Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:12, аттестационная работа
Основу любой науки составляют ее предмет и метод. Предмет финансового
анализа, т. е. то, что изучается в рамках данной науки, — финансовые
ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового
анализа — оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения
эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью
рациональной финансовой политики. Достижение этой цели осуществляется с
помощью присущего данной науке метода.
принимать во внимание три ключевые особенности этих показателей,
существенные для
Первая связана с временным аспектом деятельности предприятия. Так,
коэффициент рентабельности продукции определяется результативностью работы
отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций
он не отражает. Когда предприятие делает переход на новые перспективные
технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, значения
показателей рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия
перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся,
т. е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как
негативную характеристику текущей деятельности.
Вторая особенность
решения связаны с дилеммой «хорошо кушать или спокойно спать?». Если
выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение
высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте
наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз и является
коэффициент финансовой зависимости и чем выше его значение, тем более
рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие. Третья
особенность связана с проблемой оценки. В частности числитель и знаменатель
показателя рентабельности собственного капитала выражены (в некотором
смысле) в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель
показателя, т. е. прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности,
а сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период.
Знаменатель показателя, т. е. собственный капитал, складывался в течение
ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может весьма
существенно отличаться от текущей оценки.
Кроме того, учетная оценка собственного капитала не имеет никакого
отношения к будущим доходам. Действительно, далеко де все может быть
отражено в балансе; например, престиж фирмы, торговая марка,
суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют
денежной оценки (речь не идет о продаже фирмы в целом) в отчетности.
Поэтому рыночная цена акции может значительно превышать их учетную
стоимость. Таким образом, высокое значение коэффициента рентабельности
собственного капитала вовсе не эквивалентно высокой отдаче на
инвестируемый в фирму капитал; при выборе решений финансового характера
необходимо, ориентироваться не только на этот показатель, но и принимать во
внимание рыночную стоимость фирмы.
3.2.6 Оценка положения на рынке ценных бумаг
Этот фрагмент анализа выполняется в компаниях, зарегистрированных на
фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги. Анализ не может быть
выполнен непосредственно по данным финансовой отчетности — нужна
дополнительная информация. Поскольку терминология по ценным бумагам в нашей
стране еще окончательно не сложилась, приводимые названия показателей
являются условными.
Доход на акцию (Earnings Per Share). Представляет собой отношение чистой
прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к
общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной
степени влияет на рыночную цену акций. Основной его недостаток в
аналитическом плане — пространственная несопоставимость ввиду неодинаковой
рыночной стоимости акций различных компаний.
Ценность акции (Pr ice I Earnings Ratio). Рассчитывается как частное от
деления рыночной цены акции на доход на акцию. Этот показатель служит
индикатором спроса на акции данное компании, поскольку показывает, как
много согласны платить инвесторы в данный момент на один рубль прибыли на
акцию. Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на
то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по
сравнению с другими. Этот показатель уже можно использовать в
пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Компаниям, имеющим
относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического
роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя «ценность
акции».
Дивидендная доходность акции (Dividend Yield). Выражается отношением
дивиденда, выплачиваемого на акции, к ее рыночной цене, В компаниях,
расширяющих свою деятельность путем капитализирования большей части
прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная
доходность акции
акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток),
выражающийся в изменении рыночной цены акций данной фирмы.
Дивидендный выход (Dividend Payout). Рассчитывается путем деления
дивиденда, выплачиваемого по акции, на доход на акцию. Наиболее наглядное
толкование этого показателя доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в
виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики
фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования
прибыли, характеризующий ее долю, направленную на развитие производственной
деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента
реинвестирования прибыли
Коэффициент котировки акции (Market-to-Book Ratio). Рассчитывается
отношением рыночной цены акции к ее учетной (книжной) цене. Книжная цена
характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Она
складывается из номинальной стоимости (т.е. стоимости, проставленной на
бланке акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли
эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой акций в
момент их продажи и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и
вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента котировки больше
единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы
дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала,
приходящегося на акцию на данный момент. В процессе анализа могут
использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие
идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов,
повлиявших на изменение того или иного показателя.
