Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Исходя из цели, в дипломном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
• Определены понятия и цели финансового анализа;
• Изучена финансовая отчетность как информационная база для анализа;
• Исследованы существующие методы и подходы к анализу финансового состояния организации;
• Проведена оценка динамики и структуры статей баланса анализируемого предприятия, проведен расчет основных финансовых показателей: оценки имущественного положения, финансовой устойчивости, ликвидности баланса предприятия, деловой активности и рентабельности;
• Определены основные направления улучшения финансового состояния предприятия.
Объектом дипломной работы выступает ЗАО «Цифроград», предметом – система оценки и анализа финансового состояния предприятия.
Практическая значимость данной работы заключается в анализе финансового состояния ЗАО «Цифроград» и определение его устойчивости, что позволяет построить работу предприятия в независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры, а следовательно, уменьшить риск оказаться на краю банкротства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Сущность финансового состояния предприятия и система показателей оценки его финансового состояния 5
1.2. Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия 15
1.3. Источники заемного долгового финансирования как фактор повышения финансовой устойчивости организации 18
1.4. Выводы 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ЦИФРОГРАД» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 39
2.3. Определение и анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 48
2.4. Анализ ликвидности баланса и кредитоспособности предприятия 59
2.5. Анализ финансовых коэффициентов 68
2.6. Анализ динамики прибыльности и рентабельности 80
2.7. Выводы 84
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 86
3.1. Пути повышения рентабельности ЗАО «Цифроград» 86
3.2. Предложения по восстановлению платежеспособности предприятия 89
3.3. Предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
Обобщающим показателем оценки деловой активности предприятия является коэффициент оборачиваемости активов, отражающий скорость оборота всего капитала организации или эффективность использования всех имеющихся ресурсов независимо от их источников.
Средняя величина активов для расчета коэффициента определяется по балансу по формуле средней арифметической:
где Ан, Ак — соответственно величина активов на начало и конец анализируемого периода.
Рост данного показателя в динамике следует рассматривать как благоприятную тенденцию. При проведении пространственно-временных сравнений необходимо следить за их сопоставимостью исходных данных, использованных для расчетов.
Скорость отдачи на собственный капитал (коэффициент оборачиваемости собственного капитала) отражает активность использования денежных средств. Низкое значение этого показателя свидетельствует о бездействии части собственных средств.
Эффективность использования финансовых ресурсов рассматривается в рамках управления оборотными активами. В частности, рассчитываются оборачиваемость текущих активов, производственных запасов, дебиторской задолженности, продолжительность операционного и финансового циклов. Ускорение оборачиваемости вложений в оборотные активы рассматривается как положительная тенденция.
Показатели оборачиваемости
дебиторской задолженности
Эффективность использования основных средств выражается показателем фондоотдачи. Он показывает, сколько рублей выручки приходится на один рубль вложений в основные средства. Раньше для расчета показателя фондоотдачи обычно использовалась первоначальная стоимость основных средств, сейчас все чаще – остаточная.
В таблице 27 представлены значения показателей деловой активности ЗАО «Цифроград», рассчитанные по формулам из таблицы 26.
Таблица 26. Анализ деловой активности ЗАО «Цифроград»
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонение |
1. Выручка от реализации |
613 709 |
597 037 |
-16 672 |
3. Оборачиваемость совокупных активов (оборотов) |
4,94 |
4,59 |
-0,35 |
4. Оборачиваемость собственного капитала (оборотов) |
9,12 |
8,87 |
-0,25 |
5. Фондоотдача |
36,8 |
35,8 |
-1 |
6. Оборачиваемость текущих активов |
5,56 |
5,4 |
-0,16 |
7. Оборачиваемость запасов (оборотов) |
11,75 |
11,33 |
-0,42 |
8. Оборачиваемость запасов (дней) |
31 |
32 |
1 |
9. Оборачиваемость дебиторской задолженности (оборотов) |
10,57 |
10,28 |
-0,29 |
10. Оборачиваемость дебиторской задолженности (дней) |
34 |
35 |
1 |
11. Оборачиваемость кредиторской задолженности (оборотов) |
12,21 |
11,77 |
-0,44 |
12. Оборачиваемость кредиторской задолженности (дней) |
29 |
30 |
1 |
14. Продолжительность операционного цикла |
65 |
67 |
2 |
15. Продолжительность финансового цикла |
36 |
37 |
1 |
Анализ данных таблицы показывает уменьшение всех коэффициентов оборачиваемости. Оборачиваемость активов в 2008 г. снизилась, так как объем выручки от продаж сократился на 2,72%, а увеличение средней величины активов составило около 18,74%.
Оценка прибыльности деятельности предприятия предполагает, во-первых, проведение анализа структуры и динамики прибыли, во-вторых, расчет и оценку показателей рентабельности.
В таблице 27 представлен анализ структуры и динамики прибыли ЗАО «Цифроград».
Таблица 27. Анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Цифроград»
Наименование показателя |
Код стро ки |
За аналогич ный период предыду щего года |
За отчет ный период |
Уд.вес на начало периода, % |
Уд.вес на конец периода, % |
Откло нение, тыс.руб |
Откло нение, уд. вес,% |
Темпы роста |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) |
10 |
613 709 |
597 037 |
100 |
100 |
-16 672 |
0 |
97,28 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
20 |
-599 567 |
-578 058 |
-97,69 |
-96,8 |
21 509 |
0,89 |
96,41 |
Валовая прибыль |
29 |
14 142 |
18 979 |
2,3 |
3,18 |
4 837 |
0,88 |
134,2 |
Коммерческие расходы |
30 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Управленческие расходы |
40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прибыль (убыток) от продаж |
50 |
14 142 |
18 979 |
2,3 |
3,18 |
4 837 |
0,88 |
134,2 |
Прочие доходы и расходы |
||||||||
Проценты к получению |
60 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Проценты к уплате |
70 |
-1 435 |
-1 411 |
-0,23 |
-0,24 |
24 |
-0,01 |
98,33 |
Доходы от участия в других организациях |
80 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие доходы |
90 |
3 407 |
1 388 |
0,56 |
0,23 |
-2 019 |
-0,33 |
40,74 |
Прочие расходы |
100 |
-4 846 |
-4 696 |
-0,79 |
-0,79 |
150 |
0 |
96,9 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
11 268 |
14 260 |
1,84 |
2,39 |
2 992 |
0,55 |
126,55 |
Отложенные налоговые активы |
141 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Отложенные налоговые обязательства |
142 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Текущий налог на прибыль |
150 |
-3 291 |
-4 413 |
-0,54 |
-0,74 |
-1 122 |
-0,2 |
134,09 |
Обязательные платежи в бюджет |
180 |
0 |
-89 |
0 |
-0,01 |
-89 |
-0,01 |
0 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
7 977 |
9 758 |
1,29 |
1,63 |
1 781 |
0,34 |
122,33 |
Как следует из таблицы 27, за 2008 год выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг по сравнению с 2007 годом сократилась на 16 672 тыс. руб. (или на 2,72%). Прибыль от продаж составила 18 979 тыс. руб. (увеличившись на 34,2% за счет снижения темпов роста себестоимости продукции над темпами роста выручки от реализации).
В 2008 году произошло превышение прочих расходов над соответствующими доходами на сумму 3 308 тыс. руб., в то время как в 2007 г. превышение составляло 1 439 тыс. руб. По результатам деятельности ЗАО «Цифроград» за 2008 г. сформировалась прибыль до налогообложения в сумме 14 260 тыс. руб.
После начисления налога на прибыль и иных обязательных платежей, чистая (нераспределенная) прибыль составила 9 758 тыс. руб., увеличившись на 1 781 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.
В общем случае эффективность (экономическая целесообразность) функционирования коммерческой организации измеряется абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект – это абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности (валовой доход от реализации продукции, прибыль).
Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта (показатели рентабельности). Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия.
Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие.
В отчете о прибылях и убытках выделяются следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж продукции, работ, услуг, прибыль отчетного периода (до налогообложения), чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода. В зарубежной аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли, при этом рассчитываются: рентабельность совокупного капитала (ROA), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность продаж (ROS).
В таблице 28 представлены основные показатели рентабельности предприятия.
Таблица 28. Показатели рентабельности предприятия
Наименование показателя |
Порядок расчета |
Характеристика |
1. Чистая прибыль |
- |
Характеризует прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия |
2. Рентабельность продаж (ROS) |
Прибыль от продаж / Выручка от реализации×100% или с.050 (ф.2) / с.010 (ф.2) |
Показывает объем прибыли, приходящейся на 1 руб. выручки |
3. Рентабельность основной деятельности (рентабельность продукции) |
Прибыль от продаж / Затраты на производство и сбыт продукции×100% или с.050(ф.2)/(с.020 + с.030 + с. 040) (ф.2) |
Показывает объем прибыли, приходящейся на 1 руб. затрат |
4. Рентабельность активов (ROA) |
Чистая прибыль / Средняя стоимость активов ×100% или с.190(ф.2) / ((с.300н.п. + с.300к.п.)/2)(ф.1) |
Отражает эффективность |
5. Рентабельность собственного капитала (ROE) |
Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала ×100% или с.190 (ф.2) / ((с.490н.п.+ с.490к.п.)/2)(ф.1) |
Отражает эффективность использ |
6. Фондорентабельность |
Прибыль от продаж / Средняя стоимость основ-ных средств ×100% или с.050(ф.2)/((с.120н.п.+ с.120к.п.) /2) (ф.1) |
Отражает эффективность использ |
Наибольший интерес для имеющихся и потенциальных владельцев обыкновенных и привилегированных акций представляет показатель рентабельности собственного капитала (ROE). От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.
Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность (рентабельность активов или рентабельность совокупного капитала). Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества.
Показатели рентабельности предприятия ЗАО «Цифроград», рассчитанные на основе формул из таблицы 28, представлены в таблице 29.
Таблица 29. Анализ рентабельности ЗАО «Цифроград», %
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонение |
1. Чистая прибыль |
7 977 |
9 758 |
1 781 |
2. Рентабельность продаж (ROS) |
2,3 |
3,18 |
0,88 |
3. Рентабельность основной деятельности (продукции) |
2,36 |
3,28 |
0,92 |
4. Рентабельность активов (ROA) |
6,27 |
7,67 |
1,4 |
5. Рентабельность собственного капитала (ROE) |
11,86 |
14,51 |
2,65 |
6. Фондорентабельность |
71,92 |
113,81 |
41,89 |
Относительно прошлого года прибыль от продаж увеличилась на 4 837 тыс. руб.: выручка от продаж снизилась на 2,72%, себестоимости реализованной продукции – 3,59%. Следовательно, рентабельность продаж увеличилась на 0,88%, а рентабельность продукции – на 0,92%. По той же причине увеличился и показатель фондорентабельности на 41,89% (рис. 6).
Рис. 6. Показатели рентабельности ЗАО «Цифроград»
На увеличение показателей рентабельности активов и собственного капитала повлияло увеличение чистой прибыли предприятия на 1 781 тыс. руб.
Оборачиваемость текущих активов уменьшилась по этой же причине.
Скорость оборота собственных средств (собственного капитала), отражающая эффективность их использования, также снизилась, что вызвано уменьшением выручки от продаж.
На снижение оборачиваемости дебиторской задолженности повлияли следующие факторы: увеличение средней величины дебиторской задолженности на 40,9%, снижение выручки от продаж на 2,72%. Таким образом, оборачиваемость обязательств дебиторов снизилась, период погашения увеличился на 1день и составил 35 дней в 2008 г. (в 2007 г. - 34 дня).
Повышение средней величины кредиторской задолженности (на 26,1%) на фоне снижения объема выручки от продаж привело к уменьшению оборачиваемости и увеличению периода погашения кредиторской задолженности на 1 день (с 29 дней в 2007 г. до 30 дней в 2008 г.).
При сравнении показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей в среднем интервал поступления денежных средств от погашения задолженности дебиторами и период осуществления платежей ЗАО «Цифроград» по обязательствам перед кредиторами к концу отчетного периода увеличились на 1 день. (35 и 30 дней соответственно).
Продолжительность операционного и финансового цикла также увеличилась, что рассматривается как отрицательная тенденция.
Как показали расчеты, ЗАО «Цифроград» находится в неблагоприятной финансовой ситуации, поскольку при оценке предприятия были выявлены недостатки. У предприятия наблюдается дефицит абсолютно ликвидных и быстрореализуемых активов. Для повышения платежеспособности предприятия необходимо эффективное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами, увеличение абсолютно ликвидных активов, эффективное управление дебиторской задолженности, быстрое превращение дебиторской задолженности в наличные деньги.
Информация о работе Анализ финансового состояния как инструмент принятия управленческого решения