Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и рентабельности предприятия
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
дать определение понятию прибыли и раскрыть ее сущность;
дать определение понятию рентабельности, раскрыть ее сущность;
рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
изучить методы анализа прибыли
Объектом планирования является планирование балансовой прибыли, главным образом прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой расчета служит производственная программа, которая базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
План прибыли разрабатывается на основе планов производства и реализации продукции, производительности труда, снижения себестоимости продукции и повышения ее качества.
Плановая балансовая
прибыль предприятия
1. Прибыль от реализации
изделий, работ и услуг
2. Прибыль от реализации работ и услуг непромышленного характера (прибыль от прочей реализации).
3. Прибыль от планируемых внереализационных операций.
Прибыль от реализации товарной
продукции определяется исходя из выручки
от реализации этой продукции (без налога
на добавленную стоимость и
В России существует пять методов планирования прибыли, которые можно использовать только с учетом специфики деятельности организации.
1) Метод прямого счета.
2) Аналитический метод, который делится на два:
– посредством издержек на рубль произведенной (или реализованной) продукции;
– по уровню базовой рентабельности.
3)Совмещенный метод – 1) + 2);
4)Нормативный метод – организация выпускает 1–2 вида продукции;
5)Экономико-математический метод – на уровне крупных организаций.
Метод прямого счета является наиболее распространенным. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. При расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планового периода:
ПТП – прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
ЦТП – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
СТП – полная стоимость товарной продукции планируемого периода.
Прибыль от реализованной продукции рассчитывается иначе:
ПРН – планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде;
ВРН – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
СРН – полная себестоимость реализованной в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что объем
реализованной продукции
ПРП – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
ПО1 – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
ПТП – прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
ПО2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализованной продукции в ценах и по себестоимости. Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции.
Другая разновидность метода прямого счета – метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение малого периода является его точность. В настоящее время состав внереализационных доходов промышленного предприятия значительно расширился. Ряд видов доходов приобрел устойчивый характер. В связи с этим появилась возможность их планирования и учета в общей сумме плановой балансовой (валовой) прибыли. К этим видам доходов в первую очередь относятся:
В современных условиях хозяйствования
метод прямого счета можно
использовать при планировании прибыли
только на очень коротких промежутках
времени, пока не изменились цены, заработная
плата и другие обстоятельства. Это
исключает его применение при
годовом и перспективном
При аналитическом методе планирования прибыли расчет ведется раздельно по сравниваемой и не сравниваемой товарной продукции. Сравниваемая продукция выпускается в базовом году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска.
По данным можно
определить базовую
ПО – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базового года, когда точный размер прибыли еще не известен);
СТП – полная себестоимость товарной продукции базового года.
При планировании выпуска несравнимой продукции расчет прибыли от ее реализации производится отдельно исходя из договорных цен на нее и плановой себестоимости. При этом следует иметь в виду, что новые виды продукции, выпуск которых еще недостаточно освоен предприятием, как правило, имеют более низкую рентабельность по сравнению со старыми изделиями.
Нормативный метод. Используется, если в организации 1-2 вида продукции, или в случае, когда организация имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования), т.е. когда метод прямого счета совмещается с нормами затрат.
Экономико-математический метод. Используется в крупных организациях, где существует большая нормативная и учетная база. Вводится 15–30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли, определяется основной фактор и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.
Следовательно, расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.
Процесс прогнозирования и планирования прибыли начинается с обоснования прибыли от реализации товаров и услуг и установления валовой (балансовой) прибыли и завершается расчетами чистой прибыли.
При планировании чистой прибыли необходимо учитывать результаты финансовой деятельности предприятия в прошлый период (например, наличие убытков на начало года), продолжительность деятельности предприятия (учесть, когда было организовано предприятие) и другие факторы.
На основе плановой величины чистой прибыли и положений по уплате налогов устанавливается балансовая прибыль по следующей формуле:
ПБ – балансовая прибыль;
ПЧ – чистая прибыль;
Н – налог на прибыль.
Результаты расчетов прибыли
с использованием всех вышеперечисленных
методов сводятся в специальную
таблицу для оценки их реальности,
сравнения с возможностями
После определения плановой величины прибыли рассчитывается плановый уровень рентабельности предприятия.
Завершается процесс планирования прибыли расчетом прогнозной величины балансовой прибыли.
2.2. Методика расчета показателей рентабельности работы предприятия
Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает сумму получаемой прибыли на рубль затрат. В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ПЧ). В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др.
Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов. Этот показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов. Рассчитывается по формуле:
Rпр = , где
Rпр – рентабельность производства;
ПБ – балансовая прибыль;
ПФ – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).
Рентабельность основной деятельности – отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг). Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат. Рассчитывается по формуле:
Rосн. д. = , где
Rосн. д. – рентабельность основной деятельности;
Р – прибыль от реализации;
Зпр – затраты на производство реализованной продукции.
Рентабельность совокупных затрат определяется как отношение чистой прибыли к средней стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств), а также содержания работников. Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов. Рассчитывается по формуле:
Rзс = , где
Rзс – рентабельность совокупных затрат;
ПЧ – чистая прибыль;
ПФ – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств);
ФОТ – затраты на содержание работников (фонд оплаты труда).
Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации в целом. Показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции. Рассчитывается по формуле:
Rпрод = , где
Rпрод – рентабельность продукции;
ПР – прибыль от реализации;
РП – выручка от реализации в целом.
Рентабельность отдельных изделий – отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации. Рассчитывается по формуле:
Rизд = , где
Rизд – рентабельность отдельных изделий;
Пизд – прибыль от реализации конкретного вида изделия;
РПизд – выручка от реализации конкретного вида изделия.
В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность инвестиций (капитала). Этот показатель может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.
Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход — чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов, во втором — рентабельность инвестированного капитала:
Rа=
Rа– рентабельность активов;
Rи – рентабельность инвестированного капитала;
ПЧ — чистая прибыль (прибыль, к распределению среди собственников);
ВП — проценты к уплате;
Информация о работе Анализ прибыли и рентабльности на предприятии