Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:16, курсовая работа
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Теоретическая часть
Философия и практика всеобщего управления качеством K. Исикава, сравнение с классическим подходом к управлению качеством и современной концепцией всеобщего качества………………………………………………………………….3
Практическая часть
Описание деятельности библиотеки........................................................................13
Описание бизнес-процесса.......................................................................................13
Графическое изображение бизнес-процесса...........................................................14
Табличное описание процессов в ходе осуществления
Деятельности библиотеки.........................................................................................15
цепочка качества…………………………………………………………………………………16
матрица взаимосвязи требований потребителей к услугам
библиотеки с осуществляемыми в ходе деятельности процессами………17
матрица планирования для наиболее критичного процесса..............................19
диаграмма хода процесса……………………………………………………………………21
вывод.......................................................................................................................................................22
список использованных источников……………………………………………………23
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рыбинская государственная авиационная технологическая
академия имени П. А. Соловьева»
Факультет социально – экономический
Кафедра организации производства и управления качеством
Специальность 220501 «Управление качеством»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Всеобщее управление качеством»
на тему
«Анализ и планирование процессов»
Студент гр. УК-08_________________________
«__» __________2011 г.
Руководитель ______________________________
«__» __________2011 г.
Рыбинск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая часть
Философия и практика всеобщего
управления качеством K. Исикава, сравнение
с классическим подходом к управлению
качеством и современной концепцией всеобщего
качества…………………………………………………………
Практическая часть
Описание деятельности библиотеки....................
Описание бизнес-процесса......
Графическое изображение
бизнес-процесса...............
Табличное описание процессов в ходе осуществления
Деятельности библиотеки.......
цепочка качества…………………………………………………………
матрица взаимосвязи требований потребителей к услугам
библиотеки с осуществляемыми
в ходе деятельности
матрица планирования для
наиболее критичного процесса......................
диаграмма хода процесса…………………………………………………………
вывод.........................
список использованных
источников……………………………………………………
1 Теоретическая часть
1.1 Философия и практика всеобщего управления качеством К. Исикава
Каору Исикава родился
в 1915 г. в Японии. По окончании факультета
прикладной химии Токийского университета
в марте 1939 г. он устроился на работу
в компанию, занимавшуюся предоставлением
коммунальных услуг. Несколько месяцев
спустя он был призван в японский
ВМФ, где прослужил два года в
качестве технического специалиста, занимаясь
обучением и подготовкой
Каору Исикава внес важнейший вклад в создание концепции управления контроля над тотальным качеством или управления качеством. Он утверждал, что управление качеством требует участия всех работников и руководителей компании в деятельности кружков качества, обращения основного внимания на процесс обсуждения, а не на личность выступающего в процессе исследования проблемы с помощью диаграммы Исикавы, а также доверия статистическим методам контроля качества. К. Исикава был убежден в том, что успех Японии в завоевании мировых рынков во многом зависит от веры в эффективность методов контроля качества.
Основные работы
Introduction to Quality Control (1954)
What is Total Quality Control? The Japanese Way (1985)
К. Исикава был ведущим консультантом при разработке систем управления качеством компаний «Форд» и «Тойота». Он занимался методами управления качеством в различных отраслях промышленности: химической, горнодобывающей, металлургической, машиностроительной, электронной, текстильной и строительной, а также в банковском деле, торговле, на транспорте и в сфере услуг. Некоторые из этих отраслей характеризуются тем, что организуют массовое производство небольшого ассортимента продукции, тогда как другие выпускают в ограниченном объеме различные изделия. Тем не менее, К.Исикава пришел к выводу, что методы управления качеством в основе своей везде одинаковы, одни и те же принципы применимы к различным отраслям промышленности.
К.Исикава дает следующее
определение управлению качеством:
«Заниматься управлением
Можно выделить основные моменты управления качеством:
Управление следует
Их можно определить на основе стратегии фирмы. Стратегия фирмы определяется руководством высшего звена. Для выработки стратегии необходимо четко определить ее отправные моменты и информационное обеспечение. После определения стратегии очевидными станут и задачи. Эти задачи должны быть выражены в конкретных цифрах. Для этого необходимо логическое обоснование. Задачи также должны преследовать определенную, ясную всем цель. Нельзя давать абстрактных распоряжений, вроде «учитесь» или «осуществляйте эффективный контроль». Такие указания могут быть правильными с методической точки зрения, но не могут привести к созданию надежных методов управления. Определяя задачи, необходимо установить конечный срок их выполнения. Задачи должны определяться таким образом, чтобы обеспечить совместные действия всех подразделений.
Политика и ее задачи должны быть зафиксированы на бумаге и доведены до работников. Чем ниже уровень работников в организационной структуре фирмы, которых касается выработанная стратегия и поставленные задачи, тем в более четкой форме они должны получать информацию и тем выше должна быть степень определенности и конкретности поставленных перед ними задач.
Если цели и задачи установлены, но не определены способы их достижения и решения, управление качеством так и останется голой теорией. Можно поставить задачу снижения уровня дефектности ниже 3%, но нельзя при этом просто похлопывать людей по спине и говорить: «Старайтесь, старайтесь». Без определения научных и рациональных способов достижения целей ничего добиться нельзя.
Получение определенных показателей
качества (см. рис.) является целью реализации
системы. Ответвления от основной линии
представляют собой причины. При
управлении качеством причины называются
причинными факторами. Совокупность таких
причинных факторов называется процессом.
Речь идет не только о технологическом
процессе. Проектирование, материально-техническое
снабжение, реализация продукции, администрирование
– все это процессы. К.Исикава
считает, что процессом, который
является совокупностью причинных
факторов, можно и должно управлять
для получения более
Такой подход помогает предвосхитить
проблемы и предотвратить их возникновение,
это – прогрессивное
В противоположность ему существует регрессионное управление, когда работа фирмы начинает волновать только после того, как что-то происходит – например, к концу каждого месяца выясняется, что объем реализации продукции ниже запланированного, и предпринимаются экстренные меры, чтобы попытаться форсировать сбыт.
Необходимо понять смысл и рычаги управления процессом, овладеть им и создать в рамках этого процесса способы выпуска продукции или оказания услуг более высокого качества, постановки более перспективных задач и достижения необходимых результатов.
Несмотря на большое количество причинных факторов, по-настоящему важных, т.е. таких, которые значительно влияют на результаты, не так уж много. Если следовать принципу Парето, требуется стандартизировать 2-3 наиболее важных факторов и управлять ими. Но сначала нужно выявить эти главные причинные факторы.
Важно осознать, что руководители несут ответственность за обучение и воспитание своих подчиненных.
Обучение не ограничивается формальными заседаниями. Собрать людей в аудитории и прочесть им лекции – это в лучшем случае одна треть или одна четвертая часть процесса обучения. Руководитель должен учить своего подчиненного индивидуально на практике. После такой подготовки ему можно передать полномочия и предоставить свободу действий. Это-путь к росту подчиненного.
Если руководитель не доверяет
своим подчиненным и
Идеальным управлением является такое, при котором все работники хорошо подготовлены, всем можно доверять и никого не нужно излишне контролировать.
Руководитель не должен сердиться на своих подчиненных, когда они допускают ошибки.
Как правило, только четвертая или пятая часть этих ошибок совершается действительно по их вине. Основная вина лежит на административных работниках и руководителях. От того, что руководитель сердится, страдает истина. Подчиненные будут пытаться представить подтасованные данные и отчеты. Необходимо создать обстановку, в которой подчиненные могут безбоязненно сообщить руководству и коллегам о своих ошибках. Во избежание повторения ошибок необходимо добиться всеобщего участия в обсуждении проблемы.
Обучение и подготовка
кадров способствуют формированию надежных
работников; при этом все больше
увеличивается норма
Можно заставить подчиненных выполнять работу, отдав соответствующее распоряжение, но такой процесс никогда не будет протекать гладко. Условия постоянно меняются, и распоряжения никогда не будут точно поспевать за изменяющимися условиями.
Стандарты и регламенты всегда несовершенны. Даже если им строго следовать, дефекты и изъяны по-прежнему будут возникать. Только опыт и квалификация работников помогают компенсировать несовершенства стандартов и регламентов.
При осуществлении руководства
фирмой особое значение приобретает
принцип управления по отклонениям.
Если все идет в соответствии с
поставленными задачами и согласно
требованиям стандартов, никакого вмешательства
не требуется. Но когда имеют место
необычные явления или
Необходимо проверять процесс управления через качество. Важно изучать качество с целью проверки ведения управленческой и производственной деятельности, стремиться к надежному управлению технологическим процессом с целью получения доброкачественной продукции и четкого прохождения всех этапов технологического процесса.
То же можно сказать и об управлении затратами или о других видах управления – надо управлять через затраты, а не управлять затратами.
О результатах проверок должны
информироваться
При осуществлении корректирующих воздействий важно принять меры во избежание повторения этих отклонений. Необходимо положить конец имеющимся нарушениям. Следует устранить причинные факторы, которые вызвали отклонения. Исправление и предотвращение повторяющихся отклонений – это два разных действия, в том числе в отношении принимаемых мер. Устраняя причины отклонений, необходимо обратиться к истокам проблемы и принять меры по предотвращению их повторения. На практике это связано со значительными трудностями. Чаще всего принимаются временные меры, чтобы как-то «залатать дыры». Предотвращение повторения отклонений – это важнейшее понятие в управлении качеством.