Бедные в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Проблема неравенства и бедности носит не только экономический, но и общественно-политический характер, так как социальная политика в обществе формировалась по идеологическому принципу социальной однородности, препятствующему росту и дифференциации уровня доходов, что часто вело к подрыву стимулов трудовой активности.
Целью данной работы является изучение неравенства и бедности.

Содержание работы

1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
1

2
БЕДНЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………...…………............
5
2.1
Понятие неравенства и бедности………………………………………….
5
2.2
Проблема бедности в современной России……………………………...
8
2.3
Факторы бедности…………………………………………………………
12
2.4
Пути преодоления бедности и снижения неравенства…………………
16

3
БОГАТЫЕ РОССИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ……………………
20
3.1
Потребительские характеристики жизни богатых россиян……………
21
3.2
Чем отличаются богатые от бедных? .....................................................
24

4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
26


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 56.13 Кб (Скачать файл)

3)возросшее неравенство  в распределении доходов2.

Главным фактором, определяющим высокий  уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной  и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия  воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально  неоправданной дифференциацией  в оплате труда высших менеджеров.

Различия между минимальной  и максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в  рамках отрасли и 20-45 раз между  регионами.

На современном  этапе развития России помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и т.д.) существует и экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально  приемлемый уровень благосостояния.

Региональный  аспект доходов и бедности обусловлен целым рядом причин и факторов, среди которых, различный экономический  потенциал регионов, преобладание в  регионе нерентабельных предприятий  депрессивных секторов экономики, низкая способность населения адаптироваться к новому типу экономических отношений, неудовлетворительная структура занятости, неэффективность действующей системы  социальной защиты населения.

Хронические очаги бедности сформировались и в ряде отраслей внебюджетного сектора экономики, в том числе в текстильной  промышленности, обувной, швейной, деревообрабатывающей. Более высокие показатели бедности на селе. Такое положение объясняется  крайне низким уровнем оплаты труда  в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что в  категорию "работающие бедные" могут  попасть работники предприятий  с большой долей "серой" заработной платы, хотя их реальный заработок выше величины прожиточного минимума.

Говоря  о проблеме бедности в России, надо понимать, что в основе этого явления  стояло и стоит отсутствие для  значительной части наших сограждан  справедливого – или, точнее, равного  – доступа к созданию и распределению  благ. Российская Конституция декларирует  равенство прав граждан независимо от имущественного и должностного положения, места жительства – но на деле этот принцип не реализуется. Отбросив исторически  не оправдавший себя политический строй, мы ликвидировали и многие достижения в социальной сфере. Здесь имеется  в виду хоть и не всегда до конца  справедливое, но все-таки имевшее место  в СССР равенство возможностей в  области образования, здравоохранения, безопасности, культуры. Это и такие  аспекты качества жизни, как приемлемое состояние окружающей среды, возможность  смены места жительства, доступность  жилья и т.п., которые вроде  бы гарантированы нашим гражданам, на практике доступны очень немногим.

Это означает, что бороться надо не с бедностью  вообще, а решать конкретную задачу формирования условий, обеспечивающих людям равные возможности. Основным ориентиром для решения этой задачи должна стать социальная модернизация нашего общества. Это и есть путь к улучшению качества человеческого  капитала.

Обычно  уровень жизни населения, качество жизни оцениваются по денежному  доходу на одного человека. Такой подход справедлив в том случае, если, во-первых, у основной массы населения уровень  доходов достаточно высок, и, во-вторых, в стране хорошо развиты рыночные отношения во всех сферах жизни. Ни первое, ни второе к России не относится. Поэтому, говоря о качестве жизни применительно к нашей ситуации, необходимо говорить конкретно о тех благах, которые получает обычный человек, и о тех лишениях, которые он испытывает. То есть надо говорить о доступности и качестве жилья, образования, здравоохранения, отдыха, о защищенности, о гражданских свободах и т.п.

Возвращаясь к анализу проблемы бедности, необходимо выяснить, где находятся ее корни. Для этого важно понять, кто  попадает в категорию бедных, где  те болевые точки общественных отношений, которые порождают социальное неравенство, в первую очередь неравенство  возможностей.

Парадокс, но в России работающие бедные –  а это в основном высококвалифицированные  кадры, такие, как учителя, врачи  и ряд других категорий работников бюджетной сфер, – составляют почти  половину всех бедных. Такого вопиющего  положения нет ни в одной цивилизованной стране мира. Какое будущее может  быть у страны, в которой нищенствуют  учителя?

Или еще  такой факт. У нас свыше 40% молодых  семей после рождения ребенка  попадают в категорию бедных. Это  значит, что почти каждая вторая молодая семья рождает ребенка, который по рождению становится бедным3.

Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда и, следовательно, по отношению к бедности являются: родители - одиночки, главным образом одинокие матери, не получающие никакой (или  необходимой) материальной поддержки  от отцов своих детей и которые  не работают или работают неполное рабочее время; молодежь, не способная  найти работу после окончания  учебного заведения; безработные, которые  или совсем не получают никаких пособий, или получают неадекватные установленной  черте бедности пособия от соответствующих  систем социальной защиты; работники старших возрастов; женщины; инвалиды; бывшие преступники; мигранты.

Факторами, связанными с усилением риска  стать бедным или требующими обращения  за социальной помощью, являются низкий уровень образования, недостаточный  опыт работы, семейный статус, расовая  или этническая принадлежность. В  то же время, более высокие уровни образования и квалификации и  более высокий социально-экономический  статус защищают против бедности, а  в случае же входа по каким-то причинам в состояние бедности являются сильными предпосылками для выхода из этого  состояния. По существующим оценкам, отсутствие, например, доступа к вторичному образованию  сильно коррелируется с бедностью. Рынок труда реагирует на более  высокие уровни квалификации путем  снижения уровня бедности ее носителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Пути преодоления бедности и снижения неравенства

 

Анализ  причин и факторов бедности позволяет  сделать вывод о том, что стратегия  содействия сокращению бедности будет  эффективна только в том случае, если ее основу составят следующие  три направления:

  • Создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности.
  • Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы и т.п.).
  • Противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам.

Важнейшим средством преодоление бедности является повышение заработной платы  и пенсии. Осуществление жилищной реформы, а также безальтернативный  рост платных услуг населению, в  том числе в сфере образования  и здравоохранения актуализируют  эту проблему. Сейчас стало очевидно, что доля услуг в расходах самых  бедных семей немного выше, чем  у самых богатых, но здесь важны  детали. А они состоят в том, что, например, расходы на коммунальные услуги и транспорт у 10% бедных имеют  в их бюджете вес почти в 3 раза больше, чем эти же расходы в  бюджете 10% богатых. В то же время  расходы на образование и медицинские  услуги в 2 и 4,5 раза (соответственно) меньше в бюджете бедных, чем у богатых. Очевидно, что платные образовательные  и медицинские услуги - более современные, эффективные, чем бесплатные, и пользование  ими улучшает качество жизни, социальные ресурсы человека. Невозможность  для бедного населения пользоваться качественными медицинскими и образовательными услугами влечет за собой одно очень  печальное следствие - очень мало шансов преодолеть бедность им и их детям. Наследуемая бедность становится опасной тенденцией в современной  России, поскольку шансы на экономический успех и социальное восхождение не выравниваются, а наоборот все более дифференцируются, и это еще один аспект углубления материального неравенства4

Требуется большая социальная защищенность государством слабых социальных групп, не имеющих  возможностей обеспечить себе самостоятельно материальное благополучие. Пора отказаться от оценки бедности по нормативному показателю «величина прожиточного минимума», который занижен и социально  ущербен, поскольку не отражает тенденций  изменения структуры расходов населения  и складывающихся в обществе социальных стандартов. Его использование искажает представления о действительном положении с бедностью в России. Необходим национальный стандарт качества жизни - комплекс социально приемлемых параметров существования семьи, дающий возможность большинству населения  достойно жить в своей стране, и  сделать его нормативным показателем, в соответствии с которым и  оценивать работу органов власти. Неотъемлемой частью национального  стандарта должны стать показатели обеспеченности населения благоустроенным  и комфортабельным жильем.

Для предотвращения дальнейшего роста численности  бедного населения также необходимо обеспечить соблюдение следующих правил:

  • Прохождение всех масштабных реформ через процедуру экспертизы социальных последствий. В случае, если реформы приводят к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты.
  • До тех пор, пока положительная динамика уровня жизни не приведет к существенному сокращению масштабов бедности, следует воздержаться от принятия новых методологических принципов определения и измерения бедности, следствием которых является рост численности бедных. В условиях, когда такие шаги не подкреплены адекватными мерами социальной поддержки, существенно затрудняется доступ к социальной помощи самых уязвимых категорий граждан.

Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально  выбранной стратегии, которая имеет  две альтернативы.

Первая состоит в том, что эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального  производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и  иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и  социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального  роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и  на активность частного капитала , либо - на социальное рыночное хозяйство, государство  благосостояния, социальное государство  с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.

Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих  прожиточного минимума.

Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение  устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов  социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным  звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере  занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация  неформальных моделей поведения  как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости  в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это  в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов5.

В рамках такой комплексной стратегии  можно будет увязать решение  социальных задач с проведением  определенной промышленной политики. Например, для решения проблем  здравоохранения, следует выработать комплекс мер, стимулирующих развитие в нашей стране производства медицинской  техники, медицинских препаратов и  лекарственных средств. Получится  так, что, решая проблему качества и  доступности здравоохранения для  наших сограждан, мы решим одновременно еще целый комплекс проблем, как  в социальной сфере, так и в  сфере производства и даже научных  исследований.

 

 

БОГАТЫЕ РОССИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

 

Российские  богатые отличаются от остального населения, прежде всего некоторыми существенными чертами их социально-демографического состава: более высоким образовательно-квалификационным потенциалом, более молодым возрастом и более низкой долей пенсионеров в составе их семей. Например, среди представителей богатых слоев многопоколенных домохозяйств оказывается всего 6,6%, тогда как среди населения в целом таких вдвое больше - 13,9%.

При общем  сходстве представлений различных  групп россиян о специфике  жизни богатых людей в России, существует несколько моментов, дифференцирующих эти представления. Так, для самих  богатых сравнительно большую значимость имеют широкие образовательные  возможности, которые им доступны. Если среди населения в целом эту  позицию отмечают 41% опрошенных, то среди богатых ее выделяет более половины респондентов - 53,5% .

В то же время, в представлениях богатых  сравнительно меньшее значение (по сравнению с населением в целом) играют позиции, связанные с потребительскими возможностями - это касается и возможности  провести отпуск за границей, и уровня медицинского обслуживания, и приобретения недвижимости за рубежом, и наличия  дорогого автомобиля. Учитывая особенности  социально-профессионального и образовательного статуса богатых слоев населения, а также то, что 42,4% из них в  числе пяти основных причин благополучия богатых называли наличие высокой  квалификации, акцент на доступ к качественному  образованию не удивителен. Тем не менее, наибольшее значение при определении  специфики жизни богатых людей  в современной России с точки  зрения как самих богатых, так  и населения в целом, имеют  особенности их потребления.

 

 

3.1 Потребительские  характеристики жизни богатых россиян

 

 Каковы  же в реальной жизни, а не  только в представлениях населения,  основные "потребительские" характеристики  жизни богатых россиян? Прежде  чем ответить на этот вопрос, надо хотя бы ориентировочно  оценить разрыв в душевых доходах  между богатыми слоями населения  и его наиболее обездоленной  частью. Как показывают данные  исследования, разрыв этот достигает 20-ти раз. С учетом того, что в большинстве случаев представители богатых слоев населения в ходе опросов занижают свои доходы, этот разрыв еще значительней, но даже то, что мы имеем на сегодняшний день, говорит очень о многом.

Информация о работе Бедные в современной России