населения, смягчению
B. развитию предпринимательства и малого бизнеса;
C. наполнению потребительского
рынка товаров и услуг,
D. созданию среднего класса
как социальной основы
E. развитию человеческого
потенциала путем приобретения
опыта работы в иностранных
фирмах, освоения новых технологий
и овладения новой
F. поддержанию экономических
и трудовых связей между
6. В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.
A. Одно из главных из
них - слабая социальная защита
трудящихся-мигрантов либо
B. К недостаткам следует
отнести и краткосрочный
C. Нелегальная миграция
является питательной средой
для роста преступности, развития
торговли наркотиками, оружием,
Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.