Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка формирования и распределения доходов предприятия торговли в современных условиях. В процессе достижения поставленной цели был сформирован ряд задач:
- выявить пути повышения доходности организации;
- выявить и экономически оценить тенденцию развития состава и структуры доходов торгового предприятия на основе экономических, технико-организационных и социальных показателей;
- выявить степень эффективности их использования;
Введение
1. Сущность и источники образования доходов
1.1 Сущность и виды доходов, и их влияние на финансовое состояние предприятия
1.2 Анализ доходов : значение, задачи, информационное обеспечение
1.3 Методика анализа доходов предприятия
2. Анализ доходов ООО "Спорт-тайм"
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка доходов и прибыли
2.3 Влияние доходов на финансовое состояние
3. Стратегия развития ООО "Спорт-тайм" и пути повышения ее доходности
Заключение
Библиографический список
· стимулировать эффективное использование ресурсов предприятия;
· учитывать пути товароснабжения и его звенность.
Органы исполнительной власти на местах могут регулировать размеры торговых надбавок путем установления предельных надбавок, предельных уровней рентабельности, другими методами, а также принимать решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых надбавок на реализуемые товары (продукцию). Конкретный метод расчета валовой прибыли торговое предприятие выбирает исходя из наличия необходимой для расчета информации и действующего на предприятии порядка учета и анализа товарооборота.
Помимо установления торговых надбавок, рассчитанных на покрытие затрат и получения дохода, собственник предприятия использует и другой, очень важный источник получения дохода - экономия на трудовых ресурсах.
Никакой другой вид ресурса не позволяет сэкономить: существует определенный оптимальный размер материальных ресурсов, необходимый для производства и реализации одной единицы товара, определенное необходимое количество основных фондов, стоимость которых определяется рыночным путем, на стыке интересов спроса и предложения. Невозможно снизить планку расходования данных видов ресурсов, не снизив объем товарооборота или качества реализуемой продукции.
Доход, получаемый предпринимателем от продажи произведенного изделия, составляет реальную стоимость труда. Те средства, которые поступают к рабочему в виде заработной платы, покрывают лишь часть затрат на воспроизводство рабочей силы.
Достаточно трудно оценить реальную стоимость трудовых ресурсов. Работники предприятия исходят из своего прожиточного минимума, из уровня своих потребностей, которые гораздо ниже дохода, получаемого предприятием от использования их труда.
В этот момент капиталист извлекает прибавочную стоимость, то есть разницу между издержками производства рабочей силы и ее реальной стоимостью. Это и является главным источником прибыли.
Доходы от реализации (доходы
от продаж) может быть рассчитан
на основании бухгалтерской
1.3 Методика анализа доходов предприятия
Доходы от основной деятельности
в рыночных условиях хозяйствования
являются основным источником финансирования
деятельности предприятия, так как
преимущественно за счет них формируется
прибыль. Являясь источником формирования
различных видов прибыли, они
в результате являются источником воспроизводственного
и инвестиционного процесса на предприятии,
поэтому каждое предприятие должно
анализировать и оценивать
Для устойчивого получения выручки необходимо ее экономическое обоснование. При этом нужно учитывать целевые приоритеты, выбранные предприятием, и возможные ограничения. Анализ следует начинать с оценки динамики состава и структуры доходов торгового предприятия за предшествующий и отчетные периоды. Затем проводят количественную оценку влияния на изменение доходов от продаж на основании следующих факторов:
1) Влияние изменения объема оборота в текущих ценах на доходы от реализации товаров:
Δ Д (т/об) = (т/об1 – т/об0) * Уд0 /100%, где (1)
Δ Д (т/об) – изменение доходов от реализации товаров за счет изменения размера оборота;
т/об1 , т/об0 – объем оборота в предшествующем и отчетном периодах;
Уд0 уровень доходов от реализации товаров за предшествующий год.
2) Влияние изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема оборота) на доходы от реализации товаров определяется по формуле:
ДР(т/о)с = (т/обс – т/об0) * Уд0 /100%, где (2)
ДР(т/о)с изменение доходов от реализации товаров за счет изменения объема продаж в сопоставимых ценах;
т/обс сопоставимый оборот.
т/обс = т/об1/ Jp, где (3)
Jp индекс цен.
3) Влияние изменения цен на доходы от реализации товаров рассчитывается следующим образом:
Δ Д (р) = (т/об1 – т/об соп) * Уд0 /100%, где (4)
Δ Д (р)- изменение доходов от реализации товаров за счет изменения цен.
4) Влияние уровня доходов от реализации товаров на изменение суммы доходов можно рассчитать следующим образом:
Δ Д (Уд) = (Уд1 – Уд0) * т/об1 / 100%, где (5)
Δ Д (Уд) – изменение доходов от реализации товаров за счет изменения уровня доходов;
Уд1 , Уд0 – уровень доходов от реализации товаров за отчетный, предшествующий периоды.
