2.3. Современный
уровень безработицы
Общие положения теории занятости,
рынка труда и безработицы вполне применимы
и к анализу современной безработицы в
России. Однако модель безработицы, характерная
для стран с развитой рыночной экономикой,
не может быть механически перенесена
на Россию, осуществляющую переход от
командно-административной системы к
рыночной экономике к демократическому
общественному устройству. До недавнего
времени безработица в России не являлась
объектом научного познания на протяжении
длительного периода в истории СССР, начиная
с 30-х годов, безработица считалась как
бы не существующей. Она признавалась
явлением, присущим лишь «загнивающей»
капиталистической экономике, поэтому
безработица изучалась в курсе политической
экономики и капитализма. Согласно марксистской
доктрине, безработица возникла как результат
действия всеобщего закона капиталистического
накопления и приводила к всеобщему обнищанию
трудящихся – относительному и абсолютному
[21]. В действительности определенные формы
безработицы наблюдались и в советском
обществе в условиях господства общественной
собственности и централизованного управления
экономикой. Например, текучесть рабочей
силы, соответственно текучая (фрикционная)
безработица имелась и в 30-е годы, и в последующие
десятилетия фактическая безработица
маскировалась искусственным сокращением
излишков рабочей силы на предприятиях,
разбухшим военно-полицейским аппаратом.
С переходом к рыночной экономике в конце
80-х начале 90-х годов происходит рост
безработицы и превращение ее скрытых
форм в открытые. Одной из характерных
черт регистрации в России безработицы
является тревожный факт роста ее продолжительности.
Самой «безработной» категорией в наше
время оказалась молодежь. Массовая безработица
среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся
еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных
специалистов, юношеского максимализма
и реактивности, является глубокой проблемой.
Молодые специалисты – это гордость и
надежда любого развитого государства,
а если эта «надежда» не имеет соответствующей
социальной защищенности, «непристроенность»
молодежи превращается в одну из наиболее
значимых угроз экономической безопасности
и социальной стабильности страны. Большие
проблемы у тех, чей возраст приближается
к пенсионному, так как в нашем обществе
жевуче мнение, что они не столь активны
и не способны на то, что легко дается более
молодым работникам. С момента возникновения
в России безработицы, характерной ее
чертой является преобладание женщин
среди безработных, официально зарегистрированных
в органах службы занятости [11]. В то же
время численность женщин среди официально
зарегистрированных безработных в 1,5 раза
меньше, чем среди общей численности безработных.
Проблема женской безработицы, прежде
всего, связана с предоставлением женщинам
неравных возможностей при приеме на работу
и увольнении. В наиболее сложном положении
на рынке труда оказываются женщины, имеющие
малолетних детей, выпускницы учебных
заведений, не имеющие опыта работы, женщины
предпенсионного возраста, а также женщины,
имеющие профессии, по которым при приеме
на работу преимущество отдается мужчинам.
Вместе с ростом открытой безработицы
происходят изменения в общественном
сознании, растет обеспокоенность людей
угрозой массовой безработицы, потерей
своих рабочих мест и социального статуса.
По данным социологических исследований
среди проблем, вызывающих наибольшую
озабоченность россиян, безработица наряду
с апеступность. И ростом цен занимает
одно из ведущих мест. Меняется отношение
к безработице и безработным: если в свое
время безработные отождествлялись с
тунеядцами и люмпенами, то затем они стали
считаться «жертвами» стихии рынка, а
в последнее время просто людьми, временно
попавшими в трудное положение, нуждающимися
в социальной защите общества. Процесс
формирования полноценного рынка труда
в России тесно связан с этапами перехода
от централизованной плановой экономики
к рыночной, с проводимыми в стране радикальными
экономическими и социальными реформами.
Этот процесс не может быть длительным:
современный рынок труда унаследовал
от предыдущих периодов элементы жестокости. В
частности, динамика заработной платы,
играющая в развитом рынке труда роль
одного из главных регуляторов спроса
и предложения на труд, на рынке труда
России эту свою функцию выполняет не
в полной мере. Во-первых, заработная плата
резко отстала от стоимости воспроизводства
рабочей силы. Во-вторых, движение ставок
заработной платы искажается инфляционными
процессами. В-третьих, не сложилась пока
система договорного формирования заработной
платы. В-четвертых, сохранились некоторые
централизованные способы административного
регулирования заработной платы. Негибкость
рынка труда определяется также отсутствием
свободного рынка жилья, институтом прописки
(регистрации) и другими ограничителями,
оставшимися в наследство от старого режима. Характерной
чертой рынка труда России является наличие
в достаточно широких масштабах скрытой
(неформальной) занятости [7]. Всех занятых
в экономике можно условно разделить на
три группы: занятые в формальном государственном,
формальном негосударственном (частном),
неформальном секторах. К последнему относятся
незарегистрированная в соответствии
с законодательством экономическая деятельность,
занятые в которой не платят налогов. В
России неформальный сектор чрезвычайно
разнообразен, внутри него выделяется
несколько разновидностей занятости:
по профессионально-квалификационному
уровню и уровню доходов выделяется квалифицированная,
достаточно хорошо оплачиваемая работа
(частные уроки, медицинские услуги, пошив
одежды, ремонт бытовой техники, строительные
работы), не требующая квалификации работа
(мелкая торговля, «челночный бизнес»).
Это так называемые «ларечник», «челночники»
и другие граждане, не платящие налоги
от своих теневых доходов. Следует обратить
внимание на феномен фиктивной безработицы,
когда граждане, официально получившие
статус безработного, имеют не контролируемые
доходы от индивидуально-трудовой деятельности
и не трудовой деятельности, преимущественно
торгово-посреднической [4]. Можно выделить
следующие особенности современной безработицы
в России: - наличие наряду с открытой безработицей
значительных массивов скрытой безработицы
как в форме излишков рабочей силы на предприятиях,
так и в форме частичной и неполной занятости;
- наличие наряду с официально регистрируемой
безработицей незарегистрированной, но
реальной безработицы, масштабы которой
в несколько раз превышают размеры официальной
безработицы; - наличие значительной фиктивной
безработицы (скрытая занятость на неформальных
рынках труда); - неразвитость инфраструктуры;
- наличие больших разрывов в уровнях
безработицы по регионам, отраслям и сферам
народного хозяйства, обусловленное спецификой
транзитивной экономики России и особенностями
рыночных форм. В данной главе рассмотрена
одна из наиболее актуальных в настоящее
время проблем – проблема безработицы
и ее динамики в России. Ведь безработица
приводит к расточению в несоизмеримых
масштабах рабочей силы – главной производительной
силы страны, к существенному сокращению
потенциального валового продукта и национального
дохода страны, влечет за собой значительные
государственные расходы на уплату пособий
по безработице, переквалификацию и трудоустройство
безработных. Рассматривая вопрос
динамики безработицы в России, следует
обратить внимание на характерные причины
ее возникновения, особенности социально-экономических условий,
влияющих на ее формирования. Если обратиться
ко времени построения социалистического
государства (ведь говоря об эпохе «перестройки»
следует помнить, что экономически активное
население было воспитано в духе построения
социализма), стоит отметить, что в данный
период практически отсутствовала проблема
трудоустройства. На этапе перехода к
капиталистическому развитию оказалось,
что экономически активное население
привыкло длительное время работать на
одном предприятии в рамках одной профессии,
не стремясь к повышению квалификации. Рыночной
экономике требовались активные работники,
желающие развиваться, самостоятельно
разрешать возникающие проблемные ситуации,
обучаться. Что предполагает наличие людей
с другими установками. Следовательно,
возникла задача формирования самостоятельного
агента рыночной экономики, к чему не было
приспособлено экономически активное
население того времени. Отсутствие инициативы
и негативное отношение к малому предпринимательству
препятствовали формированию новых рабочих
мест, способствуя безработице. При переходе
к капиталистическому развитию многие
промышленные предприятия потерпели крах,
оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным
регулированием экономики, приток иностранных
товаров привели к закрытию многих организаций,
сформировав огромное число безработных. 1
июля 1991 года началась официальная регистрация
безработных в городах России. Российская
система службы занятости, созданная в
соответствии с принятым в 1991 году законом
РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» стала посредником в поиске
работы гражданами и работников работодателями. Безработица в России на протяжении
последних лет имеет тенденции к снижению.