3.3 ПРИМЕР МЕТОДИКИ АНАЛИЗА
Анализ финансово-
по данным бухгалтерской отчетности может быть выполнен с различной степенью
детализации. Приведем содержание основных разделов методики углубленного
финансового анализа на основе данных о деятельности торгового предприятия.
Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц,
логика отбора и составления которых предполагает анализ состояния и
динамики экономического потенциала предприятия, результатов и эффективности
его использования. Экономический потенциал хозяйствующего субъекта может
быть охарактеризован двояко: с позиции имущественного положения предприятия
и с позиции его финансового положения. Обе эти стороны финансово-
хозяйственной деятельности взаимосвязаны - нерациональная структура
имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового
положения и наоборот. Так , неоправданное омертвление средств в неходовых
товаров может повлиять на своевременность платежей, а неоправданный рост
заемных средств привести к необходимости сократить имущество предприятия
для расчетов с кредиторами.
3.3.1 АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени
зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в
активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования
предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные
изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных
изменениях в структуре
изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа
отчетности.
Вертикальный анализ показывает
структуру средств
источников. Можно выделить две основные черты, обусловливающие
необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа:
переход к относительным
показателям позволяет
сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий,
различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным
показателям;
относительные показатели в определенной степени сглаживает негативное
влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать
абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их
сопоставление в динамике.
Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо
модифицированную отчетность (с укрупненной или трансформированной
номенклатурой статей).
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или
нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели
дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень
агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся
базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет
анализировать не только изменение отдельных показателей, но и
прогнозировать их значение.
Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в
условиях инфляции. Тем не менее, эти данные можно использовать при
межхозяйственных сравнениях.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Поэтому
на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как
структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее
показателей. Оба эти вида анализа особенно ценны при межхозяйственных
сопоставлениях, поскольку позволяют сравнивать отчетность совершенно разных
по роду деятельности и объемам производства предприятий.
Формализованными критериями имевших место качественных изменений в
имущественном положении предприятия и степени их прогрессивности выступают
также и такие показатели, как доля активной части основных средств,
коэффициент годности, удельный вес быстрореализуемых активов, доля
арендованных основных средств, удельный вес дебиторской задолженности и др.
.
3.3.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Детализированный анализ ликвидности
предприятия может
использованием абсолютных и относительных показателей. Для торгового
предприятия обобщающим показателем ликвидности является достаточность
(излишек или недостаток) источников средств формирования товарных запасов.
Анализ можно проводить либо по товарным запасам, либо по всем запасам и
затратам (итог второго раздела актива баланса). Смысл анализа ликвидности с
помощью абсолютных показателей — проверить, какие источники средств и в
каком объеме используются для покрытия товарных запасов.
В условиях централизованно
планируемой экономики
четко выраженные соотношения между от
дельными видами активов в балансе и источниками их покрытия. В настоящее
время такие однозначные соотношения между активными и пассивными
балансовыми статьями по схеме «вид актива» — «соответствующий источник
покрытия» отсутствуют. Тем не менее в целях анализа целесообразно
рассмотреть многоуровневую схему покрытия запасов и затрат (товарных
запасов). В зависимости от того, какого вида источники средств используются
для формирования запасов (в чисто арифметическом исчислении), можно с
определенной долей условности судить об уровне платежеспособности
хозяйствующего субъекта.
Выделим следующий
1. Собственные оборотные средства (СОС)
Ориентировочное значение этого показателя можно найти по следующему
алгоритму:
СОС = СК + ДП - ВА.
Этот показатель является абсолютным, его увеличение в динамике
рассматривается как положительная тенденция. При рас чете показателя
условно считается, что долгосрочные обязательства как источник средств
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия