Анализ расчетов по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является провести анализ расчетов по оплате труда, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить сущность категории заработной платы. Во-вторых, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы и то, как эти формы и системы применяются на предприятии, рассмотреть действующую систему премирования.

Содержание работы

Введение 3
1. Заработная плата как экономическая категория 4
1.1. Расчет по оплате труда и его сущность 4
1.2. Функции заработной платы 7
1.3. Порядок начисления и выплаты заработной платы 11
1.4. Основные нормативные документы по учету труда и его оплате 15
2. Анализ расчетов по оплате труда на предприятиях 17
2.1. Методика, приемы и способы анализа расчетов по оплате труда 17
2.2. Динамика и структура расчетов по оплате труда 20
2.3. Факторный анализ расчетов по оплате труда 24
2.4. Методика расчетов с органами социального страхования и отчислений
в Пенсионный фонд 27
3. Пути и методы совершенствования расчетов по оплате труда 31
Заключение 40
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

анализ 2.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

 

В том случае, когда к  моменту окончания расчетного периода  обработка партии деталей закончена  не полностью, маршрутная карта закрывается (в части выполненных операций), а на основе этой карты выписывается новая на те операции, которые не выполнены.

 

Новые маршрутные карты на основании старой могут выписываться также в случае разукрупнения  партии деталей. При этом они выписываются по невыполненным операциям и  в количестве, соответствующем количеству партий.

 

Маршрутная система имеет  ряд достоинств по сравнению с  нарядной, так как сокращается  количество выписываемых документов (в  одном документе совмещается  учет выполнения операций и учет выработки), обеспечивается контроль за последовательностью  технологических операций, за соблюдением  технологической дисциплины.

 

 

 

 

 

2.3. Факторный анализ расчетов  по оплате труда

 

 

 

Он проводится с учетом анализа использования трудовых ресурсов на предприятии и уровня производительности труда. Известно, что  с ростом производительности труда  создаются реальные предпосылки  для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда  нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его  оплаты, так как это создает  возможности для наращивания  воспроизводства на предприятии.

 

Анализ использования  ФЗП начинается с расчета абсолютных и относительных отклонений фактической  его величины от плановой.

 

Анализ оплаты труда (пример) [8]. В табл. 3.14 приведены исходные данные по формированию заработной платы.

 

Производим последовательный расчет.

 

Абсолютное   отклонение ΔФЗПабс определяется   сравнением фактически использованных средств  на оплату труда плановым фондом заработной платы ФЗПпл в целом по предприятию, производственным подразделениям и  категориям работников:

 

ΔФЗПабс= ФЗПф - ФЗПпл. = 21465-20500 = +965 млн..грн

 

Однако нужно иметь  в виду, что абсолютное отклонение само по себе не характеризует использование  ФЗП, так как этот показатель определяется без учета степени выполнения плана по производству продукции.

 

Относительное отклонение ФЗПотк рассчитывается как разность между  фактически начисленной суммой зарплаты ФЗПф и плановым фондом, скорректированным  на коэффициент выполнения плана  по производству продукции Квп

 

Рис. 1

 

Исходные данные для анализа  ФЗП

 

 

 

 

 

Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или спаде объема производства (зарплата рабочих по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат, оплата труда работников непромышленных производств и соответствующая  им сумма отпускных):

 

ΔФЗПотн = ФЗПф – ФЗПск = ФЗПag – (ФЗП пл..пер * Квп + ФЗП пл..пост) = 21465 – (13120 * 1,026 + 7380) = 21465 – 20841 = +424 млн.грн

 

 

 

где ФЗПск - фонд зарплаты плановый, скорректированный на коэффициент   выполнения   плана   по   выпуску   продукции;

 

 

 

ФЗП пл..пер и ФЗП пл..пост - переменная и постоянная суммы  планового планового фонда зарплаты.

 

При расчете ΔФЗПотн можно  использовать так называемый поправочный  коэффициент Кп который отражает удельный вес переменной зарплаты в  общем фонде. Он показывает, на какую  долю процента следует увеличить  плановый ФЗП за каждый процент перевыполнения плана по выпуску продукции (ΔВП, %):

 

 

 

ΔФЗПотк = ФЗПф – ФЗПск = ФЗПф - (ФЗПпл. (100 + ΔВП * Кп) / 100 ) = 21465 – 20841 = 424 млн.грн.

 

 

 

Рис. 2

 

 

 

 

 

Следовательно, на данном предприятии  имеется и относительный перерасход в использовании фонда заработной платы в размере 424 млн грн.

 

2.4. Методика расчетов с  органами социального страхования  и отчислений в Пенсионный  фонд

 

 

 

Социальное страхование  — одна из гарантий осуществлении  прав трудящихся на материальное обеспечение.

