Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 21:53, курсовая работа
Банкротство предприятий - новое явление современной российской экономики, развивающей рыночные отношения. В дореволюционной России развитое законодательство о несостоятельности (банкротстве) существовало более столетия, но, к сожалению, в настоящее время правовые традиции применения процедуры банкротства практически утрачены.
Введение…………………………………………………………….….3
1. Правовые аспекты регулирования финансовой несостоятельности - банкротства предприятий……………...…………………..……….. 4
2. Основные виды банкротства и их отличительные признаки…… 8
Банкротство, инициируемое должником…………………………….9
Банкротство, инициируемое кредиторами..………………………...11
Арбитражный управляющий……………………………….………. 14
Рассмотрение дел о банкротстве в суде……………………………..17
Заключение……………………………………………………………23
Расчет коэффициентов фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности………...……………………………………... 25
Список использованной литературы………………...…………….. 30
Введение
Банкротство предприятий - новое явление современной российской экономики, развивающей рыночные отношения. В дореволюционной России развитое законодательство о несостоятельности (банкротстве) существовало более столетия, но, к сожалению, в настоящее время правовые традиции применения процедуры банкротства практически утрачены.
С 1 марта 1993 г. был введен в действие Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г.). Было немало прогнозов о том, что охвативший страну в то время глубокий экономический кризис приведет к массовым банкротствам предприятий, однако эти прогнозы не оправдались. Там к концу 1994 г. банкротами было объявлено всего лишь несколько десятков предприятий, а в арбитражных судах России было рассмотрено всего 85 дел о признании предприятий несостоятельными, что составляло менее 0,09% от общего числа рассмотренных споров в сфере предпринимательства. Здесь сказались и неблагоприятный для правовой деятельности общий экономический фон когда кризис неплатежей коснулся почти всех предприятий производителей и предпринимателей, и невозможность зачастую получить информацию об экономическом положении партнеров, недостаточность правовой базы, и нехватка квалифицированных специалистов (особенно арбитражных и конкурсных управляющих) и многие другие причины.
Тем не менее существует множество предпосылок, делающих сегодня перспективу банкротства для многих отечественных предприятий-производителей весьма вероятной.
Хотя банкротство сопряжено с определенными потерями капиталов, сокращением производственных мощностей, развалом трудовых коллективов, появлением массы безработных и связанными с этим социальными конфликтами, тем не менее структурная перестройка и, следовательно, общий экономический рост российской экономики невозможны без «отбраковки» отсталых, неповоротливых предприятий, производящих ненужную, неконкурентоспособную продукцию, расходующих на нее огромное количество дефицитных материальных, сырьевых, топливных и трудовых ресурсов.
1. Правовые
аспекты регулирования
В соответствии с Федеральным законом
РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
от 26 октября 2002 г. (в ред. от 29.12.2012 с изменениями,
вступившими в силу 02.01.2013) под финансовой
несостоятельностью, или
В 1992 г. был принят первый документ в области банкротства Указ Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур» № 623. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. № 3924» был введен в действие с 1 марта 1993 г. Комплекс проблем, связанных с процедурой банкротства, рассмотрен в Указе Президента PФ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 22 декабря 1993 г. № 2264. Механизм реализации процедуры банкротства раскрывается постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий)» от 20 мая 1994 г. № 498, утвердившим ряд нормативных документов, включая «Систему критериев для определения неудовлетворительной системы баланса неплатежеспособного предприятия», «Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств Федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации и ликвидации неплатежеспособных предприятий», «Положение о порядке принятия решения о добровольной ликвидации предприятий-должников». Указ Президента РФ «О продаже предприятий-должников» от 2 июня 1994 г. № 1114 утвердил одноименное положение. Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротстве) -- ФУДН распоряжением № 31-р 12 августа 1994 г. утвердило «Методическое положение по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».
В соответствии с указами Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. №176 и «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» от 17 марта 1997 г. № 249 Правительство РФ Постановлением «Вопросы Федеральной службы России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению» от 8 июля г. № 848 определило, что Федеральная служба по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДНФО) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций.
Для обеспечения принудительного исполнения судебных решений, нормативно-правовых актов других органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество организаций-должников, образован Федеральный долговой центр при Правительстве РФ (ФДЦ) - специализированное государственное учреждение. Центр наделен правом проведения торгов имуществом организаций-должников, кроме государственных предприятий и эмиссионных ценных бумаг.
ФДЦ оценивает ликвидность имущества предприятия-должника в целях отбора активов для наложения ареста при обращении взыскания на его имущество; привлекает специализированный организации для реализации арестованного имущества предприятия - должника путем проведения торгов на договорных началах; организует торги по продаже имущества организаций-должников, лежащего реализации путем проведения торгов; при необходимости организует перевозку и хранение арестованного имуществ организации-должника; при выполнении функций специализированной организации по реализации имущества предприятия-должника получает и перечисляет средства, вырученные в результате продажи имущества организации-должника.
ФДЦ имеет право:
- получать у организаций-должников, судебных приставов исполнителей, налоговых, таможенных органов и органов налоговой полиции информацию об имуществе организации-должники, на имущество которой в установленном порядке обращено взыскание.
- привлекать специалистов, в том числе работников специализированных экспертных организаций, для разрешения вопросов возникающих при совершении исполнительных действий, требующих специализированных знаний.
- рекомендовать состав имущества, подвергаемого аресту в ходе принудительного обращения взыскания на имущество организации-должника.
- заключать договоры, в том числе на конкурсной основе специализированными организациями, привлекаемыми для реализации арестованного имущества, а также с организации гражданами, привлекаемыми для перевозки и хранения арестованного имущества.
- совершать сделки путем проведения публичных торгов реализации имущества предприятия-должника.
- получать в установленном порядке компенсацию расходов по совершенствованию исполнительных действий, отчисления средств от продажи арестованного имущества организации-должника, а так же комиссионное вознаграждение в случае выполнения им функций специализированной организации по реализации имущества организации-должника.
- безвозмездно получать от государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий документы и информацию, необходимую для выполнения своих функций.
- создавать свои территориальные подразделения, наделять организации правами по осуществлению своих функций на соответствующей территории.
- выступать в качестве истца и ответчика в суде общей юрисдикции и арбитражном суде.
В 2002 году был принят Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (в ред. от 29.12.2012 с изменениями, вступившими в силу 02.01.2013). Он устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условии осуществления мер по предупреждению несостоятельности банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и другие отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
2. Основные
виды банкротства и их
Банкротство предприятий должно характеризоваться наличием следующих признаков - неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента даты наступления даты их исполнения.
Для установления факта наличия признаков банкротства предприятия-должника определяется размер денежных обязательств и обязательных платежей. Денежные обязательства включают:
- задолженность за переданные товары, выполненные работе и оказанные услуги;
-
суммы займа с учетом
Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки, штрафы, пени при определении размера денежных обязательств не учитываются. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством финансово-экономических санкций. Прежде всего, устанавливается размер денежных обязательств по требованиям кредиторов, который подтверждается вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующим о признании должником этих требований. Когда должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств или обязательных платежей определяется арбитражным судом, который рассматривает дело о банкротстве.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. В арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств могут обратиться должник, кредитор, прокурор.
К обязательным платежам относятся налоги, сборы и другие обязательные взносы в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых федеральным законодательством. В арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей могут обратиться.: должник, кредитор, прокурор.
Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами, предусмотренными законодательством РФ.
Банкротство, инициируемое должником
На основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о его ликвидации, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарным предприятием, должник обращается в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Должник может обратиться в арбитражный суд с заявлением о предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.
Руководитель должника должен обратиться с заявлением в арбитражный суд в случаях, когда:
-
удовлетворение требований
- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Руководитель должника, ликвидационная комиссия обращаются в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, предъявление должником заявления должника влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшими после истечения установленного срока.
Иногда возникает ситуация, когда по
тем или иным причинам должник подает
в арбитражный суд заявление о банкротстве
при наличии возможности удовлетворить
требования кредиторов в полном объеме.
Тогда имеет место фиктивное банкротство. Д
Банкротство является преднамеренным, если оно возникло по вине учредителей или иных лиц, в том числе по вине руководителя, которые имеют право давать обязательные для должника указания, либо имеют возможность определять его действия. В этом случае на учредителей должника - юридическое лицо или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам