Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:22, реферат
В условиях динамично развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности.
Анализ конкурентоспособности организации
1.Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности организации
1.1. Понятие конкурентоспособности
организации
Основной целью любого предприятия в условиях
рыночной экономики является сохранение
и расширение своих позиций на рынке, рост
или, по крайней мере, стабильное получение
прибыли. Это возможно только при ориентации
на максимизацию прибыли. Главным средством
увеличения прибыли является высокая конкурентоспособность
предприятия.
Конкурентоспособность предприятия — это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным (неценовым) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов.
Конкурентоспособность предприятия относительная характеристика, поэтому она может быть выявлена только путем сравнения предприятий, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти предприятия функционируют. Таким образом, одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным на местном и региональном рынке и не быть таковым на национальном и тем более на мировом рынке.
Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:
Цель анализа конкурентоспособности организации — установить, какого конкурентного преимущества может добиться организация и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.
Конкурентное преимущество может быть внешним и внутренним:
Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые представляют ценность для покупателя за счёт либо повышения эффективности его работы, либо сокращения его издержек, либо более высокого эмоционально-эстетического удовлетворения. Внешнее конкурентное преимущество упрочивает позиции фирмы на рынке, так как фирма может заставить рынок покупать её товар по цене более высокой, чем у главного конкурента, не обеспечивающего соответствующее отличие. Таким образом, внешнее конкурентное преимущество держится на стратегии дифференциации (отличия).
Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в издержках и в менеджменте, которые создают ценность для продавца, позволяющую получить себестоимость продукции меньшую, чем у конкурентов. Внутреннее конкурентное преимущество даёт возможность фирме быть более рентабельной и более устойчивой к снижению цен, которое может навязать рынок. Кроме того, фирма может иметь преимущества в распределении и продвижении своих товаров.
Конкурентоспособность характеризует возможности и динамику приспособления предприятия к изменяющимся условиям конкуренции. Индикаторы конкурентоспособности представлены в таблице 1.
Индикаторы конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия по производству запасных частей для автомобиля)
Таблица 1.
Критерии |
Диапазон оценок | ||
Низкая |
Средняя |
Высокая | |
Относительная доля рынка |
Лидер | ||
Издержки/ цена |
Меньше прямых конкурентов | ||
Отличительные свойства |
Уникальное предложение | ||
Степень освоения технологии |
Осваивается легко |
||
Острота конкуренции |
Неструктурированная конкуренция |
||
Концентрация клиентов |
Низкая |
||
Известность, имидж |
Сильный имидж |
Конкурентное положение — позиция, занимаемая предприятием по отношению к конкурентам. Обеспечение превосходства над конкурентами или сохранение положения на рынке (его сегменте) достигается при помощи различных стратегий (имеющихся преимуществ, привлечения внимания потребителей, перехват инициативы).
Уровни конкурентоспособности:
Пути достижения конкурентоспособности предприятия:
Можно выделить следующие основные
направления конкурентной деятельности
организации:
1) конкуренция в области рынков сырья
за завоевание позиций на ресурсных рынках
с целью обеспечения производства необходимыми
материальными ресурсами, перспективными
материалами, высококвалифицированными
специалистами, современной техникой
и технологией с целью обеспечения более
высокой, чем у конкурентов, производительности
труда. В качестве конкурентов предприятия
на сырьевых рынках выступают в основном
фирмы–производители продуктов–аналогов,
использующие в своем производстве аналогичные
материальные ресурсы, технологию, трудовые
ресурсы;
2) конкуренция в области сбыта товаров
и/или услуг на рынке;
3) конкуренция между покупателями на сбытовых
рынках.
В сфере производства, услуг и на товарном
рынке различают видовую, функциональную
и маркетинговую конкуренцию:
Есть характерные особенности конкуренции в сфере услуг, отличающие её от конкуренции на товарном рынке: она не требует значительных затрат, поэтому уровень конкуренции в сфере услуг достаточно высок.
Она может быть ценовой и неценовой:
При сопоставлении различных
подходов определению понятия «
1.2. Факторы, влияющие на
Анализ литературных источников показал,
что в зависимости от научных взглядов
авторы по-разному обосновывают комплекс
факторов, влияющих на конкурентоспособность
предприятий.
Под факторами конкурентоспособности
предпринимательских структур понимают
явления или процессы производственно
– хозяйственной деятельности предприятия
и социально – экономической жизни общества,
которые вызывают изменения абсолютной
и относительной величины затрат на производство
и реализацию продукции, а в результате
– изменение уровня конкурентоспособности
самого предприятия.
По мнению М. Портера, важно отличать конкурентоспособность,
обусловленную врожденными факторами
и достигаемую благодаря другим источникам.
Факторы, которые наиболее важны для конкурентного
преимущества в большинстве отраслей,
не достаются по наследству, а создаются
в пределах региона (страны) с помощью
различных специфичных для каждой территории
процессов .
Все факторы, влияющие на конкурентоспособность
предприятия, профессор Гарвардской школы
бизнеса М. Портер предлагает делить на
несколько типов.
Во-первых, на основные и развитые:
В зависимости от степени
специализации все факторы
Еще один принцип классификации – деление факторов конкурентоспособности на естественные и искусственно созданные:
Как М. Портер, многие авторы (Р.А. Фатхутдинов, М.Г. Миронов, Н.Л. Зайцев) всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия предлагают подразделить на внешние и внутренние.
В обобщенном виде внешними
факторами
К числу главных внутренних факторов
конкурентоспособности
Информация о работе Анализ конкурентоспособности организации на примере ОАО «Газпром»