Анализ безубыточности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:20, доклад

Описание работы

В реальной хозяйственной деятельности часто возникают вопросы: какое влияние на прибыль окажет изменение цены или количества реализуемой продукции и какой объем продаж может покрыть затраты на производство? Ответить на эти и другие вопросы можно при помощи анализа безубыточности. Посредством анализа безубыточности можно определить влияние объема производства на финансовые результаты деятельности предприятия. Это особенно важно, поскольку объем производства - один из важнейших факторов изменения совокупных издержек, выручки от реализации и прибыли.

Содержание работы

Введение
1. Точка безубыточности
2. Целевая прибыль и планирование объемов производства
3. Определение цены в анализе безубыточности
4 Сравнение и выбор технологий производства
5 Планирование ассортимента
6 Анализ безопасности
7 Анализ критического объема реализации
8 Анализ прибыльности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Анализ безубыточности предприятия.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление  
Введение  
1. Точка безубыточности  
2. Целевая прибыль и планирование объемов производства  
3. Определение цены в анализе безубыточности  
4 Сравнение и выбор технологий производства  
5 Планирование ассортимента  
6 Анализ безопасности  
7 Анализ критического объема реализации  
8 Анализ прибыльности  
Заключение  
Список использованных источников  
 
Введение. *В реальной хозяйственной деятельности часто возникают вопросы: какое влияние на прибыль окажет изменение цены или количества реализуемой продукции и какой объем продаж может покрыть затраты на производство? Ответить на эти и другие вопросы можно при помощи анализа безубыточности.  
Посредством анализа безубыточности можно определить влияние объема производства на финансовые результаты деятельности предприятия. Это особенно важно, поскольку объем производства - один из важнейших факторов изменения совокупных издержек, выручки от реализации и прибыли.  
Анализ безубыточности базируется на зависимости между выручкой от реализации, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода, когда производство продукции ограничено определенными производственными мощностями, увеличение или уменьшение которых за короткий отрезок времени невозможно. Однако привлечение дополнительных трудовых или материальных ресурсов в течение короткого промежутка времени вполне реально.  
В основе анализа безубыточности лежит деление совокупных затрат по снабжению, производству и реализации продукции на постоянные и переменные.  
Задачи анализа безубыточности:  
- определение точки безубыточности;  
- определение количества единиц продукции, которое надо реализовать для получения запланированной прибыли;  
- установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне;  
- выбор наиболее эффективных технологий производства;  
-принятие оптимального производственного плана.  
Классификация затрат по принципу отношения к объему производства предполагает их разделение на постоянные и переменные.  
К постоянным относятся затраты, изменение которых не зависит от изменения объема производства и реализации продукции. Они включают затраты на содержание управленческого персонала, арендную плату за помещения, амортизацию машин и оборудования.  
Постоянные затраты неизменны за некоторый промежуток времени, с течением которого они могут увеличиваться. Например, амортизация основных фондов увеличивается по мере их старения или в результате ввода новых объектов. Существенное увеличение объема производства может вызвать потребность в дополнительном числе управленческих работников: мастеров, экономистов, снабженцев, что повлечет за собой рост затрат на заработную плату управленческого персонала. По этой причине постоянные затраты называют также периодическими.  
Переменные (производственные) затраты связаны с выполнением технологических операций производственного процесса. Их общая сумма увеличивается или уменьшается соответственно росту или падению объема производства. В расчете на единицу произведенной или реализованной продукции они представляют собой как бы дополнительные издержки, понесенные при создании этой единицы. В этом случае переменные затраты иногда называют маржинальными затратами на единицу произведенной или реализованной продукции.  
К переменным относят, например, затраты на сырье и основные материалы, заработную плату основных производственных рабочих, затраты на энергию для технологических нужд и др.  
Заметим, что постоянные затраты существуют с момента создания предприятия независимо от ведения производства и реализации продукции, а переменные возникают с началом производственного процесса и при его прекращении сводятся к нулю.  
Несмотря на то, что часть затрат относится как к постоянным, так и к переменным, с некоторой степенью условности в анализе безубыточности делается допущение, что на постоянные и переменные можно разделить все затраты. Тогда зависимость общих (совокупных) затрат предприятия от объема производства и реализации продукции графически можно представить как на рисунке 1.  

Затраты, ДЕ 


Объем производства и реализации продукции, натуральных единиц 


Выручка  
Общие затраты  
Постоянные затраты  
Переменные затраты 


 

 
 



  

 
 
Рис. 1 «Зависимость затрат предприятия  от объема производства и реализации продукции»  
Точка пересечения прямой выручки и прямой общих затрат соответствует точке безубыточности.  
 
