Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 10:32, курсовая работа
Один за другим экономические кризисы ставят в тяжелое положение не только предприятия, но и рядовых граждан – потребителей, от уровня покупательской способности которых зависят объемы продаж производимой продукции.
Целью данной курсовой работы является выявление и анализ резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции .
Только детальное изучение производственной и коммерческой деятельности объекта исследования позволят вскрыть резервы снижения себестоимости и дать экономическое обоснование последующих предложений.
Снижение себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.
Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.
По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:
Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):
где Эабс.ср.т.п. - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni - то же, по себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.
По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:
Исходя из тех же данных определяют
процент снижения затрат на 1 руб. товарной
продукции в планируемом
где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп- то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.
Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте .
ОАО « Бурятхлебпром» - лидер хлебопекарной отрасли РБ и, следуя собственной стратегии развития, осуществляет модернизацию и расширение производства. Это открытое акционерное общество, уставный капитал которого составляет 2,5 миллиона рублей. Доля работников предприятия составляет 78,21%, а доля сторонних учредителей – 21,79%. «Бурятхлебпром» владеет 33% мучного завода, который начал функционировать в сентябре 2006 года.
ОАО «Бурятхлебпром» производит 35,5 тонн продукции в день: 22 сорта хлеба, 23 сорта булочных, 8 сортов сухарей, 18 сортов кондитерских высокорецептурных изделий и 10 сортов пряников и печенья. Он также имеет пивной завод с объемом производства 1200 литров пива в день. Пиво поставляется в различные бары города, а также реализуется через три собственных бара.
Модернизация и расширение производства связаны с освоением завода «Таряан», где уже начато производство хлеба и булочных изделий. Только по предварительным расчетам от освоения новых площадей наш город получит до 150 новых рабочих мест, дополнительные поступления налогов во все уровни бюджета и внебюджетные фонды до 10 миллионов рублей в 2009 году и далее до 20 миллионов в год; расширение ассортимента и повышение качества хлеба и хлебобулочных изделий; снижение количества продукции потребленной жителями города Улан – Удэ, завезенных с других регионов. Этим «Бурятхлебпром» подтверждает репутацию «локомотива» хлебопекарной отрасли республики.
Запустив производство на заводе «Таряан» предприятие способно вырабатывать резервный хлеб в непредвиденных случаях в объеме до 70 тонн в сутки, что почти составляет 100% потребности города в хлебе.
Стоить отметить, что завод «Таряан», признанный банкротом, длительное время бездействовал. После обращения руководства ОАО «Бурятхлебпрома» к республиканским властям был решен вопрос об аренде завода. После того, как завод вновь заработал, бывшие работники завода получили возможность вновь работать, а ОАО «Бурятхлебпром» получило возможность развиваться и дальше. Ассортимент производимой продукции представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Производство и реализация произведенной продукции ОАО «Бурятхлебпрома» за 2007 – 2009 год.
Показатели |
Выработка, тонн |
Реализация, т. р. | ||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Хлеб |
11050 |
11150 |
11900 |
70430 |
78496 |
85680 |
Хлебобулочные изделия |
860 |
1680 |
1800 |
11140 |
23830 |
30600 |
Сухари, пряники и печенья |
524 |
1090 |
1700 |
10667 |
24497 |
41100 |
Кондитерские изделия |
74 |
100 |
150 |
1120 |
1665 |
2250 |
Как видно из таблицы 1, предприятие производит различные виды продукции, основным которым является хлеб. Но можно сказать, что темпы роста данного вида продукта снижаются по сравнению с другими видами товаров выпускаемых «Бурятхлебпромом». Основная причина этого то, что население начинает потреблять все больше ржаного хлеба, заменяя потребление пшеничного хлеба потреблением сдобы и батонов, а также мучных кондитерских изделий, что связано с повышением доходов населения и расширением ассортимента производимой продукции. Что касается реализации сухарей, пряников и печенья, то здесь наблюдается мгновенный захват рынка, продукция пользуется повышенным спросом, вытесняя привозную продукцию. Оптовые клиенты заказывают до 69% от общего объема производства этой продукции. В свою очередь, выручка превышает абсолютные показатели в процентном соотношении, поскольку собственная торговая сеть реализует продукцию по определенному прейскуранту цен, превышающему оптовый прейскурант приблизительно на 20%.
Как упоминалось выше, основная производимая продукция – хлеб и хлебобулочные изделия. В конце первого квартала 2007 года компания вышла на рынок кондитерских изделий, начав производство сухарей, печенья и пряников. Во втором квартале 2009 года начали производить высокорецептурные кондитерские изделия. Расширяя ассортимент выпускаемой продукции, предприятие стремится учитывать меняющиеся тенденции современного рынка хлеба.