 

Совершенствование связей предприятий  с органами государственного социального  страхования вызвало определенные изменения в организации бухгалтерского учета, контроля и отчетности их расчетных  взаимоотношений.

 

Законом Украины № 402/97-ВР от 26.06.97 г. "О сборе на обязательное социальное страхование" определен  порядок использования сбора  на обязательное социальное страхование  в том числе сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы).

 

В   соответствии   с   Законом   Украины   №   400/97-ВР   от 26.06.97 г. "О  сборе на обязательное государственное  пенсионное страхование", инструкцией  о порядке исчисления и уплаты предприятиями, организациями и  гражданами страховых взносов в  Пенсионный фонд Украины, а также  учета поступления и расходования его средств, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда  Украины № 11-1 от 06.09.96 г., с последующими изменениями и дополнениями, а также Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" в редакции № 64-ХIV от 24.07.98   г. и   Указом   Президента   Украины   №   957/98   от 31.09.98 г. "О неотложных мерах по погашению задолженности по выплатам пенсий" определен порядок взимания сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

 

Объектом налогообложения  на обязательное страхование и обязательное государственное пенсионное страхование  для субъектов предпринимательской  деятельности независимо от форм собственности, их объединений, бюджетных, общественных и других учреждений и организаций, объединений граждан и прочих юридических лиц, филиалов, отделений  и других обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица, расположенных на территории иной, нежели плательщик сбора, территориальной  общины, а также физических лиц  — субъектов предпринимательской  деятельности, использующих труд наемных  работников, филиалов являются фактические  расходы на оплату труда работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы  и иных видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, в том числе в натуральной  форме, подлежащих обложению налогом  на доходы физических лиц (подоходным налогом с граждан).

 

На обязательное государственное  пенсионное страхование ставка сбора  установлена в размере 2% от объекта  налогообложения, определенного по данной группе плательщиков, если совокупный облагаемый налогом доход превышает 150 гривен, и 1%, если совокупный облагаемый налогом доход не превышает 150 гривен.

 

Сбор на государственное  обязательное пенсионное страхование  уплачивается одновременно с получением средств учреждениями банков на оплату труда.

 

В бухгалтерском учете  начисления на обязательное страхование  и обязательное государственное  пенсионное страхование отражаются по кредиту счета 69 по соответствующим  субсчетам в корреспонденции  со счетами затрат производства, на которые была отнесена начисленная  работникам предприятия заработная плата.

 

Часть государственных страховых  средств используется непосредственно  на предприятиях под контролем местных  профсоюзов, а другая часть —  через соответствующие государственные  органы.

 

В зависимости от характера  использования средств соцобеспечения и соцстрахования предусмотрен следующий  порядок их учета.

 

На предприятиях наиболее распространенным видом использования  средств социального страхования  является оплата больничных листов нетрудоспособности. Начисления пособий работникам по временной  нетрудоспособности (в связи с  болезнью, беременностью и т.д.) производятся за счет средств фонда социального  страхования и в учете отражаются записью: Дебет счета 65, субсчет 2 "Расчеты  по социальному страхованию", Кредит счета 661 "Расчеты по оплате труда".

 

Выплаты пособий единовременного  характера (в связи с рождением  ребенка или погребением) отражаются по дебету счета 652 в корреспонденции  со счетом 30 "Касса".

 

Предприятия по месту нахождения обязаны зарегистрироваться у уполномоченного  Пенсионного фонда Украины и  ежеквартально по установленной  форме отчитываться за начисленные  и израсходованные суммы.

 

Отчисления на социальное страхование отражаются в бухгалтерском  учете по кредиту счета 652 соответствующих  субсчетов и дебету тех же счетов, на которые относится начисленная  заработная плата и другие начисления, — 23,91,92,93,94.

 

После отражения всех операций по счету 652 выявляется конечное состояние  расчетных взаимоотношений предприятий  с соответствующими органами социального  страхования и обеспечения.

 

Корреспонденция счетов по учету  труда и его оплаты приведена  в таблице 2.32.

 

Таблица 2

 

Корреспонденция счетов по учету  труда и его оплаты

 

продолжение таблицы 2

 

окончание таблицы 2

 

 

 

3. Пути и методы совершенствования  расчетов по оплате труда

 

 

 

Автоматизация обработки  учетной и контрольной информации на предприятиях охватывает весь комплекс задач по синтетическому и аналитическому учетам, контролю и аудиту. Предпосылкой этому является организация централизованной базы данных и распределенных баз  данных на местах обработки информации. Для реализации задач учета труда  и заработной платы создается  информационная база с использованием трех категорийных автоматизированных рабочих мест (АРМ) бухгалтера (АРМБ).

 

На АРМ бухгалтера I категории  осуществляются ввод первичных данных, расчет и выдача информации на экран  и печатающее устройство машинных документов по структурным подразделениям. Контроль, анализ и аудит информации ведутся  по структурным подразделениям. Автоматизация  задач по учету, контролю и аудиту труда и заработной платы базируется на алгоритмах расчета, каждый из которых  реализуется обособлено.

 

Технологический процесс  обработки и получения информации по учету, контролю труда и заработной платы на АРМ бухгалтера I категории  состоит из следующих этапов:

 

— подготовка первичной информации;

 

— расчет сумм оплаты и удержаний  по соответствующим кодам видов  оплат и удержаний;

 

— отображение выходной информации по табельным номерам, структурным  подразделениям и предприятию в  целом;

 

— контроль и корректировка  результатной информации;

 

— формирование информации для архивного хранения. Ввод первичных  данных на АРМ бухгалтера I категории  осуществляется непосредственно пользователем  в диалоговом режиме. Важное значение имеет обеспечение высокой достоверности  исходных данных, поэтому программное  обеспечение соответствующих АРМ  должно обеспечить автоматическое выявление  ошибок в вводимых данных и выдачу сообщений пользователю.

 

На АРМ бухгалтера II категории  создается необходимая информационная база данных на рабочем месте бухгалтера по учету труда и заработной платы, в которой объединяются данные, поступающие  с АРМ бухгалтера I категории структурных  подразделений.

 

Конечным результатом  решения задач по учету труда  и заработной платы является формирование информационной базы в целом по предприятию.

 

На АРМ бухгалтера III категории  сводятся оплата труда в целом  по предприятию, анализ средств на оплату труда, контроль, аудит, моделирование, прогнозирование труда и заработной платы.

 

В условиях децентрализованной автоматизации учета с использованием АРМ бухгалтера практически все  задачи могут быть решены как в  подразделении (АРМ бухгалтера I категории), так и в бухгалтерии (АРМ бухгалтера II категории), т.е. ни одна из задач этого  участка не относится к стандартным. Возможность и целесообразность решения задач в подразделениях (АРМ бухгалтера I категории) обусловлена  тем, что там возникает большая  часть исходной информации и в  значительной степени используется результативная. Возможны различные  варианты распределения задач между  бухгалтерией (АРМ бухгалтера II категории) и подразделениями (АРМ бухгалтера I категории).

 

При выборе вариантов использования  АРМ бухгалтера необходимо учитывать  ряд конкретных условий решения  задач:

 

— численность работающих и подразделений, а также условия  оплаты труда;

 

— способ документирования первичной информации, используемой в учете труда и заработной платы;

 

— состав других задач, решаемых средствами АРМ в подразделениях;

 

— вариант распределения  задач учета труда и заработной платы между бухгалтерией и подразделениями.

 

Информационная увязка задач  учета, контроля, анализа и аудита в условиях функционирования АРМ  бухгалтера, внутри информационной системы  учета и информационной системы  в целом осуществляется по следующим  принципам:

 

— использование взаимной информации;

 

— общность отдельных источников информации;

 

— общность отдельных первичных  носителей информации;

 

— общность отдельных результатных носителей информации; - единство системы  кодирования информации;

 

— обратная связь;

 

— единство системы показателей.

 

 

 

Рис. 3

 

Укрупненная схема информационной взаимосвязи АРМ бухгалтера по учету  труда и заработной платы.

 

 

 

Для работы на АРМБ по учету  труда и заработной платы выполняются  подготовительные работы, а именно: ввод на дату внедрения сальдо по счетам 65, 66 в аналитическом разрезе; ввод нормативно-справочной информации; ввод информации, поступающей из других АРМБ и информационной системы.

 

Работа с АРМБ производится через режимы "Информационная часть" и "Расчетная часть".

 

Информационная база формируется  на основе документов и справочников, традиционно используемых в бухгалтерском  учете. Она может корректироваться по мере изменения отдельных или  всех табельных данных сотрудников  предприятия. Таким образом, ведение  информационной базы в основном заключается  в выборе соответствующих операций в меню информационной части и  корректировке тех данных конкретного  сотрудника, которые претерпели изменения  или отличны от общепринятых: например, число отработанных дней или часов, если оно стало отличным от общего числа рабочих дней или часов  за текущий месяц, дней по больничному  листу и т.д.

 

Информационная часть  состоит из входной и нормативно-справочной информации.

 

Для решения задач по учету  труда и заработной платы используется следующая нормативно-справочная информация: справочник предприятия, справочник структурных  подразделений, справочник списочного состава работающих, справочник бухгалтерских  счетов, справочник допустимой корреспонденции  счетов, справочник видов оплат и  удержаний, справочник видов оплат, входящих в среднюю заработную плату, справочник категорий работающих.

Информация о работе Анализ расчетов по оплате труда