Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Один за другим экономические кризисы ставят в тяжелое положение не только предприятия, но и рядовых граждан – потребителей, от уровня покупательской способности которых зависят объемы продаж производимой продукции.
Целью данной курсовой работы является выявление и анализ резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции .
Только детальное изучение производственной и коммерческой деятельности объекта исследования позволят вскрыть резервы снижения себестоимости и дать экономическое обоснование последующих предложений.

Файлы: 1 файл

Снижение себестоимости продукции на ОАО БУрятхлебПром 3.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

Снижение  себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.

По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:

                            

Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости  в плановом периоде (Sср.т.п):

                              

где Эабс.ср.т.п. - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni - то же, по себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.

По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:

                                          

Исходя из тех же данных определяют процент снижения затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом периоде  в сравнении с отчетным периодом (S’тп):

                             

где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп- то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.

Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние  целый ряд факторов, в том числе  изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте .

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ СУММ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

2.1. Общая характеристика  и анализ деятельности предприятия.

 

ОАО « Бурятхлебпром» - лидер хлебопекарной  отрасли РБ и, следуя собственной  стратегии развития, осуществляет модернизацию и расширение производства. Это открытое акционерное общество, уставный капитал которого составляет 2,5 миллиона рублей. Доля работников предприятия составляет 78,21%, а доля сторонних учредителей – 21,79%. «Бурятхлебпром» владеет 33% мучного завода, который начал функционировать в сентябре 2006 года.

ОАО «Бурятхлебпром» производит 35,5 тонн продукции в день: 22 сорта хлеба, 23 сорта булочных, 8 сортов сухарей, 18 сортов кондитерских высокорецептурных изделий и 10 сортов пряников и печенья. Он также имеет пивной завод с объемом производства 1200 литров пива в день. Пиво поставляется в различные бары города, а также реализуется через три собственных бара.

Модернизация и расширение производства связаны с освоением завода «Таряан», где уже начато производство хлеба  и булочных изделий. Только по предварительным  расчетам от освоения новых площадей наш город получит до 150 новых рабочих мест, дополнительные поступления налогов во все уровни бюджета и внебюджетные фонды до 10 миллионов рублей в 2009 году и далее до 20 миллионов в год; расширение ассортимента и повышение качества хлеба и хлебобулочных изделий; снижение количества продукции потребленной жителями города Улан – Удэ, завезенных с других регионов. Этим «Бурятхлебпром» подтверждает репутацию «локомотива» хлебопекарной отрасли республики.

Запустив производство на заводе «Таряан» предприятие способно вырабатывать резервный хлеб в непредвиденных случаях в объеме до 70 тонн в сутки, что почти составляет 100% потребности города в хлебе.

Стоить отметить, что завод «Таряан», признанный банкротом, длительное время  бездействовал. После обращения руководства ОАО «Бурятхлебпрома» к республиканским властям был решен вопрос об аренде завода. После того, как завод вновь заработал, бывшие работники завода получили возможность вновь работать, а ОАО «Бурятхлебпром» получило возможность развиваться и дальше. Ассортимент производимой продукции представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Производство и реализация произведенной  продукции ОАО «Бурятхлебпрома» за 2007 – 2009 год.

Показатели

Выработка, тонн

Реализация, т. р.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Хлеб

11050

11150

11900

70430

78496

85680

Хлебобулочные изделия

860

1680

1800

11140

23830

30600

Сухари, пряники и печенья

524

1090

1700

10667

24497

41100

Кондитерские изделия

74

100

150

1120

1665

2250


 

Как видно из таблицы 1, предприятие производит различные виды продукции, основным которым является хлеб. Но можно сказать, что темпы роста данного вида продукта снижаются по сравнению с другими видами товаров выпускаемых «Бурятхлебпромом». Основная причина этого то, что население начинает потреблять все больше ржаного хлеба, заменяя потребление пшеничного хлеба потреблением сдобы и батонов, а также мучных кондитерских изделий, что связано с повышением доходов населения и расширением ассортимента производимой продукции. Что касается реализации сухарей, пряников и печенья, то здесь наблюдается мгновенный захват рынка, продукция пользуется повышенным спросом, вытесняя привозную продукцию. Оптовые клиенты заказывают до 69% от общего объема производства этой продукции. В свою очередь, выручка превышает абсолютные показатели в процентном соотношении, поскольку собственная торговая сеть реализует продукцию по определенному прейскуранту цен, превышающему оптовый прейскурант приблизительно на 20%.

Как упоминалось выше, основная производимая продукция – хлеб и хлебобулочные  изделия. В конце первого квартала 2007 года компания вышла на рынок кондитерских изделий, начав производство сухарей, печенья и пряников. Во втором квартале 2009 года начали производить высокорецептурные кондитерские изделия. Расширяя ассортимент выпускаемой продукции, предприятие стремится учитывать меняющиеся тенденции современного рынка хлеба.

Основной рынок продукции –  хлеб и хлебобулочные изделия. Рынок  сухарей может увеличиться ненамного – максимально до 15%, зато рынок кондитерских изделий еще не развит в полной мере и может увеличиться многократно. Кроме того, разница между продуктами заключается еще в цене. Сухари, пряники и печенья стоят намного дороже хлеба и  ограничения на добавленную стоимость на них не распространяется. Следовательно, «Бурятхлебпрому» следует учитывать эти факторы и стремиться к увеличению своего ассортимента за счет производства подобной продукции. Это возможно в случае полного освоения своих производственных мощностей и мощностей завода «Таряан».

При выборе покупателя предприятие  ориентируется на тех потребителей, чей спрос платежеспособен. Предприятие  работает прибыльно (см. таблицу 2). Получаемая прибыль направляется на приобретение акций других предприятий, работающих в сфере производства хлеба и хлебобулочных изделий, что показано на примере завода «Таряан».

Таблица 2.

Финансовые результаты деятельности ОАО «Бурятхлебпром»

Показатели

2007 г.

2008 г

2009 г.

Выручка от реализации, т.р.

138679,1

146473.9

164363.6

Себестоимость, т.р.

123815,6

129762,8

139889,8

Валовая прибыль, т.р.

14863,6

16711,0

24473,8

Коммерческие расходы, т.р.

6614,1

6633,3

14616,3

Прибыль от продаж, т.р.

8249,4

10077,8

9857,4

Чистая прибыль, т.р.

7548,5

5885,9

6927,1

Рентабельность, %

4,75

4,6

4,6


 

Как видно из данных таблицы 4, происходит постепенное увеличение выручки за счет освоения новых видов продукции.  Можно отметить снижение чистой прибыли в 2009 году на 14%  , в следствии возрастание коммерческих расходов. В целом рентабельность остается на постоянном уровне.

Предприятие имеет пять производственных участков:

  • участок №1 (ул. Куйбышева, 44)  производит хлеба различных сортов в объеме 3600 тонн в год и хлебобулочные изделия в количестве 320 тонн;
  • участок №2 (ул. Маршака,1) производит хлеб украинский в объеме 4400 тонн в год;
  • участок №3 занимается производством пива «Стимул» в объеме 287 тысяч дал в год;
  • участок №4 (п. Заиграево) производит хлеб «Дарницкий» в количестве 210 тонн в год;
  • участок №5 (ул. Маршака,1) производит сухари и печенья в объеме 1460 тонн в год.

По словам главного инженера компании с освоением завода «Таряан» предприятие  решает для себя проблему улучшения  условий труда рабочих, дальнейшей автоматизации производства и механизации. В настоящее время инженеры и  технологи компании работают над  отладкой  технологических цепочек,  отработкой качества продукции и расширением ее ассортимента. Основной объем работы планировалось выполнить еще до конца 2009 года и в последующие года два   года предприятие будет и дальше проводить модернизацию производства.

Для оценки использования основных производственных фондов необходимо  проанализировать их состав и структуру, которая представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Состав и структура основных производственных фондов ОАО «Бурятхлебпром»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

 

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс.руб.

%

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, т.р.

18326,7

100

19454

100

21559,8

100

в том числе: здания

12297

67,1

12481,2

64,1

12724,6

59,0

сооружения и передаточные устройства

164,3

0,89

290,1

1,5

373

1,7

машины и оборудование

4151,5

22,6

4713,8

24,2

6179,9

280,6

производственный и хозяйственный  инвентарь

167,6

0,9

226,3

1,2

240,7

1,1

транспортные средства

1546,1

8,5

1742,4

9,0

2041,4

9,6


 

По данным таблицы, можно сделать  вывод о росте основных производственных фондов на предприятии, среднегодовая стоимость которых возрастает с каждым годом.  В 2009 году она увеличилась на 3233,1 тыс. рублей, что объясняется приобретением оборудования на производство новых видов продукции предприятия. Также увеличивается количество транспортных средств на предприятии: на 495.3 т.р., что также объясняется той же причиной.

Управление предприятием осуществляется единой командой управленцев, однородной по образовательному уровню. Возраст руководителей колеблется от 42 лет до 57. Все руководители имеют большой опыт работы в хлебопекарной отрасли, участвуют в различных демонстрациях, презентациях, приобретая все новые навыки и методы управления. Обучение руководителей проводилось на предприятии в период сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития по программе ТАМ, (диагностике предприятия).

Управление осуществляется по следующей схеме:

  1. Годовое собрание акционеров подводит итоги работы прошедшего периода, назначает членов Совета директоров, ревизионную комиссию, аудиторов.
  2. Руководство компании озвучивает стратегию дальнейшего роста, корректирует цели.
  3. Планово – экономический отдел разрабатывает основные показатели деятельности предприятия, делает расчеты по себестоимости, объемам производства и реализации продукции на год, исходя из показателей прошлого периода и некоторых изменений внешней и внутренней среды предприятия.
  4. Инженер по качеству и сертификации совместно с технологами разрабатывает новые виды продукции, производство которых подлежит также расчетам в планово – экономическом  отделе.
  5. Генеральный директор утверждает производственный план и план реализации продукции.
  6. Показатели доводятся до руководителей структурных подразделений, и их выполнение контролируется еженедельно и ежемесячно на текущих собраниях и совещаниях.

Происходит увеличение общей численности  персонала, в особенности промышленно  – производственного. Это связано с освоением нового приобретенного завода Таряан и сохранением рабочего персонала. По сравнению с 2007 годом в 2009 году произошло увеличение производственно – промышленного персонала на 34,5%. Особенно это заметно по структуре численности персонала в процентном соотношении в 2009 году. 

В зависимости от времени работы рабочие подразделяются на постоянных, поступивших на работу без указания срока в трудовом договоре и временных, срок которых устанавливается.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции