Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:17, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть и влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществу свои личные интересы.
Введение
Проблема снижения эффективности рынков в результате их монополизации
Содержание и сфера действия антимонопольного законодательства в странах с развитой рыночной экономикой
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Содержание
1. Введение
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть и влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществу свои личные интересы.
История развития монополий
является одновременно и
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
Одним из важных
видов государственного
Существование монополий
оказывает во многом
Таким образом, монополия
обуславливает замедление
Система государственного
регулирования экономики, сформировавшаяся
во всех индустриально
Антимонопольное
Целью курсовой работы
является изучение
Таким образом, в данной работе будут решены следующие задачи:
1) изучить проблему снижения
эффективности рынков в
2) ознакомиться с содержанием и сферой действия антимонопольного законодательства в странах с развитой рыночной экономикой;
3) охарактеризовать антимонопольное законодательство в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы использованы научные труды белорусских и российских ученых-экономистов, статьи из экономических журналов, некоторые законодательные акты Республики Беларусь, а также материалы и документы сайта Министерства экономики Республики Беларусь.
2. Проблема снижения
эффективности рынков в
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:
1) свобода предпринимательской деятельности и выбора потребителей;
2) рыночное ценообразование;
3) соблюдение договорных отношений;
4) развитие конкуренции;
5) государственное регулирование рыночных отношений;
6) обеспечение социальной защиты населения [11, с. 29].
В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты с ней связывают повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.
По степени развития конкуренции выделяют:
1) рынок совершенной конкуренции;
2) рынок монополистической продукции;
3) олигополистический рынок;
4) рынок чистой монополии. [11, с. 30]
Совершенная конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными (стандартизованными) продуктами. Число фирм-продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт.
Основные характеристики рынка монополистической конкуренции следующие:
1) на рынке действует много фирм, не тысячи, как при совершенной конкуренции, а, например, 50-100. Производитель имеет небольшое влияние на цену;
2) продукция дифференцирована, отличается друг от друга;
3) условия вступления в отрасль сравнительно легкие;
4) доступ к информации о ценах на ресурсы, применяемых технологиях достаточно свободен;
5) сильный упор на неценовую конкуренцию, например, рекламу;
6) ресурсы мобильны, свободно перемещаются из одной отрасли в другую [9, с. 70].
Основной отличительной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукта и применение неценовой конкуренции, поскольку возможности фирм изменять цену ограничены.
Олигополия представляет собой рыночную структуру со следующими характеристиками:
1) на рынке действует
немного фирм, причем некоторые
из них занимают большую долю
рынка. Производитель имеет небольшое
влияние, это влияние может быть
значительным при тайном
2) продукция может быть
как одинаковой – сталь, так
и дифференцированной –
3) для вступления в
отрасль существуют
4) доступ к информации о ценах на ресурсы, применяемых технологиях закрыт;
5) сильный упор на неценовую конкуренцию, например, рекламу;
6) ресурсы не мобильны [9, с. 71].
Олигополия существует тогда, когда малое число фирм господствует на рынке, Не обязательно, чтобы число фирм было небольшим, главное, чтобы небольшое их число контролировало большую часть рынка.
«Монополия (греч. monos один + poleo продаю), исключительное право (производства, торговли, промысла и т.д.) принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще – исключительное право на что-либо» [1, с. 249].
Монополия, как рыночная структура имеет следующие основные черты:
1) наличие на рынке единственного производителя (продавца);
2) выпускаемый фирмой товар (оказанная услуга) не имеют близких заменителей и покупатель вынужден или покупать этот товар у монополиста или обходиться без него;
3) фирма-монополист
4) наличие барьеров для вступления новых фирм в отрасль;
5) монополии, как правило,
нет необходимости заниматься
рекламой своего товара (услуги),
так как он и без этого
известен и необходим
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1) естественная;
2) административная;
3) экономическая [11, с. 367].
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.
Монополия выступает противоположностью совершенной конкуренции. Структуры совершенной конкуренции и монополии достаточно условные и односторонние. Первая сводит механизм регулирования экономики к рынку, вторая – к административно-командным методам. Но в реальной жизни эти механизмы переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся где-то между этими двумя крайностями.
В реальных условиях чистая монополия как и совершенная конкуренция встречаются редко. Обычно положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, т.е. присутствует элемент монополизма в ее поведении. Этот элемент накладывает отпечаток на поведение фирмы в отношении цены и объема выпуска продукции.
Подобно монополиям, олигополисты и монополистические конкуренты имеют определенную степень контроля над ценой производимых ими продуктов. Но в отличие от монополистов они вынуждены делить рынок с другими производителями. Монополистически конкурентные отрасли состоят из огромного количества небольших фирм. На олигополистических рынках господствуют немногие крупные фирмы.
Рынки монополистической конкуренции, олигополии и монополии называются также рынками несовершенной конкуренции.
При рассмотрении рынка совершенной конкуренции следует понимать то, что на рынке, который называется совершенно конкурентным, конкуренции нет – действует очень много производителей, которые не могут повлиять на цену. Конкуренция и соперничество присутствует на рынке монополистической конкуренции и олигополии.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль.
«Монополизм - это господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, контроля цен; действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка посредством недобросовестной конкуренции и вытеснения других его участников» [1, с. 249].
Факторами или причинами монополизации рынков являются:
1) экономия от эффекта
масштаба, ситуация, когда долгосрочные
средние издержки в отрасли
достигают минимума при
2) патенты – фирма может
являться монополией из-за
3) лицензии – фирма может быть монополистом, обладая лицензией, предоставляющей право быть исключительным производителем;
4) частная собственность, владение или контроль над важнейшими видами невозобновляемых природных или редких ресурсов;