Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности предприятия сферы услуг и продаж на примере ООО «СПОРТМАСТЕР».

Содержание работы

Введение3
1 Теоретико-методологические основы конкурентоспособности предприятия5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности5
1.2 Конкуренция как основная сила развития предприятия 7
1.3 Качество — важнейший фактор конкурентоспособности товара 10
1.4 Методы оценки конкурентоспособности 13
2 Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «СПОРТМАСТЕР»19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Оценка конкурентоспособности 21
2.3 Анализ оценки конкурентоспособности услуг23
2.4 Рекомендации по улучшению деятельности предприятия 24
Заключение28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Анализ конкурентноспособности предприятия.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Экономический анализ»

На тему: Анализ конкурентоспособности  предприятия

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

очной формы обучения

специальности

"Финансы и кредит"

Петрова О. А.

Проверила:

Ст .преп.  Андреева Т. Н.

 

Серпухов 2012 год

Содержание

Введение3

1 Теоретико-методологические основы конкурентоспособности     предприятия5

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности5

1.2 Конкуренция как основная  сила развития предприятия 7

1.3 Качество — важнейший фактор  конкурентоспособности товара 10

1.4 Методы оценки конкурентоспособности  13

2 Анализ конкурентоспособности  предприятия на примере ООО  «СПОРТМАСТЕР»19

2.1  Общая характеристика предприятия  19

2.2  Оценка конкурентоспособности  21

2.3 Анализ оценки конкурентоспособности  услуг23

2.4 Рекомендации по улучшению деятельности предприятия 24

Заключение28

Список использованной литературы 30

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между  ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной  продукции и услуг по сравнению  с аналогами главная задача любой  фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Готовая продукция - конечный продукт  производственного процесса предприятия. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

В рыночной экономике конкурентоспособность  является решающим фактором коммерческого  успеха предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что конечная цель любого предприятия - победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

Объектом исследования является предприятия ООО «СПОРМАСТЕР», предметом  исследования анализ конкурентоспособности  предприятия.

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности предприятия  сферы услуг и продаж на примере  ООО «СПОРТМАСТЕР».

 При этом следует  решить следующие задачи:

- выявить сущность понятия  «конкуренция»;

- рассмотреть связь конкурентных  преимуществ и конкурентоспособности;

- выявить специфику в  сфере услуг;

- оценить конкурентоспособность  предприятия и выявить конкурентные  преимущества;

- разработать рекомендации.

 

 

 

1 Теоретико-методологические  основы конкурентоспособности     предприятия

1.1 Понятие и сущность  конкурентоспособности

    Конечная  цель  любой фирмы победа в конкурентной  борьбе. Победа не разовая, не  случайная, а как закономерный  итог постоянных и грамотных  усилий фирмы. Достигается она  или нет, зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т.е.  от того, насколько они лучше  по сравнению с аналогами продукцией  и услугами других фирм. В чем  же сущность этой категории  рыночной экономики и почему  она при всех стараниях любой  фирмы не может быть жестко  гарантирована?

     Обычно  под  конкурентоспособностью товара  понимают некую относительную  интегральную характеристику, отражающую  его отличия  от товара-конкурента  и, соответственно, определяющую  его привлекательность в глазах  потребителя1.

     Конкурентоспособность  продукции - это характеристика  товара (услуги), отражающая его отличие   от товара-конкурента как по  степени  соответствия конкретной  потребности, так и по затратам  на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и  цена - являются главными составляющими  конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы  товаров связаны не только  с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи  товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как  рекламная деятельность, престиж  фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

     Конкурентоспособность  продукции = Качество + Цена + Обслуживание

     Процесс продажи  может не состояться, если произведенные  товары не соответствуют условиям  их реализации и не пользуются  спросом. Итак, конкуренция характеризуется:

     а) наличием  нескольких соперников;

     б) одной  и той же сферой деятельности;

     в) совпадающей  целью.

    Чтобы полнее  понять сущность проблемы, вычленим  несколько важных следствий этого  положения:

     1. Конкурентоспособность  включает  три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием  как таковым и в значительной  мере сводится к качеству. Вторая  связана как с экономикой создания  сбыта и сервиса товара, так  и с экономическими возможностями  и ограничениями потребителя.  Наконец, третья отражает все  то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.2

     2. Покупатель - главный оценщик товара. А это  приводит к очень важной в  рыночных условиях истине: все  элементы конкурентоспособности  товара должны быть настолько  очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть  малейшего сомнения или иного  толкования в отношении любого  из них. Когда мы формируем  "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать  особенности психологического воспитания  и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного  характера. Интересный факт: почти  все зарубежные пособия по  рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной  или интеллектуально неразвитой  аудитории.

     3. Как известно, каждый рынок характеризуется  "своим" покупателем. Поэтому   изначально неправомерна идея  о некой абсолютной, не связанной  с конкретным рынком, конкурентоспособности.

       Рассмотрим  факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг:

     Качество  товаров  и услуг;

     Цена  товаров  и услуг;

     Уровень квалификации  персонала и менеджмента;

     Технологический  уровень производства;

     Доступность  источников финансирования;

1.2 Конкуренция  как основная сила развития  предприятия

Одним из важнейших признаков  рынка является конкуренция как  форма взаимного соперничества  субъектов рынка и механизм регулирования  общественного производства. Это - общественная форма столкновения субъектов рыночного  хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В экономике конкуренция выполняет  ряд функций: выявляет и устанавливает  рыночную стоимость товара; сводит конкретный труд к общественно необходимому; содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости  от производительности труда и эффективности  управления производством.

Посредством конкуренции  происходит распределение не только факторов производства, но и доходов  в соответствии с вкладом и  эффективностью деятельности хозяйствующих  субъектов. Эффективное использование  ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном  использовании ресурсов они несут  убытки и могут быть вытеснены  с рынка.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. В РФ началом создания антимонопольного законодательства стал Закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 года № 948-1. Этот закон определил  недобросовестные методы конкуренции, а именно:

- распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;

- введение потребителей  в заблуждение относительно характера,  способа 

 и места изготовления  товара, его потребительских качеств  и свойств;

- некорректное сравнение  субъектом в процессе его рекламной  деятельности производимых/реализуемых  товаров;

- самовольное использование  товарного знака, фирменного наименования.

В законе предусматривается  и ответственность за его нарушение - применение штрафных санкций, уголовная  ответственность.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование  рыночных механизмов. В силу специфического положения монополий в экономике  России силой, способной им противостоять  является государство. Государственная  политика, ставящая пределы и определяющая правила поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства в области тарифной политики, ограничения неконтролируемой частной монополии государственной  монополией, изменения направления  рентных доходов в пользу государства, на согласование действий федеральных  и региональных решений.

Как и всякое явление, конкуренция  имеет свои положительные и отрицательные  стороны.

Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно  искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция  требует совершенствовать технику  и технологии; конкуренция стимулирует  повышение качества товара; конкуренция  заставляет снижать затраты (и цены); конкуренция требует от поставщиков  товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается  беспощадность и жестокость по отношению  к неудачнику; многочисленность «жертв»  в виде банкротств и безработицы.

Существует шесть видов  конкуренции:

- функциональная конкуренция  - базируется на том, что одну  и ту же потребность потребителя  можно удовлетворить по-разному;

- видовая конкуренция  - это конкуренция между аналогичными  товарами, но разными по оформлению;

- предметная конкуренция  - это конкуренция между аналогичными  товарами, но разными по качеству  изделия и по притягательности  марки;

- ценовая конкуренция  - снижение цены увеличивает продажи,  приводит к расширению рынка;

- скрытая ценовая конкуренция  бывает двух видов: продажа  личного товара по цене конкурента; снижение цены потребления товара

- незаконные методы: антиреклама  товаров конкурентов; производство  товаров имитаторов (подделка)

Содержание конкуренции  раскрывается в понятиях «конкурентного»  и «неконкурентного» рынков. При  рассмотрении основных видов конкуренции  применительно к рыночной структуре  можно выделить четыре модели рынка: чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая  конкуренция; олигополия; чистая монополия. Возможности покупателей и продавцов  равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Подводя итог рассмотрению понятия «конкуренция» на современном  этапе, следует заключить, что конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

1.3 Качество —  важнейший фактор конкурентоспособности  товара

     Качество, как  и его понятие, прошло долгий  путь в своем развитии. Оно  развивалось одновременно с развитием  множества общественных потребностей  и возрастанием возможностей  общества по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития  и изменения сущности качества, его параметров происходил в  последние десятилетия.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия