МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНЫНСКИЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ
(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Кафедра экономической теории
и экономической политики
Специальность: 081100.62 «Государственное
и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Безработица: ее измерение и
регулирование
Студентки 4 курса:
Группы 4111130
«____»__________2014 г. _____________ / Самарханова
Р.Р
«Работа допускается / не допускается
к публичной защите.
Рекомендуемая оценка «____________»
Научный руководитель доцент кэн
«____» __________2014 г. _________________
/ Максютина Е.В.
Набережные Челны –
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………………………..5
1.1. Фрикционная, структурная и циклическая
безработица………………5 1.2. Другие виды
безработицы и ее учет…………………………………….9
ГЛАВА 2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….13
2.1. Особенности и рычаги государственного
регулирования безработицы…………………………………………………………………...13
2.2. Причины безработицы и ее измерение………………………………….21
2.3. Современный уровень безработицы…………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем современной
экономики России является проблема безработицы.
Она выступает как сложное и противоречивое
макроэкономическое явление экономической
жизни. Официально в нашей стране безработица
была признана лишь в начале 1990-х годов.
В это время число безработных подрастало
очень быстро, и масштабы безработицы
превышали социально допустимый уровень. Безработица
представляет собой макроэкономическую
проблему, оказывающую наиболее прямое
и сильное воздействие на каждого человека.
Потеря работы для большинства людей означает
снижение жизненного уровня и наносит
серьезную психологическую травму. Поэтому
неудивительно, что проблема безработицы
часто является предметом политических
дискуссий. Экономисты изучают безработицу
для определения ее причин, а также для
совершенствования мер государственной
политики, влияющих на занятость. Немалый урон безработица наносит
и жизненным интересам людей, не давая
им реализовать свои созидательные потенциалы,
приложить свое умение в том роде деятельности,
в котором человек может наибольшим образом
проявить себя и, что самое главное, резко
ухудшая материальное положение семей
безработных, способствуя росту заболеваемости
и преступности, обостряя социальную напряженность
в обществе. Важнейшее направление
изучения безработицы ее экономический
аспект. Вместе с тем безработицу нельзя
рассматривать только как сугубо экономическое
явление. Весьма важно учитывать ее социальные
аспекты. И только двойственный подход
к ее изучению позволит наиболее полно
раскрыть содержание безработицы, ее роль
и значение. В связи с вышесказанным тема
данной курсовой работы представляется
крайне актуальной. Целью данного исследования
является рассмотрение измерения безработицы
и способов ее регулирования. Для реализации
поставленной цели предлагается решить
следующие задачи: 1) рассмотреть виды
безработицы; 2) рассмотреть безработицу
в РФ на современном этапе. Объектом исследования
является изучение особенностей государственного
регулирования безработицы. Предметом
исследования – понятие о безработных
в России. Структура работы состоит из
введения, двух глав, заключения и списка
литературы. В первой главе рассматриваются
виды безработицы. Во второй главе будут
рассмотрена безработица в Российской
Федерации на современном этапе.
ГЛАВА 1. ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Фрикционная, структурная
и циклическая безработица
Начнем с той формы безработицы, о которой
можно вести речь фактически в любом обществе
и которая во многом является необходимым
следствием активных структурных перестроек
экономики. Это фрикционная безработица.
Фрикционная безработица существует даже
в странах, переживающих бурный экономический
расцвет [13]. Рабочие имеют различные склонности
и способности, а к каждому конкретному
рабочему месту предъявляются определенные
профессиональные требования. Кроме того,
система распространения информации о
претендентах на рабочие места является
несовершенной, а географическое перемещение
рабочих не может происходить моментально. Поиск
подходящего рабочего места требует определенного
времени и усилий. В самом деле, поскольку
различные рабочие места различаются
и по сложности, и по оплате труда, безработный
может даже отказаться от первого предложенного
ему рабочего места. Безработица, вызванная
тем, что установление соответствия между
работниками и рабочими местами требует
времени, называется фрикционной безработицей.
Определенный уровень фрикционной безработицы
неизбежен в условиях постоянно меняющейся
рыночной экономики. Спрос на различные
товары постоянно колеблется, что в свою
очередь вызывает колебания спроса на
труд работников, производящих эти товары.
Далее, поскольку различные регионы производят
разные товары, спрос на труд может одновременно
возрастать в одной части страны и сокращаться
в другой. Экономисты называют такие изменения
в структуре спроса на труд по отраслям
и регионам структурными сдвигами. Поскольку
структурные сдвиги происходят постоянно,
и рабочим требуется определенное время
для смены работы, фрикционная безработица
носит устойчивый характер [13]. Структурные
сдвиги не являются единственной причиной
постоянного высвобождения работников
и фрикционной безработицы. Помимо этого,
рабочие неожиданно для себя оказываются
уволенными в случае, если предприятие
становится банкротом, если качество их
работы признается неудовлетворительным
или если их конкретная квалификация более
не требуется. Если речь идет о систематическом
высвобождении работников предприятий,
которые должны свертывать свою деятельность
вследствие ее технологической или экономической
неэффективности, вследствие того, что
научно-технический и социальный прогресс
требует переструктурирования экономической
жизни, то такого рода высвобождение рабочей
силы должно считаться безусловно позитивным
процессом, так как это высвобождение
работников в одних сферах всегда сопровождается
параллельным появлением значительного
числа вакансий рабочих мест в новых отраслях
и сферах деятельности, порождаемых научно-техническим
развитием. Однако все это воплощается
в реальность только при условии, что в
обществе действуют социально-экономические
отношения, обеспечивающие гибкую занятость,
взаимное соответствие структур рабочей
силы и производства, при том, что перестройка
структуры занятости является не принудительной,
а базирующейся на свободном доступе каждого
работника к системе переквалификации,
получения дополнительного образования,
смене места работы, жительства. Между
тем, в конкретных условиях переходной
экономики фрикционная безработица принимает,
как правило, иррациональные формы, закрытие
предприятий идет гораздо быстрее, чем
образование новых рабочих мест в перспективных
отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим
спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают
наибольшего развития и требуют квалифицированной
рабочей силы [3]. Структурная безработица
обусловлена структурными изменениями
в экономике, которые связаны с изменением
структуры спроса на продукцию разных
отраслей и с изменением отраслевой структуры
экономики, причиной которого является
научно-технический прогресс [13]. Структура
спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию
одних отраслей увеличивается, что ведет
к росту спроса на рабочую силу, в то время
как спрос на продукцию других отраслей
падает, что ведет к сокращению занятости,
увольнениям рабочих и росту безработицы.
Со временем меняется и отраслевая структура
производства: одни отрасли устаревают
и исчезают, такие как производство паровозов,
черно-белых телевизоров, а появляются
другие как, например, производство персональных
компьютеров, лазерных дисков и мобильных
телефонов. Потребность в одних видах профессий
сокращается, а другие специальности исчезают
вовсе. Зато появляется спрос на новые
профессии, ранее не существовавшие. Причина
структурной безработицы - несоответствие
структуры рабочей силы структуре рабочих
мест. Это означает, что люди, имеющие профессии
и уровень квалификации, не соответствующие
современным требованиям и современной
отраслевой структуре, будучи уволенными,
не могут найти себе работу. Кроме того,
к структурным безработным относятся
люди, впервые появившиеся на рынке труда,
в том числе выпускники высших и средних
специальных учебных заведений, чья профессия
уже не требуется в экономике. К структурным
безработным относятся также люди, потерявшие
работу в связи с изменением структуры
спроса на продукцию разных отраслей [13].
В разные периоды времени спрос на продукцию
одних отраслей растет, поэтому производство
расширяется и требуются дополнительные
рабочие, а спрос на продукцию других отраслей
падает, производство сокращается, и рабочих
увольняют. Структурная безработица более
продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная
безработица, поскольку найти работу в
новых отраслях без специальной переподготовки
и переквалификации практически невозможно.
Ее средняя продолжительность длится
от трех месяцев до года. Как и фрикционная,
структурная безработица представляет
собой явление неизбежное и естественное
даже в высокоразвитых экономиках, поскольку
постоянно меняется структура спроса
на продукцию разных отраслей и постоянно
меняется отраслевая структура экономики
в связи с научно-техническим прогрессом,
а поэтому в экономике постоянно происходят
и будут всегда происходить структурные
сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Природа
структурной безработицы диктует и необходимость
определенной экономической политики
государства по ее ограничению. Это программы
развития определенных сфер экономической
деятельности в стране и регионах, а также
в области переквалификации рабочей силы;
перемещение безработных из депрессивных
регионов страны; предоставление рабочих
мест в государственном секторе экономики. Циклическая
безработица представляет собой безработицу
в условиях спада производства, когда
число претендентов на рабочие места существенно
превышает их наличие [13]. В отличие от фрикционной
и структурной безработицы, являющейся
следствием несоответствия рабочих мест
и рабочей силы, циклическая безработица
- результат недостатка рабочих мест в
целом в экономике страны из-за снижения
темпов экономического роста. Циклическая
безработица связана с движением экономического
цикла: в фазе подъема она существенно
снижается, в фазе кризиса и депрессии
резко возрастает. Циклическая безработица
связана с уменьшением реального ВНП (валового
национального продукта) и высвобождением
части рабочей силы, что ведет к росту
числа безработных [9]. Безработица, вызванная
спадом производства, может существовать
в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает
сокращение рабочего дня или недели, направление
персонала в принудительные отпуска, и,
соответственно, уменьшение заработной
платы. Открытая форма означает увольнение
работника, полную потерю работы и, соответственно,
дохода. При этом сокращение занятости
затрагивает различные слои общества
не в одинаковой степени. В первую очередь
лишаются работы недостаточно квалифицированные
работники, женщины, представители национальных
меньшинств. Высококвалифицированный
персонал занят в отраслях, которые менее
подвержены циклическим колебаниям. В
тех отраслях, где ощущается спад, предприниматели
заинтересованы в сохранении квалифицированного
персонала, так как на его подготовку и
обучение затрачены солидные средства.
При оживлении экономической конъюнктуры
уволенный работник может не вернуться
на прежнее место и фирме придется обучать
новый персонал [9]. Циклическая безработица
наряду со структурной является формой
вынужденной (принудительной) безработицы
[13]. Это самая тяжелая форма безработицы
с наиболее разрушительными для людей
социально экономическими последствиями.
По оценкам западных специалистов, в периоды
экономических подъемов и спадов величина
циклической безработицы может колебаться
от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая
тем самым общий уровень безработицы. Для
борьбы с циклической безработицей требуется
разработка и реализация государственных
программ, способствующих стабилизации
в развитии национальной экономики и повышению
совокупного спроса на рабочие места. Таким
образом, в данном разделе были рассмотрены
три вида безработицы. Это фрикционная,
структурная и циклическая безработица.
Циклическая безработица, в свою очередь,
делится еще на две формы: скрытую и открытую.
1.2. Другие виды
безработицы и ее учет
Существует еще несколько видов безработицы,
кроме фрикционной, структурной и циклической.
Рассмотрим их в этой части. Первый вид – сезонная безработица.
Сезонная безработица - результат колебаний
на труд из-за сезонных изменений в производстве
и занятости [18]. Она связана с неодинаковыми
объемами производства, выполняемыми
некоторыми отраслями в различные периоды
времени, то есть в одни месяцы спрос на
рабочую силу в этих отраслях растет (и,
следовательно, снижается безработица),
в другие уменьшается (а безработица возрастает). Сезонная
безработица возникает в результате изменения
спроса на рабочую силу в зависимости
от времени года. Она обусловлена особенностями
производства в сельском и лесном хозяйстве,
рыболовстве и охотничьих хозяйствах,
в строительстве. Данный вид безработицы
характерен для туристического бизнеса,
сельского хозяйства, некоторых промыслов
(рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота),
строительной промышленности. В этом случае
отдельные граждане и даже целые предприятия
могут интенсивно работать несколько
недель или месяцев в году, резко сокращая
свою деятельность в остальное время. В период напряженной
работы происходит массовый набор кадров,
а в период свертывания работ - массовые
увольнения. Этот тип безработицы часто отождествляют
с фрикционной, но сезонная безработица
имеет специфику, отличающую ее от фрикционной.
Учет этой специфики способен оказать
влияние на своевременность снижения
ее размеров и стабилизацию социальной
напряженности в регионах, связанных с
сезонным производством. Следующий вид
– это застойная безработица. Застойная
безработица обусловлена избытком рабочей
силы, перенаселением [18]. Охватывает наиболее
профессионально неподготовленную часть
трудовых ресурсов. Это, как правило, разорившиеся
крестьяне, бывшие домохозяйки, неквалифицированные
рабочие и другие. Такая безработица может
длиться годами. Ее представители, существуя
на пособия или случайные заработки, бродяжничают,
нищенствуют, постепенно превращаясь
в люмпенов и опускаясь на социальное
дно. Они могут получить постоянную работу
только в последнюю очередь, когда экономика
находится на подъеме, и рабочая сила становится
остродефицитной. Институциональная безработица
возникает, когда сама организация рынка
труда недостаточно эффективна: информация
о вакансиях неполна, пособие по безработице
завышено, налоги на доходы занижены [18]. Технологическая
безработица новейшая форма сокращения
занятости рабочей силы, связанная с внедрением
малолюдной и безлюдной технологии, основанной
на электронной технике [13]. Добровольная
безработица вызвана тем, что в любом обществе
существует прослойка людей, которые по
своему психическому складу или по другим
причинам не хотят работать [18]. Также она
возникает в тех случаях, когда работник
увольняется по собственному желанию,
если он недоволен уровнем оплаты его
труда, условиями работы, либо какими-то
другими обстоятельствами. Еще одной из разновидностей,
например, является частичная безработица, которая возникает
в результате снижения спроса на продукцию
предприятия [18]. В этом случае возможны
два варианта поведения предпринимателя:
либо он сохраняет возможность трудиться
для части персонала полное рабочее время,
а другую часть увольняет, либо без увольнения
дает возможность работать всем неполное
рабочее время, что и ведет к возникновению
частичной безработицы. В современной России учёт безработного
населения ведётся двумя методами: по
данным Минздравсоцразвития РФ и на основании
обращений безработных в службу занятости.
Поскольку у значительной части населения
отсутствует стимул к регистрации своего
статуса как безработного, сводные данные
являются некорректными. Такие сводные
данные публикуются в статистических
сборниках по данным обследования населения
по проблемам занятости. Ранее такое обследование проводилось
1 раз в квартал, а, начиная с сентября 2009
года, оно переведено на ежемесячную основу.
Объём выборки для обследований определён
в размере 0,06 % численности населения в
возрасте 15-72 лет на квартал и 0,24 % — на год.
В качестве основы выборки используются
материалы переписи населения. Годовой
объём выборочного массива по России в
целом составляет около 260 тыс. человек
в возрасте 15-72 лет (приблизительно 120 тысяч
домашних хозяйств), что соответствует
0,24 % численности населения данного возраста.
Ежеквартально в целом по России обследуются
около 65 тысяч лиц в возрасте 15-72 лет (около
30 тысяч домашних хозяйств), или 0,06 % от
численности населения данного возраста.
Данные, получаемые в результате такого
обследования, публикуются Росстатом. Таким образом, в данном разделе были
рассмотрены несколько видов безработицы,
такие как, сезонная, застойная, добровольная.
Также было рассмотрено каким образом
проводится учет безработицы в России.
ГЛАВА 2. БЕЗРАБОТИЦА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1. Особенности
и рычаги государственного регулирования
безработицы
В современной экономической
теории существуют различные подходы
к регулированию занятости. Традиционно
выделяются два главных направления: неоклассическое
и кейнсианское [21]. Неоклассическое направление
исходит из того, что рынок труда способен
к автоматическому саморегулированию
и остается устойчивым и равновесным в
долгосрочном периоде в условиях полной
занятости. Поэтому правительство должно
проводить политику невмешательства в
самонастраивающийся механизм рынка труда.
Суть их рекомендаций сводилось к тому,
что если основной причиной безработицы
является снижение совокупных расходов
в экономике, то государство путем стимулирования
расширения платежеспособности спроса
на рынке благ и услуг может значительно
снизить безработицу. Этому должны способствовать
поощрение государством инвестиционной
активности бизнеса, увеличение госзаказов,
снижение ставок подоходного налога, расширение
нецентрализованного сектора, рост управляемости
экономикой, усиление контроля за расходованием
бюджетных средств. Проведение такой политики
должно привести к росту производства
и занятости. Однако при этом возникает
проблема увеличения дефицита госбюджета
и роста инфляции. Попытка решить данную
проблему была предпринята английским
экономистом А. Филлипсом в 50-е годы. Кейнсианский
анализ концентрировался вокруг проблемы
совокупных расходов как основы, определяющей
национальное производство и занятость
[21]. Простейшая кейнсианская модель показывает,
что в экономике может возникнуть либо
безработица, либо инфляция, но инфляция
и безработица одновременно возникнуть
не могут. Упрощенная модель этой зависимости
выражается в кривой Филипса. Разнообразие
рынков труда предполагает возможность
того, что по мере роста экономики полная
занятость не может быть достигнута одновременно
на каждом отдельном рынке труда. В то
время как для одних специальностей в
отдельных экономических районах будет
наблюдаться полная занятость, и даже
неудовлетворительный спрос, безработица
будет сохраняться для других специальностей
и районов. Это соответствие означает,
что в растущей экономике при общем уровне
безработицы 7 %, спрос на некоторые виды
труда в отдельных районах не будет удовлетворен,
что вызовет здесь рост зарплаты. Чистый
результат будет состоять в повышении
цен, даже если экономика в целом все еще
функционирует не при полной занятости,
так как реакция рынка на заполнение этих
мест произойдет не сразу (требуется время
и ресурсы для обучения рабочих и безработных
этим редким специальностям). Дополнительное,
но более противоречивое объяснение кривой
Филипса основывается на предположении
о том, что профсоюзы и крупный бизнес
располагают значительной монопольной
или рыночной властью для повышения цен
и зарплаты и что эту власть намного легче
реализовать по мере приближения экономики
к состоянию полной занятости. Снижение
совокупного предложения вызывает пропорциональное
изменение уровня безработицы и уровня
цен. То есть растут оба показателя, давая
в результате стагфляцию. Всякая попытка
снизить уровень безработицы ниже естественного
приводит в движение силы, которые дестабилизируют
кривую Филипса и сдвигают её вправо. При
этом существуют два принципа, основанные
на практических наблюдениях: когда действительный
уровень инфляции выше, чем ожидаемый,
уровень безработицы упадет; а если фактический
уровень инфляции ниже ожидаемого, повышается
уровень безработицы [21]. Если государство
вводит стимулирующую политику, рабочие
ожидают роста инфляции и последующего
сокращения реальной зарплаты. Методы
государственного регулирования предполагают
решение проблемы безработицы путем стимулирования
деловой активности и уровня занятости
[19]. Ключевая роль в использовании макроэкономических
рычагов отводится механизму мультипликатора. На
сегодняшний день экономической теории
известно множество разнообразных мультипликативных
эффектов, которые пронизывают отдельные
сферы экономики [3]. К числу рычагов государственной
финансово - бюджетной политики относятся
государственные расходы и налоговые
ставки. Манипулируя данными величинами,
государство может влиять на уровень деловой
активности в стране, тем самым формируя
необходимую экономическую среду для
расширения занятости [19]. С методологической
точки зрения финансово - бюджетное регулирование
достигает поставленной цели, напрямую
воздействуя на совокупный выпуск. Это
связано с тем, что экзогенные сдвиги в
государственных расходах и налоговых
ставках представляют собой не косвенное,
а непосредственное регулирование денежной
массы в обращении. Так, например, рост
государственных расходов может покрываться
либо за счет денежной эмиссии, либо за
счет роста государственного долга в результате
осуществления внутренних или внешних
государственных займов. После анализа
связи между уровнем выпуска и объемами
государственных расходов, можно отметить,
что отличие проведенных фискальных построений
от традиционных, заключается в том, что
здесь рассматривается изменение ставки
самого налога, а не величины налоговых
поступлений. Последний подход предполагает
так называемый паушальный (аккордный)
налог, который дает одну и ту же величину
налоговых поступлений при любой величине
валового внутреннего продукта и не позволяет
рассмотреть роль конкретного макроэкономического
рычага, используемого государством при
проведении политики занятости. Выше рассматривались
последствия государственных мероприятий
для масштабов занятости и безработицы.
Однако возможно возникновение важных
побочных эффектов в результате задействования
макрорычагов. В частности, один из аспектов
государственного регулирования - проблема
сбалансированности бюджета. В свете данной
проблемы все государственные воздействия
должны анализироваться с точки зрения
их влияния на бюджетный дефицит. Достаточно
просто оценить изменения в сумме налоговых
платежей, а, следовательно, и сдвиги в
бюджетном дефиците. Государственная политика
России в области содействия занятости
населения направлена на: - развитие
трудовых ресурсов, повышение их мобильности,
защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем
гражданам Российской Федерации независимо
от национальности, пола, возраста, социального
положения, политических убеждений и отношения
к религии в реализации права на добровольный
труд и свободный выбор занятости; - создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека; - поддержку
трудовой и предпринимательской инициативы
граждан, осуществляемой в рамках законности,
содействие развитию их способностей
к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих
занятости граждан, испытывающих трудности
в поиске работы; - предупреждение массовой
и сокращение длительной (более одного
года) безработицы; - поощрение работодателей,
сохраняющих действующие и создающих
новые рабочие места прежде всего для
граждан, испытывающих трудности в поиске
работы; - объединение усилий участников
рынка труда и согласованность их действий
при реализации мероприятий по содействию
занятости населения; - координацию деятельности
в области занятости населения с деятельностью
по другим направлениям экономической
и социальной политики, включая инвестиционно-структурную
политику, регулирование роста и распределение
доходов, предупреждение инфляции; - координацию
деятельности государственных органов,
профессиональных союзов, иных представительных
органов работников и работодателей в
разработке и реализации мер по обеспечению
занятости населения; - международное
сотрудничество в решении проблем занятости
населения, включая вопросы, связанные
с трудовой деятельностью граждан Российской
Федерации за пределами территории Российской
Федерации и иностранных граждан на территории
Российской Федерации, соблюдение международных
трудовых норм [19]. При выборе государственной
политики занятости все макроэкономические
воздействия должны быть скоординированы
таким образом, чтобы рост бюджетного
дефицита был по возможности минимальным. Другим
важным результатом стимулирующей государственной
политики является рост материальных
затрат [19]. Причем прирост и затрат и валового
внутреннего продукта связаны между собой
мультипликативной зависимостью. Сказанное
позволяет лучше понять место теории государственного
регулирования занятости в общей системе
макромоделей и осознать вероятность
возникновения возможных ошибок при проведении
конкретных прогнозных расчетов в современных
условиях. Государственное регулирование
безработицы представляет собой комплекс
мер, действий, применяемых государством
для коррекции рынка труда [18]. Меры государства
различают при этом: 1. По уровню воздействия:
− федеральные (Правительство РФ, министерства
и ведомства РФ); − региональные (субъекты
Российской Федерации); − местные (города,
районы, населенные пункты); − отраслевые
(отраслевая структура экономики); − внутрифирменные
(предприятия и организации всех форм
собственности). 2. По формам воздействия:
− прямые (непосредственные): государственное
субсидирование, изменение годового фонда
рабочего времени, регулирование совместительства,
стимулирование гибких форм; − косвенные
(опосредованные): регулирование демографии,
увеличение госзаказов, смягчение налогового
пресса, поощрение инвестиционной деятельности,
стимулирование мобильности. 3. По источникам
финансирования государственной политики
занятости: − федеральный бюджет (субвенции);
− республиканский бюджет; − местный
бюджет; − средства предприятий и организаций;
− внебюджетные средства. Государственная
политика в области содействия занятости
населения в настоящее время направлена
на: 1) развитие трудовых ресурсов, повышение
их мобильности, защиту национального
рынка труда; 2) обеспечение равных возможностей
всем гражданам РФ независимо от национальности,
пола, возраста, социального положения,
политических убеждений и отношения к
религии в реализации права на добровольных
труд и свободный выбор занятости; 3) поддержку
трудовой и предпринимательской инициативы
граждан, осуществляемой в рамках законности;
4) осуществление мероприятий, способствующих
занятости граждан, испытывающих трудности
в поиске работы (инвалиды; беженцы и вынужденные
переселенцы; одинокие и многодетные родители,
воспитывающие несовершеннолетних детей,
детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся
воздействию радиации вследствие радиационных
аварий и катастроф); 4) координацию деятельности
государственных органов, профессиональных
союзов, иных представительных органов
работников и работодателей в разработке
и реализации мер по обеспечению занятости
населения; 5) международное сотрудничество
в решении проблем занятости населения,
включая вопросы, связанные с трудовой
деятельностью граждан Российской Федерации
за пределами нашей территории и иностранных
граждан на территории РФ. В 2010 г. законодательно
дополнены направления государственной
поддержки на рынке труда. В Закон РФ «О
занятости населения в РФ» внесены изменения
[8]. Рассмотрим наиболее значимые. Во-первых,
установлен единый порядок определения
размера и срока выплаты пособия по безработице
гражданам, уволенным от работодателей,
независимо от их правового статуса (организация,
индивидуальный предприниматель, физическое
лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем).
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией
организации либо прекращением деятельности
индивидуальным предпринимателем, сокращением
численности работников, и обратившимся
в службу занятости после 1 января 2010 г.,
признанным в установленном порядке безработными,
пособие по безработице назначается в
процентном отношении к среднему заработку
гражданина, исчисленного за последние
три месяца по последнему месту работы,
но не более максимальной величины пособия
по безработице [8]. Во-вторых, сведения
о принятии решения о ликвидации организации
либо прекращении деятельности индивидуальным
предпринимателем, сокращении численности
работников организации, о возможном расторжении
трудовых договоров работодатель-организация
не позднее чем за два месяца, а работодатель
- индивидуальный предприниматель не позднее
чем за две недели до начала проведения
соответствующих мероприятий обязаны
в письменной форме сообщить в службу
занятости населения [8]. Кроме того, все
центры занятости страны начали работать
по четырем новым, модернизированным направлениям.
Во-первых, теперь на общественные работы
привлекаются не только безработные, но
и те, кому уменьшили количество трудочасов
на основном месте. Эту сумму работодателю
будет компенсировать государство. Привлечь
граждан на общественные работы через
службу занятости могут как госпредприятия
и учреждения (например, на благоустройство
территории, проведение ремонта в школах,
строительство дорог), так и частные. Второе
направление: потенциальным безработным
также будет предложено, пользуясь простоями
на работе, повысить свой квалификационный
уровень или получить новую специальность,
опять же за счет бюджетных средств. Третье
новое направление - это помощь в открытии
собственного дела. Раньше центр занятости
мог лишь проконсультировать будущего
бизнесмена, обучить его азам предпринимательской
деятельности и оплатить ее регистрацию,
сейчас также предполагается выделение
денег на так называемый первоначальный
капитал. И четвертое - это помощь при переезде
в другую местность. Служба занятости
оплатит проезд к месту работы, суточные
в пути и в течение трех месяцев - компенсацию
аренды жилья. Принимаемые в стране меры
позволили улучшить ситуацию на рынке
труда, уменьшить масштабы безработицы. В частности, уровень регистрируемой
безработицы продолжает снижаться. Главными стратегическими
целями регулирования безработицы должны
быть повышение экономической и социальной
эффективности занятости за счет изменения
ее структуры, форм, создание условий для
развития экономически активного населения
страны, совершенствование экономических
отношений занятости. Для этого необходимо
снижать уровень избыточной занятости
на предприятиях, гибко перераспределять
высвобождаемых работников в другие отрасли
и виды занятости.
2.2. Причины безработицы
и ее измерение
Среди конкретных причин, обусловливающих
сокращение занятости трудоспособного
населения в России, можно отметить следующие: Во-первых,
причина коренится в том, что характерной
чертой советской экономики являлась
чрезмерная численность производственного
персонала (в том числе вспомогательного
и управленческого) предприятий [1]. В литературе
уже давно отмечался тот факт, что на советских
предприятиях, в сравнении с аналогичными
по профилю и объему производства в западных
странах, было занято в два-три раза больше
работников. Наличие избыточного персонала
тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих
технологий, препятствовало росту производительности
труда [7]. С другой стороны, необходимость
оплачивать излишних работников неоправданно
завышала издержки производства с вытекающим
отсюда ослаблением конкурентоспособности
производимых товаров. Наличие чрезмерного
количества рабочих мест означало искусственный
дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину
труда, способствовал широкому распространению
«выводиловки» в оплате работников, подавлению
у них стимула к лучшей работе. В основе
такой ситуации лежало, во-первых, то, что
экономические ведомства и директора
советских предприятий руководствовались
укоренившимся догматом экономической
теории о принципиальной несовместимости
социализма и безработицы; во-вторых, то,
что излишек рабочей силы оказывался практически
полезен для отбывания предприятием различных
административно взваливаемых на него
повинностей, не относящихся к характеру
его деятельности: участие в уборке урожая,
в обеспечении сохранности продукции
на базах, в строительстве объектов соцкультбыта,
в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное,
главное, - излишек персонала можно было
с успехом использовать для традиционных
авралов по выполнению плана в самом конце
месяца, квартала или года. Таким образом,
долгие годы существовала устойчивая
и весьма массовая скрытая безработица.
Директора государственных предприятий
нередко и по сей день склонны мириться
с наличием избыточного персонала. Иное
дело - частные собственники, которые берут
под контроль предприятия в результате
их приватизации: они стремятся иметь
оптимальное количество работников, то
есть возможно меньшее. Таким образом,
эта причина безработицы состоит в том,
что сам факт перехода к частной собственности
и рыночным принципам хозяйствования
означает выталкивание в ряды безработных
значительных масс людей, которые были
безработными и раньше, но в форме не открытой,
как сейчас, а скрытой [1]. Во-вторых, переход
к рыночным критериям оценки хозяйствования
предприятий обнаруживает несостоятельность
многих из них, поскольку они не могут
приспособиться к реальному спросу по
видам продукции, ее ассортименту, качеству,
цене [1]. Такие предприятия едва ли реально
приватизировать обычным способом, их
придется предварительно санировать,
а затем уже целиком продавать физическим
или юридическим частным лицам, согласным
и способным расплатиться с долгами и
осуществить производственные инвестиции.
Очевидно, что эти новые собственники
рискнут стать таковыми лишь имея полную
свободу освобождения от груза ненужного
персонала. А это - еще один канал, пополняющий
безработицу. В-третьих, многие госпредприятия
восприняли либерализацию цен как возможность
их бесконтрольного повышения с тем, чтобы
не только покрыть свои чрезмерные издержки,
но и значительно увеличить доход. На первых
порах это широко удавалось. Однако такое
положение не может сохраняться долго.
Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся
бумерангом многократного удорожания
сырья, энергоносителей, комплектующих,
и в конечном счете - кризисом неплатежей
по всем технологическим цепочкам. Он
поразил не только потенциальных банкротов,
но и многие предприятия, продукция которых
нужна обществу, даже остро необходима,
но не может быть оплачена ее потребителями.
Этот кризис - еще один фактор, питающий
безработицу. Четвертой причиной можно
назвать, рыночные реформы ведут к успеху
только если сопровождаются глубокой
структурной перестройкой. Такая перестройка
охватывает не только микроэкономику
(реструктуризацию конкретных предприятий),
но и макроэкономику: ведет к концентрации
ресурсов на развитии только тех отраслей,
которые имеют реальные перспективы успеха
в условиях жесткой рыночной конкуренции,
и, соответственно, к свертыванию таких
отраслей, продукция которых не пользуется
спросом. Очевидно, что в России, для экономики
которой характерны глубокие диспропорции,
служившей базой форсированного роста
ВПК, такая перестройка породит массовую
структурную безработицу. Пятой причиной
является то, что наряду с приведенными
выше факторами массовой безработицы
в наших условиях действуют и репродуцирующие
безработицу специфические факторы. Имеются
в виду разрывы сложившихся хозяйственных
связей между бывшими союзными республиками
СССР (ныне независимыми государствами),
а также между Россией и странами Восточной
Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение
предприятий и по материально-техническому
снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки
не может не питать безработицу. Говоря
о специфических для бывшего СССР факторах,
нельзя обойти и известный факт наличия
явно гипертрофированного ВПК. Нормализация
его удельного веса в экономике служит
весьма ощутимым фактором в уменьшении
общего количества рабочих мест, тем более,
что решение проблем конверсии военных
предприятий оказалось на практике делом
далеко не простым и не быстрым. Поэтому
неудивительно, что на сегодня безработица
приняла наиболее острые формы именно
в районах концентрации военных заводов. К экономическим
причинам возникновения безработицы относятся:
1) высокая цена рабочей силы (зарплата),
которую требуют ее продавец или профсоюз. Поведение
покупателя (работодателя) на рынке рабочей
силы определяется в данных условиях соотнесением
затрат на покупку рабочей силы и дохода,
который он получит от ее использования
в течение определенного периода времени
с теми затратами, которые он понесет на
покупку машины, заменяющей рабочую силу
и того результата, который принесет ему
эта машина [20]. Если такое сопоставление
будет в пользу машины, то предприниматель
откажется от покупки рабочей силы и отдаст
предпочтение машине. Рабочая сила человека
будет непроданной, а сам он окажется в
роли безработного. Научно-технических
прогресс и повышение технического строения
производства есть одна из причин роста
безработицы в современных условиях. 2) низкая цена рабочей силы (зарплата),
которую устанавливает покупатель (работодатель). В этом
случае продавец (наемный рабочий) отказывается
продавать за бесценок свою рабочую силу
и ищет другого покупателя [20]. В течение
определенного времени он может оставаться
без работы и относиться к категории безработных.
3) отсутствие стоимости, а соответственно
и цены рабочей силы. В обществе
всегда есть люди, которые не могут быть
вовлечены в процесс производства по причине
отсутствия у них рабочей силы как таковой
или наличия рабочей силы настолько низкого
качества, что покупатель (работодатель)
не желает ее приобретать [20]. Это бродяги,
деклассированные элементы, инвалиды
и т.п. Эта категория граждан, как правило,
навсегда теряет работу и надежду ее найти
и попадает в разряд застойных безработных. Таким
образом, основной причиной возникновения
безработицы является нарушение равновесия
на рынке рабочей силы [4]. Это неравновесие
особенно усиливается в периоды экономических
спадов, войн, стихийных бедствий. Также к основным причинам
безработицы относят: − структурные сдвиги
в экономике, связанные с внедрением новых
технологий, оборудования, что приводит
к сокращению излишней рабочей силы;
− экономический спад
или депрессия, которые вынуждают работодателей
снижать потребности в рабочей силе;
− политика правительства
и профсоюзов в области оплаты труда: повышение
минимального размера оплаты труда увеличивает
издержки производства и обращения и,
тем самым, снижает спрос на рабочую силу;
− сезонные изменения
в уровне производства в отдельных отраслях
экономики;
− изменения в демографической
структуре населения, то есть с ростом
численности населения в трудоспособном
возрасте возрастает вероятность безработицы. Безработица измеряется
двумя основными показателями: − уровень безработицы исчисляется как доля
официально зарегистрированных полностью
безработных в численности самодеятельного
населения, то есть людей, живущих на доходы
от своего труда. Этот показатель не дает
полного представления о ситуациях, складывающихся
в сфере занятости. Так, человек может
быть фактически безработным: работать
один час в день, не регистрироваться на
бирже труда, но официально он не будет
числиться безработным. В соответствии с методикой
Федеральной службы занятости России,
подготовленной с учетом международных
норм, показатель уровня безработицы определяется
как отношение официально зарегистрированных
в государственной службе занятости безработных
к численности экономически активного
населения, выраженное в %. Числитель при
этом определяется службой занятости
за определенный период (месяц, квартал,
полугодие и год), знаменатель является
показателем, который представляют органы
Государственного комитета по статистике
России на основании проводимого обследования
домашних хозяйств по проблемам занятости
населения. − продолжительность
безработицы дает более верную
оценку занятости. Она может свидетельствовать
о быстром распространении технологических
нововведений, вызывающих динамичные
изменения в структуре спроса на рабочую
силу и ее интенсивную миграцию, высокой
мобильности рынка рабочей силы, существовании
эффективных систем информации о вакансиях
и переквалификации работников и др., поэтому
эта комбинация выглядит предпочтительнее.