Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть и влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществу свои личные интересы.

Содержание работы

Введение
Проблема снижения эффективности рынков в результате их монополизации
Содержание и сфера действия антимонопольного законодательства в странах с развитой рыночной экономикой
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование мировой опыт и осо.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии -- в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

Достаточно либеральным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух -- 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР.

Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры [5, c. 54].

Таким образом, на Западе антимонопольная политика - это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер.

  
3.  АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Республике Беларусь предприятие признается занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если, во-первых, его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной или естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов.

 

 Согласно списку, опубликованному  на сайте Минэкономики, по состоянию  на 1.04.2010 г. монополистами признано 157 предприятий и организаций. Наибольшее  их количество зафиксировано  в машиностроении и металлообработке (56), отраслях производственной и  социальной инфраструктуры (24), химической  и нефтехимической (19), пищевой (17) и  в промышленности строительных  материалов (14). В этом списке значатся  крупнейшие отечественные предприятия, в т.ч. МАЗ, МТЗ, Амкодор, БелАЗ, Гомсельмаш, Белкалий, Белшина, Нафтан, Мозырский НПЗ, БМЗ, Велком, МТС и др.

 

 На сайте Минэкономики  также размещен госреестр естественных монополий. Таковыми в соответствии с Законом № 2034-XII являются организации, которые, с точки зрения антимонопольного органа, при отсутствии конкуренции способны удовлетворять спрос на товарном рынке эффективнее. Сейчас в списке «эффективных монополистов» 29 организаций: в сфере услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам (10), по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению (6), связи (2), по услугам транспортных терминалов, аэропортов, железной дороги, обслуживанию воздушного движения (11).

 

 Таким образом, по мнению  Департамента ценовой политики  Минэкономики, позитивным для белорусской  экономики является монопольное  положение Белтелекома, Белпочты, БЖД и некоторых других [13].

 

 Согласно законодательству, целью формирования и ведения  реестра является определение  перечня хозяйствующих субъектов, отдельные параметры деятельности которых подлежат государственному контролю, регулированию и наблюдению, а также контролю в случае их ликвидации и реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования), в том числе в процессе разгосударствления и приватизации, приобретения ими акций, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов.

 

 Антимонопольное законодательство Республики Беларусь представлено Законом от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (ред. от 04.01.2010 г. № 109-З) и Законом от 16.12.2002 г. № 162-2 «О естественных монополиях» (ред. от 04.01.2010 г. № 109-З), а также Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» и другими нормативными актами.

 

 Белорусским законодательством  определяются организационные и  правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции в целях обеспечения  необходимых условий для создания  и эффективного функционирования  товарных рынков, содействия и  развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов  потребителей.

 

 Антимонопольные законы  применяются к правоотношениям, которые имеют или могут иметь  своими последствиями ограничение  конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате  совершения сделок с акциями, долями уставных фондов хозяйствующих  субъектов. Действие законодательства  не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, нераскрытой  информации, товарных знаков и  авторских прав, за исключением  случаев, когда права, связанные  с этими отношениями, используются  их обладателями в целях ограничения  конкуренции.

 

 Белорусским законодательством признается неправомерной деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством: создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции; изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке; необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение; установления цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов; навязывания партнерам условий сделок, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора; заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и условия поставок товаров в договорах с третьими лицами; заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса; применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции; согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован.

 

 Запрещаются вступление в объединения или их создание, заключение и осуществление в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам и объемам сделок, по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; необоснованное повышение, снижение или поддержание цен; необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке; осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

 

 В исключительных случаях  антимонопольный орган может  признать соглашения хозяйствующих  субъектов правомерными, но для  этого хозяйствующие субъекты  должны доказать, что положительный  эффект от их действий, в том  числе в социально-экономической  сфере, превышает негативные последствия  для рассматриваемого товарного  рынка или Республики Беларусь  в целом. Кроме того, ограничение  конкуренции должно осуществляться  лишь в той мере, которая неизбежна  для достижения данного эффекта  или непосредственно предписана  актами законодательства.

 

 Характеризуя ситуацию, сложившуюся в РБ в области  демонополизации и развития конкуренции, следует отметить следующие закономерности. Во-первых, высокий уровень монополизации  по отдельным видам выпускаемой  продукции (АО "Горизонт" - выпускающий  телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники, АО МТЗ - тракторы и т.д.). Во-вторых, государственный сектор экономики  остается преобладающим, в то  время как класс собственников  только формируется. В-третьих, созданные  в процессе разгосударствления  структуры типа концернов, ассоциаций  и других организаций нового  типа во многом определяют  положение на рынке и отрицательно  влияют на развитие конкуренции. В-четвертых, государственное регулирование  цен на товары естественных  монополий приводит к необоснованному  росту цен практически во всех  отраслях народного хозяйства. И  последнее, антимонопольная политика  пока не получила должной поддержки со стороны ряда органов государственного управления. Таким образом, экономическая ситуация в РБ не в полной мере способствует развитию конкуренции в силу медленной перестройки хозяйственного механизма и сложившейся на рынке ситуации.

 

 Первым государственным  органом по ограничению, пресечению  и предупреждению монополистической  деятельности и созданию нормальных  условий конкуренции в РБ стал  образованный в 1992 году Государственный  комитет РБ по антимонопольной  политике, преобразованный впоследствии  в Министерство по антимонопольной  политике. Его основные задачи  сводились: к разработке и осуществлению  мероприятий по ограничению, пресечению  и предупреждению монополистической  деятельности, к осуществлению государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РБ, к содействию созданию конкурентной сферы и развитию предпринимательства, к контролю в пределах своей компетенции за выполнением законодательства о защите прав потребителей.

 

 Основное содержание  антимонопольного законодательства  РБ, направленное на основные  виды противозаконной монополистической  деятельности, можно сформулировать  в следующем виде: действия хозяйствующих  субъектов, направленные на ограничение  конкуренции (либо законных интересов  других хозяйственных субъектов), соглашения хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, акты и соглашения органов  управления, ведущие к ограничению  конкуренции. В соответствии с  Законом Республики Беларусь "О  противодействии монополистической  деятельности" контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, может быть осуществлен посредством разукрупнения хозяйствующих субъектов, занимающих лидирующие позиции. Предусматриваются меры и к недопущению создания, слияния и объединения хозяйствующих субъектов, а также меры по содействию развития товарных рынков и конкуренции. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

 

 Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической  политики государства во всех  странах с развитой рыночной  экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на  основании и в пределах, допускаемых  действующим законодательством, по  установлению и реализации правил  ведения экономической деятельности  на товарных рынках с целью  защиты добросовестной конкуренции  и обеспечения эффективности  рыночных отношений.

 

 Следует отметить, что  основной отрицательной стороной  монополизации экономики является  избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать  на цену товара. Задача антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  помешать фирмам заполучить неограниченную  рыночную власть, расширить возможности  конкуренции и перевести ее  в неценовую [4, c. 268].

 

 Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей  составляющей современной экономики.

 

 Сфера его функционирования  затрагивает интересы не только  производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность  реализовать свой товар на  рынке в условиях конкурентной  борьбы, а другим - оптимальные цены  на товары и услуги.

 

 Опыт западных стран  в антимонопольном законодательстве  велик и разнообразен. Возникновение  подобного законодательства обусловлено  историческими причинами. В силу  особенностей развития экономики  различных стран сложились разные  системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов  к антимонопольному регулированию  в различных странах запада.

 

 Специфика белорусских  монополий сказалась и на особенностях  законодательного регулирования  их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились, когда  уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать  удушению конкуренции, стало вводить  ограничивающие нормы.

 

 Белорусское законодательство  о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь  формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей  части неприменим в белорусских  условиях.

 

 Безусловно, демонополизация  производства, основанного на государственной  собственности - это долгий и сложный  процесс. Отчасти преодоление монополизма  может осуществляться путем разукрупнения  предприятий, механического раздела  их на части.

 

 Для строительства  же новых предприятий-дублеров  потребовалось бы слишком много  средств, которыми наша страна  в настоящее время не располагает. Можно предположить, что преодоление  монополизма пойдет за счет  диверсификации производства на  действующих предприятиях, которым  под силу использовать свободные  мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

 

 В процессе формирования  рыночных отношений доля государственной  собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы  индивидуальной и коллективной  собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с  ограниченной ответственностью, акционерные  общества открытого и закрытого  типов, кооперативы, ассоциации и  др.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь