Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности предприятия сферы услуг и продаж на примере ООО «СПОРТМАСТЕР».

Содержание работы

Введение3
1 Теоретико-методологические основы конкурентоспособности предприятия5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности5
1.2 Конкуренция как основная сила развития предприятия 7
1.3 Качество — важнейший фактор конкурентоспособности товара 10
1.4 Методы оценки конкурентоспособности 13
2 Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «СПОРТМАСТЕР»19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Оценка конкурентоспособности 21
2.3 Анализ оценки конкурентоспособности услуг23
2.4 Рекомендации по улучшению деятельности предприятия 24
Заключение28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Анализ конкурентноспособности предприятия.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность  управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность  управления оборотными средствами: независимость  предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия  расплачиваться по своим долгам, возможность  стабильного развития предприятия  в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление  об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

В четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена, доля на рынке  и т. д.

В пятую группу входят показатели, характеризующие деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность  и т. д.

 

 

2 Анализ конкурентоспособности  предприятия на примере ООО  «СПОРТМАСТЕР»

2.1  Общая характеристика  предприятия

Для практической части в  данной курсовой работе было взято  ООО «Спортмастер», располагающееся по адресу г. Серпухов, ул. Борисовское шоссе, д.1, ТРЦ «Корстон».

«СПОРТМАСТЕР» является розничным  торговым предприятием, структурным  подразделением региональной розничной  сети компании ООО «СПОРТМАСТЕР».  

 «СПОРТМАСТЕР» является  обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие представляет собой  коммерческую организацию, уставный  капитал которой наделен на  доли определенных учредительными  документами размеров; участники  общества не отвечают по его  обязательствам и несут риск  убытков связанных с деятельностью  общества,   в пределах стоимости  внесенных вкладов. 

Форма собственности рассматриваемого предприятия смешанная. Его организационная  структура обусловлена такими факторами, как величина торговой площади и ассортимент реализуемых товаров, это и обусловливает количество отделов магазина.

Сфера деятельности: розничная  торговля.

Свое летоисчисление компания «СПОРТМАСТЕР» ведет с июля 1992 года, когда четверо недавних выпускников  физтеха образовали торгово-закупочную фирму ILION для операций на рынке спортивных товаров, которого в то время практически не существовало в России. Вначале выбор пал на домашние тренажеры. Несмотря на то, что импортных тренажеров в стране тогда никто не знал, было решено обратиться сразу к всемирному лидеру - марке KETTLER. В 1993 году начались первые закупки. И успех не заставил себя долго ждать. К концу 1994 года ILION вышел на такие обороты и сумел развить столь широкую региональную сеть дилеров, что это позволило подписать эксклюзивный договор с KETTLER.

Персонал ILION числом не превышал тогда 25-30 человек, молодых менеджеров, которые вместе с учредителями боролись за каждого клиента. А территория офиса не превышала и четверти 2-го этажа общежития ВГИК. На это  же время пришлось открытие первого  розничного магазина (маленькой секции в павильоне "Москва" на ВВЦ), который  стал опытной лабораторией отработки  методов розничных продаж.

Началом будущей розничной  сети и одновременно - заявкой на лидерство на рынке спортивных товаров  стало открытие 14 декабря 1995 г. магазина КЕТТЛЕР-СПОРТ на Ленинском. Это уже был не робкий шаг новичка-экспериментатора в бизнесе.

О безусловной удаче именно такого смелого шага говорит и  то, что до сих пор КЕТТЛЕР-СПОРТ  остается не только абсолютным лидером  продаж нашей торговой сети, но и  самым известным спортивным магазином, недостижимым ориентиром для конкурентов  СПОРТМАСТЕРА. 1995-1996 гг. - это время  расцвета компании. Начинается бурное "брэндовое движение". Уже не только и не столько тренажеры, основная цель теперь - резкое расширение всего ассортимента спортивных товаров. Один за другим заключаются договора (причем, сразу с прицелом на эксклюзивность) с ведущими мировыми брэндами - ROCES, BRUNSWICK, CENTURY, ASICS, VOLKL.    

В начале 2000 г. компания, одной  из первых среди российских компаний, выходит на докризисные обороты. К началу 2000 г. СПОРТМАСТЕР окончательно отработал стандарт магазинов сетевого формата, зарекомендовал себя и сформулировал  свои цели на рынке поставщиков. Теперь СПОРТМАСТЕР - это крупнейший в России оператор спортивного рынка с персоналом, превышающим 1300 сотрудников; с более чем 200 постоянными партнерами по всей России и странам СНГ; с торговыми площадями свыше 7000 кв.м.; с более чем 1,5 млн. посетителей магазинов в год, в том числе и в городе Серпухов. В ООО «СПОРТМАСТЕР» работает 35 человека. Таким образом, организационая структура ООО «СПОРТМАСТЕР» является линейно-функциональной и соответствует целям и задачам управления предприятием.

2.2 Оценка конкурентоспособности

Генеральный директор утверждает: «Клиент сегодня очень разборчив  и предъявляет высокие требования к качеству услуг, этот процесс во многом определён конкурентным рыночным механизмом, изменился взгляд на культуру сервиса в целом. Наша задача - работать в интересах клиента, поэтому  в культуре взаимоотношений с  клиентом господствует реальное уважение. Только такая позиция может обеспечить нам более стабильные объёмы потребления  услуг, которые мы предлагаем. Постоянно  совершенствуется деятельность по таким  направлениям, как качество обслуживания, организация труда, эстетика оформления Спортивного магазина. Обновляется  материально-техническая база, постоянно  приобретается новое оборудование, немало сил тратится на приведение в порядок прилегающей территории». В этой фразе отмечены основные направления  деятельности спортивного центра. Посетитель, приходящий в магазин, должен чувствовать  себя комфортно.

Магазин следит за деятельностью  других организаций, оказывающих разнообразные  услуги. Его представители постоянно  посещают эти объекты и сравнивают их деятельность со своей. Проведём кабинетное исследование деятельности ближайших конкурентов для выявления преимуществ и недостатков изучаемого предприятия. Конкурентов разделим по видам оказываемых услуг: похожий комплекс, бассейны, фитнес клубы, специализированные залы. Отметим, что сочетание всех этих услуг в одном предприятии встречается редко. В нашем городе похожее сочетание услуг наблюдается также в «Спорт» и Спортивном магазине «Спортландия».

Следует заметить, что таких  многофункциональных магазинов  очень мало для города. Так как Спортмастер, Спорт и Спортландия находятся в одном районе и не удалены друг от друга, то этот факт говорит о том, что между ними  сильная конкуренции. Напрашивается вывод, что большинство клиентов этих спортивных магазинов пользуются услугами именно этого магазина по принципу близости местоположения и удобства. Однако если провести сравнение, то услуги, предоставляемые рассматриваемыми организациями, не идентичны.

Подводя итог данного сравнения, можно сделать вывод, что Спортмастер и Спорт достойные конкуренты, однако между ними существует серьёзная борьба за клиентов в силу их близости друг от друга.

 Если брать отдельно  услуги, оказываемые магазином, то  ближайшими конкурентами Спортмастера будет Спортландия.

Что касается дополнительных услуг (например, акции, бонусы), оказываемых спортивных магазинах Спортландии и Спорт, примерно одинаковый.

Подводя итог данного сравнения, можно сделать вывод, что «Спортмастер»  «Спорт» и  «Спортландия» достойные конкуренты,  между ними существует серьёзная борьба за клиентов в силу их близости друг от друга.

В целом, магазин «СПРТМАСТЕР»  привлекателен для покупателей  по ряду причин: продолжительное время  работы, качество обслужевания, безопасность, специальные скидки и акции для людей разных возрастов, дополнительные услуги. Многоугольник Спотрмастера практически полностью покрывает многоугольники своих конкурентов.

Второй основной составляющей Спортивного магазина является система  облуживание. Каждый месяц проводятся тренинги, семинары по умению обсуживать и слышать покупателя, разница значительна, существенна, чем у  конкурентов, например со Спортмакси.

Сразу следует отметить, как преимущество, работу Спортмастера в субботу и воскресенье, без перерыва, что весьма удобно для работающих всю неделю посетителей. При этом в Спортивный магазин обладает ни одним территориальным месторасположением.

Подводя итоги данного исследования можно выделить ряд конкурентных преимуществ Спортивного магазина Спортмастер:

·         длинный временной диапазон, без  выходных и перерывов;

·         частые акции;

·         специальные предложения на товары;

·         гибкая система скидок, бонусов;

·         качество обслуживание;

·         система дополнительных услуг;

·         сосредоточение разнообразных товаров  «под одной крышей».

По сравнению с конкурентами Спортмастера имеет более высокие цены, но так как его услугами ежедневно пользуется 500-1000 человек, по-видимому, этот факт не отпугивает покупателей.

2.3 Анализ оценки конкурентоспособности услуг

 Сотрудники компании  решили выделить несколько ключевых  моментов, которые будут способствовать  конкурентоспособности и процветанию  нового предприятия.

Первый из таких моментов — это современные технологии. Понятно, что продать услугу или  товар устаревших методов невозможно. Сегодня наиболее востребованной считается  технология двойного поколения.  Ее смысл заключается в том, привлечение  разных видов технологий в производстве товара. Рассказ о товаре в любой Форме и доступный каждому, это рассылка смс, интернет - почта, пром-акции.

Далее, если технология выбрана, самое время подумать о соответствующем  виде подачи информации. Стоит ли вообще покупать ее или лучше обходиться своими силами? Ответ на вопрос очевиден: собсвенные силы - экономно, намного удобней, но не всегда эффективнее, и даже с экономической точки зрения. Это обосновано так:

·             Во-первых, кому заказывать? Ведь на много  подрядчиков, оказывающих подобные услуги.

·             Во-вторых, сроки и качество. Пользуясь  услугами сторонней организации, трудно быть уверенным в том, что заказ  будет выполнен своевременно и качественно. Ну а если данные параметры все-таки удастся соблюсти, это непременно отразится на себестоимости изделий. Кроме того, на стоимость продукции  существенно влияют транспортные расходы, которые обязательно имеют место  при заказах на других предприятиях.

 

2.4 Рекомендации по улучшению деятельности предприятия

На основании данных, полученных в результате проведенного исследования, можно предложить некоторые рекомендации по усовершенствованию деятельности ООО «СПОРМАСТЕР»  с целью приобретения дополнительных конкурентных преимуществ и устранения существующих проблем.

1. Для укрепления конкурентных  преимуществ в области качества  необходимо его постоянное поддержание  на стабильно высоком уровне. Это обеспечивается с помощью  введения стандартов и их дальнейшего  соблюдения. Для их создания необходимо  знать, что важно для покупателя  в оказываемых спортивном магазине услугах. Возможно проведение gap-анализа с целью выявления расхождений. Для этого нужно создать анкету и провести опрос. Далее следует проанализировать существующие потребительские расхождения. На основе полученных данных и сделанных выводов создать стандарты качества обслуживания. «Маркетинг мертв потому, что старые правила определения и средства удовлетворения спроса покупателя больше не работают. Но маркетинг партнерских отношений  предлагает новые альтернативы и иные возможности».

2.  В условиях развивающейся  конкуренции необходимо проводить  активную работу с покупателями. Спортивному магазину необходимо  заняться изучением потенциальных  и реальных потребителей. Сделать  это можно на основе современной  концепции по управлению взаимоотношениями  с клиентами, получившей название CRM (Customer Relationship Management). Она подразумевает создание базы данных - клиентской базы, содержащей историю контактов покупателей с организацией, профиль покупателя, информацию о покупках и т.д. Прикладное решение системы CRM содержит средства классификации клиентов по двум критериям: по привлекательности (ABC-классификация) и по стадиям взаимоотношений с клиентами (XYZ-классификация). Данные средства классификации предназначены для формирования стратегии взаимоотношений с клиентами. А также на основе полученных данных возможна разработка особой рекламной политики и выработка стратегий привлечения новых потребителей.

3.   В современном  быстроменяющемся мире, имеющем  стремительную тенденцию к усовершенствованию  техники и технологий, необходимо  успевать идти в ногу с различными  новинками. Спортивный магазин  прикладывает немалые усилия, чтобы  соответствовать современным требованиям.  Необходимо продолжать развитие  данного направления. Причём в  техническом плане это должно  выражаться в постоянном усовершенствовании  материально-технической базы (например, закупка современного оборудования  или создание новой системы  вентиляции и кондиционирования  помещений). В плане маркетинга  инновации должны выражаться  в развитии существующих услуг  и создании новых в соответствие с требованиями времени. Например, возможно дальнейшее развитие крупного ассортимента товаров для детей, так как у многих родителей есть стремления развития у своих детей спортивных навыков, так же для беременных и активно отдыхающих женщин, в связи сохранением их здоровья.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия