Анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия ОАО «НефАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ оборачиваемости оборотных средств на ОАО «НефАЗ» и разработка конкретных рекомендаций по повышению эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
обзор литературных источников по подходам к изучению и трактовке вопросов по управлению и анализу оборачиваемости оборотного капитала;
ознакомление с экономико-организационной характеристикой предприятия;
анализ оборотного капитала предприятия на примере ОАО «НеФАЗ»;
рассмотрение основных путей эффективного использования оборотного капитала.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа оборотного капитала
1.1. Понятие оборотного капитала и его характеристика
1.2. Роль оборотного капитала в обеспечении финансовыми средствами предприятия
1.3. Оценка эффективности использования оборотного капитала
Глава 2. Оценка эффективности использования оборотного капитала ОАО «НефАЗ»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «НефАЗ»
2.2. Анализ динамики и структуры оборотного капитала
2.3. Анализ оборачиваемости оборотного капитала
2.4. Анализ движения денежных средств
Глава 3. Совершенствование эффективности использования оборотного капитала
3.1. Ввод норматива материально – производственных запасов на предприятии
3.2. Расчет сверхнормативных остатков материально-производственных запасов и эффект от приведения их к нормам

Файлы: 1 файл

bestref-110879.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

 Ко = Т / С , (2)

Чем выше при данных условиях коэффициент оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства.

Коэффициент загрузки средств  в обороте (Кз), обратный коэффициенту оборачиваемости, определяется по формуле:

 Кз = С / Т , (3)

Кроме указанных показателей, также может быть использован  показатель отдачи оборотных средств, который определяется отношением прибыли от реализации продукции предприятия к остаткам оборотных средств. Показатели оборачиваемости оборотных средств могут исчисляться по всем оборотным средствам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам.

Изменение оборачиваемости  средств выявляется путем сопоставления  фактических показателей с плановыми  или показателями предшествующего  периода. В результате сравнения  показателей оборачиваемости оборотных  средств выявляется ее ускорение  или замедление. При ее ускорении из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении — в оборот вовлекаются дополнительные средства.

Высвобождение оборотных  средств вследствие ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное высвобождение  имеет место, если фактические остатки  оборотных средств меньше норматива  или остатков предшествующего периода  при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период.

Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом производственной программы предприятия, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.

Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств кроются непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится в первую очередь к производственным запасам. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют большую роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В то же время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе.

Рациональная организация  производственных запасов — непременное условие повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию, ликвидации сверхнормативных запасов материалов, совершенствованию нормирования, улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершенствования организации производства, улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств.

Пребывание оборотных  средств в сфере обращения  не Способствует созданию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения  — отрицательное явление. Основными  предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу являются рациональная организация сбыта готовой продукции, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление документации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дисциплины.

Ускорение оборота оборотных  средств позволяет высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

 

ГЛАВА 2. оценкА эффективности использования оборотного капитала ОАО «НефАЗ»

 

2.1. Краткая  характеристика предприятия ОАО «НефАЗ»

 

Открытое акционерное  общество "Нефтекамский автозавод" входит в группу предприятий ОАО "КАМАЗ" и является крупнейшим в России заводом по производству спецнадстроек на шасси КамАЗ.

В числе крупнейших акционеров ОАО "НефАЗ": ОАО "КАМАЗ" (50,02% доля в уставном капитале), Республика Башкортостан (28,50%).

Завод производит:

- автосамосвалы,

- вахтовые автобусы,

- автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны,

- прицепы и полуприцепы общетранспортного назначения, пассажирские автобусы,

- сеноуборочный  комплекс,

- товары народного  потребления.

Открытое акционерное  общество "Нефтекамский автозавод" отсчитывает свой возраст с осени 1977 года - с момента пуска главного конвейера. Однако история рождения предприятия начинается гораздо раньше.

17 декабря 1970 года Совет Министров СССР  издал Постановление "О строительстве  и реконструкции заводов Министерства  автомобильной промышленности для  обеспечения Камского автомобильного  завода запасными частями и комплектующими деталями". Как известно, в те годы КамАЗ - автогигант в городе Набережные Челны - был объявлен Всесоюзной ударной стройкой. Было решено строить и заводы-спутники, которые бы поставляли туда необходимую комплектацию.

25 декабря 1970 года Государственный Комитет Совета Министров по делам строительства издал приказ №65 "О создании завода по производству автосамосвалов и лебёдок" в городе Нефтекамске Башкирской АССР. Подобный же приказ №4 от 8 января 1971 года издал Министр автомобильной промышленности СССР.

Распоряжением Совета Министров БАССР от 19 января 1971 года была создана комиссия для  выбора площадки под строительство  завода. Комиссия обследовала три  земельных площади. Выбор был  сделан на участке вдоль автомобильной  дороги Нефтекамск-Янаул. Совет Министров БАССР вынес решение о резервации 100 га земли для строительства завода.

13 июля 1972 года  началось строительство завода.

15 апреля 1977 был  собран первый десятитонный автосамосвал "КамАЗ-5511".

11 октября 1977 года состоялся пуск главного конвейера. С этого дня начался серийный выпуск автосамосвалов "КамАЗ-5511".

31 октября 1977 года был утвержден акт Государственной  комиссии о приемке в эксплуатацию  первой очереди Нефтекамского  завода по производству автосамосвалов.

17 ноября 1977 года  вышел приказ №343 "О вводе  в эксплуатацию завода по производству  автосамосвалов, г. Нефтекамск Башкирской  АССР", подписанный министром  автомобильной промышленности В.Н.Поляковым: "Считать введенной в эксплуатацию  первую очередь завода по производству автосамосвалов, г. Нефтекамск Башкирской АССР производственной мощностью 10000 автосамосвалов в год", - говорится в этом приказе.

26 июля 1978 года  приказом №206 завод был переименован  в Нефтекамский завод автосамосвалов. 27 ноября 1978 года был утвержден  Устав Нефтекамского завода автосамосвалов.

25 января 1978 года  был собран тысячный автосамосвал "КамАЗ-5511".

18 декабря 1978 года был собран 10-тысячный автосамосвал "КамАЗ-5511".

20 декабря 1979 года с конвейера сошел 30-тысячный  автосамосвал "КамАЗ-5511".

В конце 1980 года были собраны первые экземпляры сельскохозяйственного  автосамосвала "КамАЗ-55102" грузоподъемностью 7 тонн и с трехсторонней разгрузкой.

В 1981 году была сдана в эксплуатацию первая очередь  корпуса вахтовых автобусов площадью 3500 кв. метров для размещения мощностей  по выпуску 3000 вахтовых автомобилей  в год.

1 мая 1982 года  на демонстрации нефтекамцы и  гости города увидели первенец машины для вахтовиков. Таким образом, Нефтекамский завод автосамосвалов начал производство техники нового для себя направления.

В июле 1982 года для испытаний нефтяникам Башкирии были отправлены первые 10 вахтовых автобусов. Испытания прошли удачно, и вахтовые автобусы были запущены в серию.

В 1993 году завод  стал открытым акционерным обществом "Нефтекамский автозавод".

Одновременное производство по четырем направлениям -  
автосамосвалов, вахтовых автобусов, автоцистерн, прицепов и полуприцепов-цистерн, прицепов и полуприцепов общестранспортного назначения, маневренность выпуска техники в зависимости от спроса на рынке дает определенные коммерческие и финансовые преимущества перед конкурентами.

В 2000 году руководством завода была принята новая серьезная программа - "Программа освоения пассажирских автобусов на шасси "КамАЗ". Она требовала огромных финансовых, материальных, производственных, интеллектуальных затрат. Однако вхождение Нефтекамского автозавода в число основных стратегических партнеров крупнейшей в России компании - ОАО "КАМАЗ", скоординированная работа конструкторских и технологических подразделений КАМАЗа и НефАЗа стали решающим фактором в решении этого сложного проекта.

В августе 2000 года была начата разработка конструкторской документации городского автобуса первого класса (по международной классификации) большой вместимости. К ним относятся автобусы длиной 10-12 метров, полной массой до 17 тонн. Нефтекамскому автобусу был присвоен номер модели - 5299.

6 декабря 2000 года вписано красной строкой в новейшую историю Нефтекамского автозавода. В этот день был представлен первый автобус городского типа "НефАЗ-5299".

В октябре 2002 года сдана в эксплуатацию вторая очередь  автобусного производства с уникальным лакокрасочным комплексом производства Германии. Введение в строй этого комплекса, аналогов которому в России нет, позволило выйти на проектную мощность производства - 1000 автобусов в год. Кроме того, обеспечено очень высокое качество покраски и антикоррозионной обработки.

Экономические показатели завода в последние годы неуклонно улучшаются. Если в 1998 году объем выпускаемой продукции  составлял 200 миллионов рублей в  год, то в 2005 году объем отгруженной  продукции и оказанных услуг  составил 4,5 миллиарда рублей. Сегодня на Нефтекамском автозаводе работает более 9 с половиной тысяч человек.

К 2005 году завод серийно  выпускает семь моделей автобуса - городской, пригородный, междугородный, междугородный в северном исполнении, автобус малого класса, автобус с  двигателем, работающим на газе метане и полутораэтажный автобус повышенной комфортабельности "Турист".

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли  и удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, производимых обществом.

Основными видами деятельности ОАО «НефАЗ» являются:

  • производство автомобилей на шасси КамАЗ;
  • производство вахтовых автобусов на шасси КамАЗ;
  • производство полуприцепов-цистерн, прицепов-цистерн, автоцистерн ёмкостью от 7 до 35 м3;
  • производство пассажирских автобусов;
  • производство автомобильных прицепов и полуприцепов грузоподъёмностью от 7 до 20 тонн и выше;
  • производство сельскохозяйственной техники;
  • производство различных товаров народного потребления.

Кроме этого ОАО «НефАЗ»: оказывает услуги и выполняет  работы в области бытового обслуживания, общественного питания и торговли; содействует развитию народных промыслов; проводит ярмарки, аукционы, конкурсы, выставки; осуществляет закупочную деятельность: оптовой, розничной, комиссионной и коммерческой торговли. Осуществляет ремонт сосудов работающих под высоким давлением, монтаж и пуско-наладку лифтов, ремонт, техническое обслуживание и техническое освидетельствование грузовых и пассажирских лифтов, монтаж пуско-наладку и техническое освидетельствование кранов, ремонт металлоконструкций грузоподъёмных кранов, монтаж и пуско-наладку технологического оборудования машиностроительных предприятий, изготовление запасных частей и деталей к оборудованию машиностроительных заводов и сельхозпредприятий. Производит капитальный ремонт, продажу и покупку чёрного и цветного литья, чёрного и цветного металлолома, ремонт гидро-пневмо-смазочной аппаратуры к оборудованию, серийное и несерийное повторяющееся изготовление съёмных грузозахватных приспособлений и тары, ремонт, градуировка и обслуживание контрольно-кассовых аппаратов. Так же предприятие осуществляет медицинское, аптечное и сервисное обслуживание, оказывает маркетинговые товарообменные и посреднические услуги, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляет деятельность на рынке ценных бумаг, экспортно-импортные операции по закреплённой номенклатуре товаров и услуг. Занимается производством изделий станкостроения, проектированием, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, капитальным ремонтом объектов промышленного и гражданского назначения, проводит работы по неразрушающему методу контроля объектов, подведомственных Госгортехнадзору РФ.

Информация о работе Анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия ОАО «НефАЗ»