Основной рынок продукции – хлеб и хлебобулочные изделия. Рынок сухарей может увеличиться ненамного – максимально до 15%, зато рынок кондитерских изделий еще не развит в полной мере и может увеличиться многократно. Кроме того, разница между продуктами заключается еще в цене. Сухари, пряники и печенья стоят намного дороже хлеба и ограничения на добавленную стоимость на них не распространяется. Следовательно, «Бурятхлебпрому» следует учитывать эти факторы и стремиться к увеличению своего ассортимента за счет производства подобной продукции. Это возможно в случае полного освоения своих производственных мощностей и мощностей завода «Таряан».
При выборе покупателя предприятие ориентируется на тех потребителей, чей спрос платежеспособен. Предприятие работает прибыльно (см. таблицу 2). Получаемая прибыль направляется на приобретение акций других предприятий, работающих в сфере производства хлеба и хлебобулочных изделий, что показано на примере завода «Таряан».
Таблица 2.
Финансовые результаты деятельности ОАО «Бурятхлебпром»
Показатели |
2007 г. |
2008 г |
2009 г. |
Выручка от реализации, т.р. |
138679,1 |
146473.9 |
164363.6 |
Себестоимость, т.р. |
123815,6 |
129762,8 |
139889,8 |
Валовая прибыль, т.р. |
14863,6 |
16711,0 |
24473,8 |
Коммерческие расходы, т.р. |
6614,1 |
6633,3 |
14616,3 |
Прибыль от продаж, т.р. |
8249,4 |
10077,8 |
9857,4 |
Чистая прибыль, т.р. |
7548,5 |
5885,9 |
6927,1 |
Рентабельность, % |
4,75 |
4,6 |
4,6 |
Как видно из данных таблицы 4, происходит постепенное увеличение выручки за счет освоения новых видов продукции. Можно отметить снижение чистой прибыли в 2009 году на 14% , в следствии возрастание коммерческих расходов. В целом рентабельность остается на постоянном уровне.
Предприятие имеет пять производственных участков:
По словам главного инженера компании с освоением завода «Таряан» предприятие решает для себя проблему улучшения условий труда рабочих, дальнейшей автоматизации производства и механизации. В настоящее время инженеры и технологи компании работают над отладкой технологических цепочек, отработкой качества продукции и расширением ее ассортимента. Основной объем работы планировалось выполнить еще до конца 2009 года и в последующие года два года предприятие будет и дальше проводить модернизацию производства.
Для оценки использования основных производственных фондов необходимо проанализировать их состав и структуру, которая представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Состав и структура основных производственных фондов ОАО «Бурятхлебпром»
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | ||||||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс.руб. |
% | ||||||||
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, т.р. |
18326,7 |
100 |
19454 |
100 |
21559,8 |
100 | |||||||
в том числе: здания |
12297 |
67,1 |
12481,2 |
64,1 |
12724,6 |
59,0 | |||||||
сооружения и передаточные устройства |
164,3 |
0,89 |
290,1 |
1,5 |
373 |
1,7 | |||||||
машины и оборудование |
4151,5 |
22,6 |
4713,8 |
24,2 |
6179,9 |
280,6 | |||||||
производственный и |
167,6 |
0,9 |
226,3 |
1,2 |
240,7 |
1,1 | |||||||
транспортные средства |
1546,1 |
8,5 |
1742,4 |
9,0 |
2041,4 |
9,6 |
По данным таблицы, можно сделать вывод о росте основных производственных фондов на предприятии, среднегодовая стоимость которых возрастает с каждым годом. В 2009 году она увеличилась на 3233,1 тыс. рублей, что объясняется приобретением оборудования на производство новых видов продукции предприятия. Также увеличивается количество транспортных средств на предприятии: на 495.3 т.р., что также объясняется той же причиной.
Управление предприятием
осуществляется единой командой управленцев,
однородной по образовательному уровню.
Возраст руководителей
Управление осуществляется по следующей схеме:
Происходит увеличение общей численности персонала, в особенности промышленно – производственного. Это связано с освоением нового приобретенного завода Таряан и сохранением рабочего персонала. По сравнению с 2007 годом в 2009 году произошло увеличение производственно – промышленного персонала на 34,5%. Особенно это заметно по структуре численности персонала в процентном соотношении в 2009 году.
В зависимости от времени работы рабочие подразделяются на постоянных, поступивших на работу без указания срока в трудовом договоре и временных, срок которых устанавливается.