Банкротство предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение института банкротства и механизмов финансовой стабилизации предприятия.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
 анализ банкротства фирмы;
 выявление основных причин банкротства фирмы и факторов, ведущих к банкротству;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы диагностики банкротства и разработки мероприятий по его предотвращению 5
1.1 Понятие банкротства предприятий и его признаки. 5
1.2. Понятие и специфика антикризисного управления 16
1.3. Мониторинг упраления банкротством 19
Глава 2. Антикризисное управление до процедуры банкротства ООО «Ремонт и стройка» 23
2.1. Характеристика предпрития ООО «Ремонт и стройка» 23
2.2. Причины несосотоятельности предприятия ООО «Ремонт и стройка» 26
2.3. Пути предотвращения банкротства предприятия ООО «Ремонт и стройка» 29
Заключение 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Банкротство курсовая на примере ООО Ремонт и стройка.docx

— 66.80 Кб (Скачать файл)

По нашему законодательству для рассмотрения дел о банкротстве  установлена исключительная подведомственность, поскольку все они рассматриваются  только арбитражными судами, а также  исключительная подсудность, поскольку  эти дела рассматриваются только по месту нахождения должника.

          В деле о банкротстве могут участвовать различные лица, например представитель работников должника, представитель учредителей, представитель собрания кредиторов, но основными участниками этого процесса, конечно, являются сам должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (налоговые органы, Пенсионный фонд РФ и т.д.). Именно они обладают правом инициации процесса банкротства, т.е. обращения в суд с соответствующим заявлением.

Интересно, что при определенных обстоятельствах сам должник  вправе, а иногда и обязан обратиться в арбитражный суд.

Во-первых, он вправе заявить о предвидении банкротства, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Во-вторых, должник обязан обратиться с заявлением в арбитражный  суд, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, когда обращение взыскания на имущество должника существенно  осложнит или сделает невозможной  его хозяйственную деятельность и др. В указанных случаях заявление  должно быть направлено в арбитражный  суд не позднее месяца с момента  возникновения соответствующих  обстоятельств.

Вместе с тем следует  помнить, что объявление о банкротстве, заявленное руководителем организации  или индивидуальным предпринимателем, может быть ложным. В этом случае мы имеем дело с фиктивным банкротством, которое может повлечь наступление  административной (ст. 14.24 КоАП РФ) или  уголовной ответственности (ст. 197 УК РФ).

Что касается правового положения  кредиторов в процессе банкротства, то оно зависит от вида кредитора. В первую очередь законодательство РФ выделяет конкурсных кредиторов, т.е. кредиторов по денежным обязательствам. К ним не относятся уполномоченные органы, граждане, перед которыми должник  несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда или имеет обязательства  по выплате вознаграждения по авторским  договорам, а также учредители (участники) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. Конкурсные кредиторы наделены довольно большим  объемом правомочий. В частности, они являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, имеют право  обращаться в арбитражный суд  с заявлением о признании должника банкротом, являются участниками собрания кредиторов с правом голоса.

В зависимости от того, кто  выступил инициатором процесса банкротства, различают, соответственно, кредиторов-заявителей и всех остальных (не инициирующих дело о несостоятельности). По порядку  удовлетворения требований различают  очередных и внеочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов удовлетворяются  в порядке установленной Законом  о банкротстве очередности; соответственно, внеочередные кредиторы — это  те, чьи требования удовлетворяются  по возможности должника. Причем они  делятся на внеочередных (судебные издержки, текущая задолженность  по коммунальным платежам) и послеоче- редных (обязательства перед учредителями).

Заявление кредитора может  быть основано на объединенной задолженности  по различным основаниям, т.е. кредиторы  вправе объединить свои требования к  должнику и обратиться в арбитражный  суд с одним заявлением. Должник  вправе подать отзыв на заявление  кредитора, но отсутствие отзыва не препятствует рассмотрению дела. Суд в срок от 15 до 30 дней рассматривает обоснованность заявленных кредиторами требований, после чего судья своим определением вводит наблюдение и назначает временного управляющего.

Кредиторы образуют специальный  орган — собрание кредиторов, представляющий их интересы во взаимоотношениях с  должником. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и  уполномоченных органов, определяется пропорционально их требованиям  по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в  реестр требований кредиторов на дату проведения такого собрания. При определении  числа голосов не учитываются: неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, проценты за просрочку платежа, убытки, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции.

Участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель  работников должника, представитель  учредителей (участников) должника, представитель  собственника имущества должника —  унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Организуют и проводят собрания кредиторов арбитражные управляющие.

К исключительной компетенции  собрания кредиторов отнесены важнейшие  вопросы, возникающие в процессе банкротства. Оно принимает решения  о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о  заключении мирового соглашения, о  порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов, о выборе саморегулируемой организации  для представления в арбитражный  суд кандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т.д.

Взаимоотношения между должником  и его кредитором на каждой стадии банкротства являются опосредованными, так как между ними находится  фигура арбитражного управляющего. Деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего является индивидуальной предпринимательской деятельностью. При осуществлении своих профессиональных функций арбитражный управляющий  не вступает в трудовые отношения  ни с должником, ни с арбитражным  судом, хотя последний и утверждает его в этом качестве.

Арбитражный управляющий  в ходе всего процесса банкротства  должен занимать нейтральную позицию  в отношениях должника и кредиторов; иными словами, он не может быть заинтересован  в разрешении дела в пользу той  или иной стороны. Следовательно, арбитражными управляющими назначаются лица, которые  не являются заинтересованными по отношению  к должнику и кредиторам.

К кандидатуре арбитражного управляющего законодательством установлен ряд требований. Арбитражным управляющим  может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование  и наличие не менее 2 лет стажа  руководящей работы в совокупности. Кандидат на должность арбитражного управляющего должен сдать теоретический  экзамен по программе подготовки арбитражного управляющего, а также  пройти 6-месячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.

Еще одно обязательное требование — членство в одной из некоммерческих саморегулируемых организаций арбитражных  управляющих. Такие организации  должны иметь в своем составе  как минимум 100 управляющих, каждый из которых делает взнос в компенсационный  фонд в размере не менее 50 тыс. руб., что можно считать своеобразным «имущественным цензом».

После назначения управляющий  обязан застраховать свою ответственность  на сумму не менее 3 млн руб. на срок не менее одного года. Естественно, арбитражный управляющий работает не на общественных началах, и возникает вопрос, как правильно определить размер его вознаграждения. В прежние годы наблюдалась существенная разница в средних размерах вознаграждения по различным регионам страны. Поэтому законодательством был установлен минимальный размер вознаграждения арбитражного управляющего на уровне 10 тыс. руб.

Вознаграждение за осуществление  полномочий арбитражного управляющего устанавливается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Оно выплачивается за счет средств  должника и относится к внеочередным требованиям, т.е. тем, которые должны быть оплачены еще до начала расчетов с кредиторами первой очереди.

Кредиторы могут устанавливать  как дополнительные требования к  кандидатуре арбитражного управляющего, так и дополнительное вознаграждение ему из своих собственных средств. Среди дополнительных требований можно назвать не просто высшее образование, а скажем, высшее экономическое, юридическое или соответствующее сфере деятельности должника. Зачастую кредиторов интересует не просто стаж руководящей работы арбитражного управляющего, а определенное количество процедур банкротства, которые он уже провел ранее.

Кредиторы, обращаясь в  арбитражный суд, указывают в  своем заявлении наименование и  адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден управляющий. Единый государственный  реестр арбитражных управляющих  ведет в настоящее время Федеральная  регистрационная служба. Данная организация  по запросу суда представляет список своих членов, согласившихся стать  управляющими должника. В этом списке следует указать три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре  арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессиональных качеств.

Должник и заявитель (кредитор) вправе немотивированно отвести  по одной кандидатуре; оставшийся кандидат будет назначен управляющим должника. Если отводов не было, то суд назначает  управляющим кандидата, занимающего  более высокую позицию. При введении последующих процедур банкротства  кандидатуру управляющего предлагает собрание кредиторов. При этом временный управляющий может быть назначен административным и т.д. Если собрание кредиторов не назначило очередного арбитражного управляющего, то необходимо вновь сделать запрос в саморегулируемую организацию.

В зависимости от стадии банкротства меняются функции арбитражного управляющего, а также его название. Процедуру наблюдения проводит временный  управляющий, финансовое оздоровление контролирует административный управляющий, внешнее управление осуществляет внешний  управляющий и, наконец, на конкурсном производстве работает конкурсный управляющий.

1.2. Понятие и специфика  антикризисного управления. 

Кризисное состояние отдельных  предприятий в условиях рынка  естественно: не все оказываются  способными выдержать конкуренцию. Например, в Японии ежемесячно около  трех тысяч малых и средних  предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех  пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать  банкротами. К сожалению, среди них  много крупных, социально значимых и стратегически важных.

Как показывает практика, основными  причинами рыночной несостоятельности  являются грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень управления (менеджмента), а также в ряде случаев стремление некоторых из них к личному  обогащению за счет труда всего коллектива работников, эксплуатации чужого имущества, собственности. Используемая в нашей  стране процедура банкротства коммерческой организации призвана способствовать приходу новых собственников, новых  управляющих (менеджеров), способных  обеспечить эффективную деятельность предприятия в условиях рыночной экономики отношений при соблюдении действующего законодательства.

В условиях рыночных отношений, пришедших на смену планово-административным, главное - изменение сущности и стиля  руководства предпринимательскими структурами, основная цель которых - добиться получения наибольшей прибыли не руководителем, а собственниками, нанявшими  руководителя, при нормальном функционировании в соответствии с требованиями рынка.

Важно точно определить и  саму концепцию антикризисного управления. Эту экономическую категорию  определяют по-разному.

Большинство авторов полагают, что антикризисные меры, меры по недопущению банкротства следует  принимать, когда финансовые результаты предприятия становятся неудовлетворительными. По другому мнению, с которым следует согласиться, главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, при которых финансовые затруднения не смогут иметь постоянный, стабильный характер. Такой подход позволяет предупредить создание кризисной ситуации на предприятии и устранить причины банкротства до того, как они приобретут необратимый характер.

В каждом конкретном случае должна разрабатываться своя концепция, программа антикризисного управления, учитывающая все условия и  особенности внешней и внутренней хозяйственной системы, исходя из следующего:

  • главной целью антикризисного управления является обеспечение прочного положения на рынке и стабильной устойчивости финансовых компаний при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране. Следовательно, оно должно быть способно решать самые разноплановые и разносторонние задачи;
  • в его рамках применяются, как правило, такие управленческие инструменты, которые в специфических российских условиях оказались наиболее эффективными в решении всех текущих задач предприятия, а не только в устранении временных финансовых затруднений;
  • суть антикризисного управления - быстрая и действенная реакция на существенные изменения внешней среды за счет использования заранее разработанного набора альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации;
  • в основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях функционирования предприятия;
  • антикризисное управление нацелено на то, чтобы даже в самой сложной хозяйственной ситуации, в которой может оказаться предприятие, можно было ввести в действие управленческие и финансовые механизмы, которые позволят выйти из трудной ситуации с наименьшими потерями.

Информация о работе Банкротство предприятий