5) Влияние структурных сдвигов на изменение уровня доходов от реализации товаров рассчитывается способом разниц с использованием следующей факторной модели:
Δ J ДР i = (J ДР0 *Д0)+( J ДР0* Д1)/100%, где (6)
Δ J Уд i изменение уровня доходов от реализации i-й товарной группы под влиянием структурных сдвигов;
J Уд0 – уровень доходов
от реализации товаров i-й
Д0,Д1 доля товарной группы в
структуре оборота в
6) Размер влияния потоварных уровней доходов от реализации можно рассчитать по формуле
J ДР(П ур) = (J ДР0 *Д1)+( J ДР1* Д1)/100%, где (7)
J ДР(П ур) – изменение
уровня дохода i-й товарной группы
от изменения потоварных
J ДР1 уровень доходов от реализации i-й товарной группы в предшествующем году.
7) Определим влияние рассчитанных факторов в стоимостном выражении:
ДР(JДР Д) = JДР (Д)*Np. [18, с. 90]. (8)
При анализе следует обращать
внимание на следующие факторы, вызвавшие
их изменение - увеличение штрафов, пеней,
неустоек, уплаченных в составе операционных
расходов, свидетельствует о несоблюдении
платежной дисциплины предприятием;
наличие прибылей и убытков прошлых
лет, выявленных в отчетном году, свидетельствует
о недостатках в области
2. Анализ доходов ООО "Спорт - тайм"
2.1 Экономическая характеристика предприятия
Торговое предприятие "Спорт - тайм" осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Красноярска и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках России, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Располагается анализируемое торговое предприятие по адресу: 660037 г. Красноярск пр. Красноярский рабочий, 130. Форма собственности - частная. Общество с ограниченной ответственностью "Спорт - тайм" существует относительно недавно, оно было создано в 2004 году в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. Для обеспечения деятельности образуется Уставный капитал общества за счет вкладов его участников в размере 2000 тыс. руб. В ООО "Спорт - тайм" два учредителя: руководитель и исполнительный директор. Вклад первого участника осуществлен в размере 70%, а второго - 30% от общего уставного капитала. Персонал состоит в среднем из 12 человек: руководитель предприятия, исполнительный директор, бухгалтер, 2 кассира и 7 продавцов-консультантов.
Основным видом деятельности ООО "Спорт - тайм" является розничная торговля спортивными товарами.
Под влиянием мощных конкурентов достаточно сложно утвердиться на рынке. В связи с этим большая часть капитала ООО "Спорт - тайм" идет на завоевание позиций на рынке. Магазин работает ежедневно с 10 до 19 часов, в выходные с 10 до 18 часов [30].
Анализ основных показателей деятельности ООО "Спорт - тайм" представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Анализ основных показателей деятельности ООО "Спорт - тайм" за 2008-2009 гг
Показатели |
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
Отклонение (+; -) |
Темп изменения, % |
|
1. Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
772 |
1716 |
944 |
222,3 |
|
2. Торговая площадь |
м2 |
137 |
137 |
- |
100,0 |
|
3. Оборот на 1 м2 торговой площади |
тыс. руб. /м2 |
5,6 |
12,5 |
6,9 |
223,2 |
|
4. Численность работников всего |
чел. |
7 |
12 |
5 |
171,4 |
|
В т. ч. работников ТОП |
чел. |
4 |
9 |
5 |
225,0 |
|
5. Производительность труда
одного среднесписочного |
тыс. руб. / чел |
110,3 |
143,0 |
32,7 |
129,6 |
|
в т. ч. ТОП |
193,0 |
190,7 |
-2,3 |
98,8 |
||
6. Фонд заработной платы - сумма |
тыс. руб. |
107 |
152 |
45 |
142,1 |
|
7. Уровень фонда заработной платы |
% |
13,9 |
8,9 |
-5,0 |
х |
|
8. Среднегодовая заработная плата одного работника |
тыс. руб. |
15,3 |
12,7 |
-2,6 |
83,0 | |
9. Себестоимость проданных товаров |
тыс. руб. |
502 |
1438 |
936 |
286,5 | |
10. Валовая прибыль - сумма |
тыс. руб. |
270 |
278 |
8 |
102,9 | |
- уровень,% |
% |
35,0 |
16,2 |
-18,8 |
х | |
11. Издержки обращения - сумма |
тыс. руб. |
212 |
219 |
7 |
103,3 | |
- уровень,% |
% |
27,5 |
12,8 |
-14,7 |
х | |
12. Прибыль (убыток) от продаж -сумма |
тыс. руб. |
58 |
59 |
1 |
101,7 | |
- рентабельность продаж,% |
% |
7,513 |
3,438 |
-4,075 |
х | |
13. Проценты к уплате |
тыс. руб. |
- |
4 |
4 |
х | |
14. Прочие операционные доходы |
тыс. руб. |
- |
48 |
48 |
х | |
15. Прочие операционные расходы |
тыс. руб. |
3 |
54 |
51 |
х | |
16. Внереализационные доходы |
тыс. руб. |
- |
44 |
44 |
х | |
17. Внереализационные расходы |
тыс. руб. |
- |
2 |
2 |
х | |
18.Прибыль (убыток) до налогообложения - сумма |
тыс. руб. |
55 |
91 |
36 |
165,5 | |
- рентабельность продаж |
% |
7,124 |
5,303 |
-1,821 |
х | |
19. Единый налог на вмененный доход |
тыс. руб. |
36,0 |
36,0 |
- |
100,0 | |
20. Чистая (нераспределенная) прибыль |
||||||
- сумма |
тыс. руб. |
19 |
55 |
36,0 |
189,5 | |
- рентабельность деятельности |
% |
2,46 |
3,21 |
0,75 |
х |
Проведенный анализ показал, что в 2009 году оборот розничной торговли составил 1716 тыс. руб., что на 944 тыс. руб. или на 222,3% больше, чем в аналогичном периоде 2008 года. В результате нагрузка на 1 кв. м. торговой площади увеличилась 6,9 тыс. руб. / кв. м. или на 123,2% (223,2 - 100,0). То есть ООО "Спорт - тайм" в 2009 году эффективнее стало использовать торговую площадь (капитальный ресурс), чем в прошлом году.
Основным показателем
эффективности использования
Негативным моментом деятельности ООО "Спорт - тайм" в 2009 году является опережающий темп роста себестоимости (покупной стоимости) товаров над темпом роста оборота розничной торговли (продажной стоимости товаров). В результате уровень валовой прибыли (основного источника дохода) снизился на 18,8%.
К положительному моменту
следует отнести относительную
экономию расходов на продажу на 14,7%.
Однако положительное влияние данного
фактора не перекрыло отрицательное
влияние снижения уровня валовой
прибыли, в результате рентабельность
продаж (которая характеризует
Более подробный финансово-
2.2 Оценка доходов и прибыли
Наличие валового дохода способствует
достижению основной цели предпринимательской
деятельности коммерческих организаций
- получение прибыли. В свою очередь,
наличие чистой прибыли, создающей
стимулирующие условия
Для начала следует провести анализ динамики состава и структуры доходов ООО "Спорт - тайм" целесообразно построение следующей аналитической таблицы 2.2.
Таблица 2.2 Анализ динамики состава и структуры доходов ООО "Спорт - тайм" за 2008-2009гг
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Отклонение (+; -) по |
Темп изменения,% | |||
сумма, тыс. руб. |
удельный вес,% |
сумма, тыс. руб. |
удельный вес,% |
сумме, тыс. руб. |
|||
Доходы предприятия, всего, в том числе: |
270,00 |
100,0 |
370,00 |
100,0 |
100,00 |
х |
137,0 |
- сумма реализованных торговых надбавок |
270,00 |
100,0 |
278,00 |
75,1 |
8,00 |
-24,9 |
103,00 |
- прочие операционные доходы |
0,00 |
0,00 |
48,00 |
13,0 |
48,00 |
+13,0 |
х |
- внереализационные доходы |
0,00 |
0,00 |
44,00 |
11,9 |
44,00 |
+11,9 |
х |
Исходя из таблицы следует
улучшение результатов
Анализируя структуру доходов предприятия, следует отметить, что на 75,1% доходы предприятия сформированы за счет доходов от основной деятельности. Однако в динамике наблюдается постепенное снижение их удельного веса (так, за анализируемый период он снизился на 24,9%). Это объясняется тем, что ООО "Спорт - тайм" активировало свою прочую деятельность.
В целом изменение динамики
доходов предприятия можно
Таблица 2.3 Анализ динамики дохода ООО "Спорт - тайм" за 2007-2009 гг
Показатель |
Предшеству-ющий год |
Отчетный год |
Темп роста |
Отклонение (+,-) | |
% |
в аболютн. оценке | ||||
Доходы от реализации в сумме |
270,0 |
278,0 |
102,9 |
- |
+8,0 |
Уровень, % к обороту |
35 |
16,2 |
- |
-18,8 |
- |
Оборот розничной торговли |
772,0 |
1716,0 |
222,3 |
- |
+944 |
Проведенный анализ динамики дохода по сумме и структуре показал, что в 2009 году доход составил 278,0 тыс. руб. база сравнения 2008 год, где сумма валового дохода составила 270 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом доходы увеличились на 8,0 тыс. руб. Оборот увеличился на 944 тыс.руб. Однако превышение темпов роста оборота розничной торговли по сравнению с валовым доходам привело к снижению уровня валового дохода за анализируемый период на 18,8%, что крайне негативно характеризует результаты деятельности предприятия.