Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 12:36, курсовая работа
В современном управлении все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация и стимулирование персонала являются основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации и стимулирования - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Рост средней оплаты произошел в результате повышения оплаты труда в связи с инфляцией. Фонд заработной платы управленческого персонала также изменяется за счет его численности и среднегодового заработка. На ООО «ИНЕЙ» численность изменялась не значительно, но из-за увеличения должностных окладов фонд зарплаты рабочих возрос на +7680 тыс. руб.
Повременная оплата труда применяется там, где нормирование и учет выполняемых работ усложнены и экономически нецелесообразны, например, при жесткой регламентации непрерывных технологических процессов, а также в условиях повышенных требований к качеству, точности работ. Расчет заработной платы производится по формуле (1):
где, Е - часовая тарифная ставка рабочего по присвоенному ему разряду, тыс.руб.;
Т - отработанное рабочим табельное время, час; а - процент премии по установленному положению за достигнутые показатели количества и качества. Таким способом рассчитывается зарплата работников сборочного цеха:
Зп (2005) = 2350 х 156 х (1 + 15/100) = 421000 руб.
Зп (2006) = 2700 х 156 х (1 + 15/100) = 484380 руб.
На предприятии много внимания уделяют выплатам премий. Премирование за основные результаты хозяйственной деятельности осуществляется, исходя из конкретных задач, стоящих перед персоналом предприятия, по показателям и условиям, утвержденным специальным положением о премировании. В положении указаны конкретные значения начисленных премий всем работникам предприятия, состав и назначение фондов экономического стимулирования. Размер премий доходит до 50% от зарплаты работника, когда как минимальная премия по результатам труда никогда не опускается ниже 20% отметки:
Зп (2006) х 1.2 = [2700 х 156 х (1 + 15/100)] х 1.2= 484380 х 1.2 = 581260 руб.
Зп (2006) х 1.5 = [2700 х 156 х (1 + 15/100)] х 1.5= 484380 х 1.5 = 726570 руб.
К методам экономического
стимулирования относятся и другие
формы материального
- единовременное поощрение
особо отличившихся
- вознаграждение по итогам года;
- оказание единовременной материальной помощи.
Сумма единовременного поощрения особо отличившегося сотрудника составляет 20% от его заработной платы за полгода работы. При ситуации, когда работник показывает великолепные результаты деятельности несложно подсчитать размер поощрения:
Поощрение = (Зп + премия)
х 6 х 1.2
Поощрение = 726570 х 6 х 0.2 = 871890 руб.
Проводимая раз в полгода, как правило, летом, во время сезона отпусков, и перед рождественскими каникулами зимой, подобная акция является прекрасным стимулом к труду для сотрудников.
Вознаграждение по итогам года осуществляется «за особый вклад в развитие предприятия», проводится в июне, и составляет один миллион белорусских рублей.
Предприятие периодически оценивает своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального развития. Регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации и стимулирования сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения и развития сотрудников.
3.2 Система мотивации и стимулирования персонала на ООО «ИНЕЙ»
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их[1, c. 123].
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления ООО «ИНЕЙ». Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Работа менеджера по персоналу ООО «ИНЕЙ» направлена на создание необходимого человеческого потенциала организации, приведение кадровых возможностей организации в соответствие с кадровыми потребностями. Для этого менеджер по персоналу должен продумать меры по формированию персонального состава организации, поддержанию работоспособности персонала и оптимизации кадрового состава.
Одним из важнейших направлений управления персоналом на предприятии является привлечение и отбор персонала, определяющее качество персонала организации для успешного бизнеса и эффективности функционирования организации. Под привлечением персонала подразумеваются разнообразные способы использования источников персонала. Отбор персонала - процедура принятия решений по выбору соответствующих кандидатур на замещение определенных должностей.
Привлечение и отбор персонала базируются на оптимальной качественной и количественной структуре персонала. На процесс привлечения и отбора персонала влияют факторы внешней и внутренней среды. Факторы внешней среды, влияющие на деятельность ООО «ИНЕЙ» можно выделить в четыре основные области:
1.Экономические факторы:
- следствие инфляции
растет платежеспособный спрос,
- предприятие платит различные налоги в органы государственной власти. Это и налог на прибыль, и НДС, и налоги, взимаемые с начисленной заработной платы (отчисления в социальные фонды). В настоящее время предприятиям приходится платить большую сумму налогов, после чего у них практически не остается чистой прибыли. Это дает совсем немного возможностей для расширения производства, инноваций и нововведений.
- при совершении сделок
с зарубежными покупателями
2.Политические факторы:
- деятельность ООО «ИНЕЙ» непосредственно зависит от нормативных документов местных органов, властей региона и правительства. Например, оперативный, бухгалтерский статистический учет и отчетность фабрики ведется в соответствии с законодательством РБ.
- со стороны органов
власти предприятию
3.Рыночные факторы:
- на внутреннем рынке ООО занимает достаточно твердую позицию, и предприятия, выпускающие аналогичную продукцию, не составляют сильной конкуренции;
- доступные цены и высокое качество обеспечивают предприятию достаточный портфель заказов и гарантированный доход.
3.Факторы конкуренции. ООО может отслеживать деятельность своих конкурентов только на внутреннем рынке. Предприятие ограничивается лишь изучением цен на аналогичную продукцию других предприятий. Однако предприятие придерживается следующей политики: если на рынке цены на промышленное оборудование снижаются, то предприятие меняет не цены, а ассортимент выпускаемой продукции.
После анализа внешней среды руководству необходимо определить, обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявить внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.
Факторы внутренней среды включают:
- основные принципы кадровой политики и стратегии;
- имидж организации,
принципы организационной и
Привлечение и отбор персонала на ООО «ИНЕЙ» сопровождаются оценкой кандидатов, включая как внешних кандидатов, так и работников организации, планируемых к перемещениям.
Задача инспектора по кадрам, осуществляющего оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.
Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:
- предварительную отборочную беседу;
- заполнение бланка заявления;
- беседу по найму (интервью);
- тестирование.
Источники привлечения персонала на ООО «ИНЕЙ»
Таблица 3
Внешние источники |
Внутренние источники |
Учебные заведения различных ступеней и уровней подготовки; коммерческие учебные центры; посреднические фирмы по подбору персонала; центры обеспечения занятости (биржи труда); профессиональные ассоциации и объединения; родственные организации; свободный рынок труда. |
Высвобождение персонала в связи с изменениями номенклатуры и объемов производства; механизацией и автоматизацией технологических процессов; снятие продукции с производства; переподготовка персонала; перемещение персонала с участков работы. |
Центральным показателем при оценке работника является уровень его компетентности, понимаемый шире, чем традиционно. При разработке стратегического развития предприятия основным понятием являются организационные компетенции, частный случай которой - компетенция персонала, которая в свою очередь выступает центральным моментом стратегии управления персоналом.
Составляющими компетенции персонала являются:
- знания как результаты образования сотрудника. На предприятие берут только сотрудников с высшим образованием;
- навыки как результат опыта работы;
- способы взаимодействия
как умение интегрироваться в
группе и умение общения с
людьми для достижения
Эффективность деятельности персонала на ООО «ИНЕЙ» существенно зависит от его компетентности, поэтому одной из основных задач управления персоналом является управление компетенцией персонала, включающее сравнение потребностей предприятия с наличными ресурсами и выбор форм воздействия для приведения их в соответствие с потребностями данного предприятия.
Таким образом, компетенция персонала - показатель, анализируемый и управляемый в рамках практически всех подсистем управления персоналом:
- кадрового планирования - определение качественной и количественной потребности организации в персонале;
- привлечения и отбора персонала - определение требований к компетенции кандидатов и отбор соответствующих работников;
- обучения и развития персонала - определение путей и способов повышения компетентности персонала;
- мотивации и стимулирования персонала - выработка путей мотивации и стимулирования потребностей работников по повышению компетентности;
- оценка и аттестация персонала - проведение эффективного анализа компетентности персонала в соответствии с требованиями бизнеса.
Можно говорить об управлении компетенцией в рамках управления персоналом организации как о процессе оценки, контроля, организации повышения компетенции путем обучения, повышения квалификации, переподготовки персонала, приема на работу высококомпетентных работников и пр.
Приобретение компетенции обеспечивает организацию персоналом, который необходим для реализации ее стратегии, повышения эффективности деятельности. В условиях совершенствования эффективности менеджмента повышается значение оценки персонала для принятия решений о служебных перемещениях, сокращении неэффективных сотрудников, повышении квалификации и переобучении персонала. Оценка персонала обеспечивает систему управления персоналом информацией о качестве персонала с точки зрения его соответствия стратегии организации, целям бизнеса.
Информация о работе Анализ системы мотивации и стимулирования персонала ООО «ИНЕЙ»