Анализ прибыли и рентабльности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и рентабельности предприятия
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
дать определение понятию прибыли и раскрыть ее сущность;
дать определение понятию рентабельности, раскрыть ее сущность;
рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
изучить методы анализа прибыли

Файлы: 1 файл

курсач готов.docx

— 231.16 Кб (Скачать файл)

ССА — среднегодовая стоимость активов;

СК — собственный капитал;

ДО — долгосрочные обязательства.

Показатель рентабельности активов дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отраслевой принадлежности предприятия). Показатель рентабельности инвестированного капитала характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием — он оценивает доходность долгосрочного капитала.

Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников  предприятия является показатель рентабельности собственного капитала:

Rск =

, где

Rск – рентабельность собственного капитала;

ССК – среднегодовая стоимость собственного капитала.

Рассмотренные показатели дополняются  коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: (а) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции (Rвал); (б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (Rоп); (в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (Rч)

.а)Rвал=

=
,

б) Rоп=

,

в)Rч=

,где

ПР– прибыль  от реализации;

СРП – себестоимость реализованной продукции;

РО – операционные расходы (за исключением процентов к уплате и налогов)

ПЧ – чистая прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовое состояние  предприятий - это характеристика его  конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования  финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и  другими организациями. Рост прибыли  создает финансовую основу для осуществления  расширенного воспроизводства предприятия  и удовлетворения социальных и материальных потребностей собственников и работников.

Прибыль и рентабельность – это основные финансовые показатели плана и анализа хозяйственной  деятельности организации. Важнейшая  роль прибыли, усиливающаяся с развитием  предпринимательства, определяет необходимость  ее  правильного  исчисления.  От  того,  насколько достоверно определена плановая прибыль, будет  зависеть  успешная  финансово-хозяйственная  деятельность фирмы. Показатели рентабельности в свою очередь являются важными  характеристиками факторной среды  формирования прибыли организации. Поэтому они обязательны при  проведении сравнительно­го анализа  и оценке финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыль создает финансовую базу для самофинансирования, расширения и модернизации производства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли частично осуществляется выполнение обязательств перед бюджетом и банком, другими предприятиями.

Прибыль характеризует размер и размах предприятия, его уровень  развития, его место среди других таких же предприятий, в значительной степени формирует положительный  имидж предприятия и инвестиционную привлекательность.

Планирование прибыли  должно быть нацелено на выявление  внутрихозяйственных резервов производства на основе более рационального использования  производственных фондов, мощностей, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных  богатств. Эту работу необходимо строить  на глубоком экономическом анализе  хозяйственных и финансовых показателей  за период, предшествующий планируемому, в целях выявления имеющихся резервов.

Целью исследования являлось изучение теоретических и практических аспектов прибыли и рентабельности, а также методики расчета этих показателей. Эта цель была достигнута с помощью раскрытия сущности и проведения анализа прибыли и рентабельности.

Именно  прибыль  и  рентабельность  являются   основными   показателями успешной деятельности предприятия  и предопределяют принятие  таких  решений, как выход фирмы на новые  рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей  в другие и т. п.

Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности предприятия являются:

1. Систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

2. Определение влияния  как объективных, так и субъективных  факторов на объем реализации  продукции и финансовые результаты;

3. Выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

4. Оценка работы предприятия  по использованию возможностей  увеличения объема реализации  продукции, прибыли и рентабельности;

5. Разработка мероприятий  по использованию выявленных  резервов.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование: изменений каждого показателя за текущий анализируемый период ("горизонтальный анализ" показателей финансовых результатов за отчётный период); исследование структуры соответствующих показателей и их изменений ("вертикальный анализ" показателей); исследование влияние факторов на прибыль ("факторный анализ"); изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть "трендовый анализ" показателей).

Анализ прибыли - процесс  исследования условий и результатов  ее формирования и использования  с целью оценки “зарабатывающей  способности" предприятия и выявления  резервов дальнейшего повышения  эффективности его деятельности.

В зависимости от направления  анализа прибыли перед ним  стоят следующие задачи:

1. Определение источников, факторов и причин получения  прибыли: почему была получена  прибыль такой величины?

2. Определение степени  стабильности получаемой прибыли:  характерна ли для предприятия  полученная величина прибыли?

3. Оптимизация направлений  использования прибыли: что делать  с полученной прибылью, чтобы  получить максимальную выгоду?

4. Выявление резервов  роста прибыли: что надо сделать,  чтобы увеличить прибыль в  будущем?

Таким образом, в рамках каждой из этих задач количественно оцениваются  данные о хозяйственной жизни  предприятия, затем они интерпретируются в выражении мнения аналитика, а  затем используются для обоснования  и принятия конкретных решений как руководством предприятия, так и внешними сторонами, взаимодействующими с предприятием. Однако недостаточно говорить о значении полученной прибыли, не соотнося его с другими показателями работы предприятия, особенно - с объемом ресурсов и капитала, вложенных для получения этой прибыли. Связь прибыли с другими характеристиками предприятия выражается в основном через показатели рентабельности.

Рентабельность - это отношение  прибыли к различным экономическим  показателям, дающим общее представление  о предприятии и масштабах  его деятельности. Выделяются три  основные группы этих показателей: объем  продаж, активы (имущество предприятия) и авансированный в предприятие  капитал. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятия с различных позиций, что удобно для разных категорий  пользователей результатов экономического анализа. Анализ рентабельности позволяет  оценить в относительных показателях  способность предприятия приносить  доход. Кроме того, как и при  анализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность предприятия, степень ее стабильности и резервы  роста.

Основная роль в анализе  прибыли и в анализе рентабельности как части анализа прибыли  принадлежит финансовому анализу, поскольку главной его целью  является характеристика финансового  состояния и финансовой устойчивости предприятия, а о них трудно что-либо сказать, умолчав о способности  предприятия приносить доход. Показатели прибыли и рентабельности раскрываются в финансовой отчетности предприятия, а значит, являются открытыми для  внешних пользователей и имеют  важное значение в принятии ими решений относительно данного предприятия (целесообразности инвестирования, кредитования, надежности как партнера и тому подобное). Однако для руководства предприятия анализ прибыли и рентабельности напрямую связан и с управленческим анализом, так как получение прибыли - один из главных критериев оценки любого управленческого решения в области управления затратами, объемом реализации, персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Учитывая такую универсальность  и высокую степень востребованности для анализа таких показателей, как прибыль и рентабельность, неудивительна широкая разработка этой темы в литературе как по общеэкономическим вопросам, так и посвященной экономическому анализу, в особенности финансовому. При этом различными авторами высказывается большое количество разнообразных мнений по поводу того, как определять прибыль в качестве объекта анализа, на каком этапе формирования целесообразно использовать прибыль для анализа рентабельности, какие показатели в таком анализе необходимы, а какие излишни, насколько сложен должен быть анализ факторов, и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение   А

рис.1 

Приложение Б

Формирование балансовой прибыли

 

 

 

 

 

Приложение В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия (2-е изд.)/ Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учебник. — 3_е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт_Издат, 2005

3. Волков В.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп., Изд-во: ИНФРА-М, 2008.

5. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Ковалев В. В., Ковалев Вит. В.Финансы организаций (предприятий): учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

6. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Самсонов. Н.Ф.. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005..

8. Семенов. В. М. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд. Серия «Учебник для вузов».  – СПб.: Питер, 2005.

9. Финансы организаций (предприятий): Учебно-методический комплекс /Под ред. доц. К.Н. Мингалиева. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, кафедра «Финансы предприятий и финансовый менеджмент», 2006.

10. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006.

11. Щербина А.В. Финансы организаций /Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

 

 


Информация о работе Анализ прибыли и рентабльности на предприятии