1. Точка безубыточности  
Рассмотрим математический подход к отражению и обработке исходной информации о затратах и результатах производственно-коммерческой деятельности предприятия  
Допустим, постоянные затраты фирмы «Света» за год составляют 32860 ДЕ, а выпуск продукции за тот же период – 23320 изделий. В этом случае постоянные затраты на одно изделие равны 1,4 ДЕ. Если же объем производства составит 16430 изделий, то постоянные затраты на единицу будут равны 2 ДЕ. Следовательно, при неизменности цены прибыль/на единицу продукции уменьшается. Таким образом, при разных уровнях производства удельная прибыль на единицу продукции непостоянна. Очевидно, что считать удельные постоянные затраты лишено смысла.  
Для нашего примера  
q = 23320 шт.;  
p =4,24 ДЕ;  
c = 32860 ДЕ;  
v = 1,272 ДЕ  
Чистая прибыль составит  
NP = 4,24*23320 – (32860+1,272*23320)=36353,76 (ДЕ),  
что подтверждает сделанный вывод.  
Математическая зависимость между прибылью, объемом производства и затратами будет такой:  
Чистая прибыль = количество проданных единиц продукции цена реализации единиц продукции - (совокупные постоянные затраты + переменные затраты на единицу продукции * количество проданных единиц продукции);  
Или  
NP = pq - (с + vq) ,                           (1.1)  
гдеNP - чистая прибыль;  
q - количество проданных единиц продукции, натуральных ед.;  
р - цена реализации единицы продукции, ДЕ;  
v - переменные затраты на единицу продукции, ДЕ;  
с - совокупные постоянные затраты, ДЕ.  
На чистую прибыль влияют следующие факторы:  
объем производственной или реализованной продукции;  
цена единицы реализованной продукции;  
переменные затраты на производство, реализацию и управление;  
постоянные затраты, связанные с производством, реализацией и управлением предприятием.  
Прежде всего, необходимо определить объем производства и реализации, при котором предприятие обеспечивает возмещение всех затрат.  
Точка безубыточности (критическая точка объема продаж, точка покрытия, мертвая точка) - это такой объем продукции, при реализации которого выручка покрывает совокупные затраты. В этой точке выручка не позволяет предприятию получить прибыль, но и убытки тоже отсутствуют. В соответствии, с чем согласно формуле (1.1) точка безубыточности будет на уровне производства, на котором  
c + vq = pq-NP                                 (1.2)  
Поскольку NP = О,  
Pq = с + vq.                                                (1.3)  
Тогда для нашего варианта примера точка безубыточности есть  
4,24q = 32860+1,272q ,  
отсюда  
4,24q-1,272q = 32860 ,  
2,968q =32860 ,  
q = 11071,429 (шт.).  
Для определения точки безубыточности можно также использовать показатель валовой, или маржинальной, прибыли (MR):  
MR = p – v ,                                               (1.4)  
Подтвердим правильность нашего расчета.  
Объем выручки от реализации объема, обеспечивающего безубыточность деятельности предприятия  
4,24*11071,429=46942,859 (ДЕ)  
Совокупные переменные затраты   
1,272*11071,429= 14082,858(ДЕ)  
Прибыль за вычетом переменных затрат  
46942,859 – 14082,858= 32860(ДЕ)  
Постоянные затраты 32860(ДЕ)  
Прибыль 0  
Заметим, что прибыль за вычетом переменных затрат равна маржинальной прибыли на объем продаж. Для нашего примера:  
2,968*11071,429= 32860 (ДЕ).  
Математический метод дополняется графиком безубыточности (см. Приложение 1).  
Вывод: из данной ситуации мы видим, что точка безубыточности, как аналитическим, так и графическим методом для фирмы «Света» имеет одинаковые значения. Пороговая выручка равна 46 942,859 ДЕ, а пороговый объем продаж составит 11071,429шт.  
 
2. Целевая прибыль и планирование объемов производства  
Метод маржинальной прибыли позволяет быстро определить, какой объем продукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения желаемой прибыли в планируемом периоде. Очевидно, что выручка от реализации продукции должна быть достаточно высокой и обеспечивать покрытие всех затрат и получение запланированной прибыли. Так как прибыль равна разности между выручкой от реализации продукции и затратами, выручка будет равна сумме прибыли и совокупных затрат, которые складываются из постоянных и общих переменных затрат, или  
Pq = NP + c + vq ,                                      (2.1)  
но  
Pq - vq = NP + c ,  
pq - vq = EMR - совокупная (общая, суммарная) маржинальная прибыль. Заметим, что в литературе встречаются и другие названия этого показателя. Отсюда можно записать:  
EMR = NP + с.  
Очевидно, что совокупная маржинальная прибыль должна, во-первых, покрывать постоянные затраты и, во-вторых, быть достаточной для получения запланированной прибыли. Но так как MR = р -v, плановое количество продукции (Qпл.), которое предприятие должно произвести для получения необходимой прибыли, можно рассчитать по формуле:  
,                        (2.2)  
Предположим фирма «Света» планирует на предстоящий период прибыль в размере 169 600 ДЕ. Необходимо определить, какой объем продукции она должна реализовать для получения этой прибыли. Подставим данные (см. раздел 1) в формулу (2.2)  
 
Проверим правильность проделанного расчета.  
Объем реализации продукции (выручка  
от реализации продукции) 31800*6,3669=202467,42 (ДЕ)  
Совокупные переменные затраты 1,3*6,3669=8,3 (ДЕ)  
Прибыль за вычетом переменных затрат (совокупная маржинальная прибыль) 202467-8,3=202459,7(ДЕ)  
Постоянные затраты 32860(ДЕ)  
Прибыль 202459,7-32860=169599,7(ДЕ)  
Вывод: фирме «Света» для получения прибыли в размере 169600 ДЕ необходимо произвести и реализовать 6,3669 единиц продукции. В правильности наших расчетов нетрудно убедиться, если заглянуть в исходные данные (см. раздел 1).  
 
3. Определение цены в анализе безубыточности  
Анализ безубыточности позволяет определить, по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль.  
Если предприятие приступает к производству новой продукции, оно должно прежде всего определить минимально допустимую цену, по которой ее можно продать, чтобы покрыть затраты на производство, реализацию и управление. Исходя из формулы расчета точки безубыточности (1.3) минимально допустимая цена Рmin будет определяться следующим образом:  
  ,                                     (3.1)  
или  
 ,                                     (3.2)  
где   - удельные постоянные затраты.  
В разделе 1 мы отмечали нецелесообразность расчета постоянных затрат на единицу продукции. Однако формула (3.2) служит отправной для расчета цены, которую требуется установить, если спрос на продукцию неэластичен, а предприятие в краткосрочном периоде планирует получить прибыль, не снижая объем продаж, и устанавливает норму прибыли на изделие. Тогда  
 ,                                (3.3)  
где  норма прибыли на одно изделие, ДЕ.  
В общем виде плановая цена будет определяться по формуле  
 ,                                (3.4)  
Рассчитанная по формуле (3.4) цена позволяет покрыть издержки предприятия и получить запланированную прибыль.  
Рассмотрим пример выбора наиболее выгодного для предприятия варианта цены. Предприятие Pet Lion производит продукцию одного вида, спрос на которую эластичен цене. Переменные затраты на единицу продукции составляют 13,8 ДЕ, а постоянные – 63 600 ДЕ. При цене 23 320 ДЕ предполагается, что спрос составит 63 600 изделий. Если же цену изделия снизить до 20 140 ДЕ, то спрос должен увеличиться до 84 800 изделий, при этом постоянные затраты для данного объема производства остаются неизменными. Какой вариант цены предпочесть предприятию для получения прибыли в размере 10 600 ДЕ?  
Составляющие анализа выгодности варианта цены:  
1) определение прибыли при каждом варианте цены;  
2) нахождение точки безубыточности для каждой цены реализации;  
3) исчисление объема реализации, необходимого для достижения плановой прибыли при каждой из цен;  
4) выбор наиболее выгодного варианта.  
Определим прибыль при каждой цене (таблица 1).  
Таблица 1. Расчет показателей прибыли 


Показатель 

Варианты цены 

23 320 

20 140 

1. Продажная цена единицы продукции,  ДЕ 

23 320 

21 140 

2. Переменные затраты на одно  изделие, ДЕ 

13,8 

13,8 

3. Маржинальная прибыль на одно  изделие (стр.3 = стр.1 – стр.2), ДЕ 

23 306,2 

21 126,2 

4. Возможный спрос, шт. 

63 600 

84 800 

5. Совокупная маржинальная прибыль  (стр.5 = стр.3 • стр.4), ДЕ 

1 482 274 320 

1 791 501 760 

6. Постоянные затраты, ДЕ 

63 600 

63 600 

7. Расчетная прибыль (стр.7 = стр.5 - стр.6), ДЕ 

1 482 210 720 

1 791 438 160 

8. Плановая прибыль, ДЕ 

10 600 

10 600 

9. Точка безубыточности (стр.9 = стр.6 : стр.3), шт. 

2,7 

3,0 

10. Объем продаж для получения  планируемой прибыли [(стр.6 + стр.8) : стр. 3], шт. 

3,15 

3,50 

11. Рентабельность плановая  
[стр.8 : (стр.2 • стр.10 + стр.6)] • 100% 

16,66 

16,65 

         

Проверим правильность вычислений: плановая прибыль должна быть равна маржинальной прибыли  на одно изделие; умноженной на разность планируемого для получения прибыли  и безубыточного объема продаж, или  стр.3 • (стр. 10 - стр. 9) = стр.8.  
Действительно,  
I вариант: 23 306,2 • (3,15 – 2,7) ≈ 10600 (ДЕ);  
II вариант: 21 126,2 • (3,50 – 3,0) ≈ 10600 (ДЕ).  
Вывод: эти расчеты позволяют нам судить о целесообразности снижения цены до 21 140 ДЕ. Если цена будет снижена до этого уровня, то как для покрытия затрат, так и для получения планируемой прибыли предприятию придется увеличить объем производства и продаж на  
11,11%   
и на  
11,11%   
соответственно. С учетом того, что постоянные затраты остаются неизменными, плановая рентабельность при этом будет ниже, чем при первом варианте, а возросший спрос может оказаться неудовлетворенным, поскольку, для получения запланированной прибыли достаточно произвести 3,5 изделий, а не 84 800 на которые будет предъявлен спрос. Следует отметить, что и при первом варианте цены спрос на продукцию предприятия Pet Lion не удовлетворяется, поэтому ему нужно пересмотреть ценовую политику или увеличить объем производства, если для этого есть возможность.  
 
4. Сравнение и выбор технологий производства  
Анализ безубыточности может применяться для выбора наиболее эффективных технологий производства. Затраты времени при этом значительно меньше, чем при традиционных методах анализа.  
Предположим, предприятие должно выбрать один из двух вариантов.  
В первом оно приобретает дополнительное оборудование и осуществляет весь производственный цикл.  
Во втором оно приобретает комплектующие изделия и полуфабрикаты и собирает готовую продукцию.  
Необходимо с учетом того, что годовая производственная мощность предприятия в обоих вариантах составляет 20 140 единиц продукции и предполагаемая цена реализации 95,4 ДЕ за одно изделие, оценить их прибыльность и выбрать наиболее выгодный. Исходные и расчетные показатели представлены в таблице 2.  
Более высокие постоянные затраты по варианту I, чем по варианту II, включают дополнительные суммы амортизации на новое оборудование для собственного производства, но позволяют иметь более низкие переменные затраты. Вариант II, напротив, вследствие закупки полуфабрикатов комплектующих изделий на стороне дает более высокие переменные, но более низкие постоянные затраты, чем вариант I. Спрос на продукцию ограничен максимальной производственной мощностью, однако потребность и планируемый объем выпуска не известны. 

аблица 2. Сравнительные  показатели технологии производства 

Показатель 

Условное обозначение и алгоритм расчета 

Вариант 

1. Цена единицыпродукции, ДЕ 

95,4 

95,4 

2. Максимальнаямощность предприятия,  шт. 

20140 

20140 

3. Переменные затраты на единицу  продукции, ДЕ 

43,46 

60,42 

4. Маржинальная прибыль, ДЕ 

MR = 1 – 3 = p - v 

51,94 

34,98 

5. Совокупнаямаржинальная  
прибыль, ДЕ 

∑MR = 4*2 = MR*q 

1046071,6 

704497,2 

6. Постоянные затраты, ДЕ 

238500 

115540 

7. Чистая прибыль, ДЕ 

NP=5–6=∑MR–c 

807571,6 

588957,2 

8. Критический объем продаж, шт. 

Qкр=6:4=с:MR 

4591,83 

3303,03 

9. Чистая прибыль с единицы  продукции, ДЕ 

NPуд=7:2=NP:q 

40,09 

29,24 

10. Прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия после производства  критического объема продукции, ДЕ 

∆NP=(2-8)*9=q-Qкр*NPуд 

623326,13 

492313 

11. Совокупные переменные затраты,  ДЕ 

vq=3*2=v*q 

875284,4 

1216858,8 

12.Совокупные затраты, ДЕ 

∑z=6+11=c+qv 

1113784,4 

1332398,8 

13. Рентабельность продукции, % 

R1=(7:12)*100%= (NP: ∑z)*100% 

72,51 

44,2 

14. Выручка от реализации, ДЕ 

pq=1*2=p*q 

1921356 

1921356 

15. Рентабельность продаж, % 

R2=(7:14)*100%= (NP:pq)*100% 

42,03 

30,65 


Поскольку для обеспечения  безубыточности производства по первому  варианту требуется произвести больше изделий, чем по второму, при невысоком уровне спроса на данную продукцию выгодным является второй вариант. Он позволяет быстрее получить прибыль. Если же спрос приблизится к производственным возможностям предприятия, то более выгодным станет вариант I за счет более высокой прибыльности единицы продукции, рентабельности производства и продаж, чем по варианту II. -  
При этом существует одинаковый для обоих вариантов объем реализации, несмотря на их различную прибыльность, который приносит предприятию одинаковую суммарную прибыль.  
Есть два метода определения объема продаж при равной прибыли:  
алгебраический;  
графический.  
Применение алгебраического метода основано на том, что чистая прибыль равна совокупной маржинальной прибыли за вычетом постоянных затрат, или:  
NP=∑MR–c.  
Совокупная маржинальная прибыль может быть получена путем умножения маржинальной прибыли на количество единиц, продукции:  
∑MR=MR-q.  
Обозначим за х объем продукции, при котором оба варианта приносят одинаковую прибыль. Тогда:  
51,94х - 238 500 = 34,98х - 115 540;  
16,96х = 122960;  
x=7250 (ед.).  
Подтвердим это расчетом чистой прибыли: 

 

Вариант I 

Вариант II 

Совокупная маржинальная прибыль  на равный объем, ДЕ 

51,94*7250=376 565 

34,98*7250=253 605 

Постоянные затраты,  
ДЕ 

238 500 

115 540 

Чистая прибыль, ДЕ 

376 565-238 500 = 138 065 

253 605-115 540=138 065 


Для построения графика  на оси ординат откладывают значения прибыли или убытка. Перпендикулярно  к нулевому значению прибыли проводят линию количества производства или  продаж.  
Поскольку прибыль возрастает прямолинейно, чтобы построить график для каждого варианта, надо нанести всего две точки и провести через них прямую:  
первая точка - значение маржинальной прибыли при нулевом производстве или объеме продаж, которое равно постоянным затратам, являющимся в таком периоде убыточными для предприятия;  
вторая точка - значение прибыли при заданном объеме. В данном случае этот объем равен максимальной производственной мощности предприятия, т.е. 20 140 изделий.  
Проведенные через две точки, соответствующие каждому варианту, прямые пройдут через точку безубыточности и пересекутся при значении объема продаж, равном 7250 единиц, дающем предприятию одинаковую прибыль в размере 138 065 ДЕ.  
На графике (см. Приложение 2) отчетливо видно, что после прохождения точки безубыточности при возрастании объемов производства первый вариант позволяет получитьбольшую прибыль по сравнению со вторым.  
Вывод: при возрастании объемов производства первый вариант позволяет получить большую прибыль по сравнению со вторым, следовательно, выбор варианта на основе проделанных расчетов и их анализа будет зависеть от оценки спроса на данную продукцию.  
 
5. Планирование ассортимента  
Результаты анализа безубыточности могут быть использованы для решения задач, связанных с планированием ассортимента, обновлением выпускаемой продукции, что особенно важно в условиях рыночной экономики.  
Рассмотрим некоторые особенности применения данного метода при разработке ассортиментного плана в ситуации падения спроса на один из выпускаемых видов продукции. Предположим, предприятие производит три вида продукции: А, В и С. Спрос на продукцию А и В стабилен. Продукция С перестала пользоваться спросом. У предприятия есть возможность заменить ее продукцией D, изготавливаемой на том же оборудовании, что и продукция С, но с меньшими переменными затратами. Однако продажная цена изделия D ниже, чем изделия С, на 4,24 ДЕ. Требуется определить, позволит ли такая замена сохранить выручку от реализации на базисном уровне в объеме 291,5 тыс. ДЕ и не приведет ли это к потере прибыли. Постоянные затраты при обоих вариантах составляют 78,44 тыс. ДЕ (таблица 3).  
Таблица 3. Исходные данные для определения возможности изменения  
ассортиментного плана 

Информация о работе Анализ безубыточности организации