На начало 2011 года она составляла 7.8%, в
настоящее время — около 5.3% [16]. В начале
2014 года безработица держалась на том
же уровне, что в последние месяцы 2013 года,
к лету 2014 г. наблюдался небольшой спад. Уровень
безработицы на январь 2014 года по данным
Федеральной службы государственной статистики
составляет 5.6% [16]. При расчете безработицы
учитывается численность экономически
активного населения, которая на январь
2014 года составила 74,6 млн.человек, или
более 52% от общей численности населения
страны. Уровень безработицы
в январе 2014 составил 5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабря 2013 (5,58%), и -0,35% по сравнению с января 2013 (5,95%) [16]. Численность экономически
активного населения в январе 2014 составила 74 627 000. Изменение составило -471 000 (-0,63%) по сравнению с декабря 2013 (75 098 000) и -581 000 (-0,77%) по сравнению с января 2013 (75 208 000). Из общего числа экономически
активного населения 70 447 000 были трудоустроены,
и численность трудоустроенных людей
изменилась на -461 000 (-0,65%) по сравнению с декабря 2013, когда было 70 908 000 занятых людей, и на -284 000 (-0,40%) по сравнению с января 2013, когда 70 731 000 людей имело работу. В это же самое время,
количество безработных в январе 2014 составило 4 180 000. При этом изменение
составило -10 000 человек (-0,24%) по сравнению с декабря 2013 (4 190 000) и -297 000 (-6,63%) в сравнении с января 2013 (4 477 000). Общий уровень безработицы
в РФ в августе 2014 года составил 4,8% от экономически
активного населения страны после 4,9% месяцем
ранее [16]. Такие данные приводит сегодня
Федеральная служба государственной статистики. Общая
численность безработных в России уменьшилась
в августе по сравнению с предыдущим месяцем
на 34 тыс. человек и составила 3,664 млн. человек. "В
августе 2014 года, по предварительным итогам
выборочного обследования населения по
проблемам занятости, 3,7 млн. человек, или
4,8% экономически активного населения,
классифицировались как безработные (в
соответствии с методологией Международной
организации труда)", - говорится в материалах
Росстата [16]. В государственных учреждениях
службы занятости населения в качестве
безработных были зарегистрированы 0,8
млн. человек, в том числе 0,7 млн. человек
получали пособие по безработице. Как отмечает
ведомство, численность экономически
активного населения в августе 2014 года
составила, по предварительным итогам
выборочного обследования населения по
проблемам занятости, 76 млн. человек, или
53% от общей численности населения страны. Самый
низкий уровень безработицы (по условиям
МОТ) отмечен в августе в Центральном федеральном
округе - 3%, самый высокий - в Северо-Кавказском
федеральном округе (10,8%) [16]. В Северо-Западном
федеральном округе уровень безработицы
в августе составил 3,8%, в Приволжском -
4,2%, Уральском - 4,9%, Южном - 6,2%, Сибирском
- 6,3%, Дальневосточном - 6,2% [16]. Среди регионов
самый высокий уровень безработицы в июне-августе
отмечен в Ингушетии (32,4%), Чечне (21,6%), Туве
(20,3%), Карачаево-Черкесии (12,7%), на Алтае
(11,2%) и в Калмыкии (10,7%) [16]. Самый низкий
уровень безработицы в июне-августе отмечен
в Санкт-Петербурге (1,1%), Москве (1,4%), Самарской
области (2,5%), Чукотском автономном округе
(2,5%), Московской области (2,6%), Липецкой
области (3%) и в Татарстане (3,3%) [16]. Таким
образом, безработица в России на протяжении
последних лет имеет тенденции к снижению.
Общий уровень безработицы в РФ в августе
2014 года составил 4,8% от экономически активного
населения страны после 4,9% месяцем ранее.
Общая численность безработных в России
уменьшилась в августе по сравнению с
предыдущим месяцем на 34 тыс. человек и
составила 3,664 млн. человек. Самый высокий
уровень безработицы в июне-августе отмечен
в Северо-Кавказском федеральном округе
(10,8%), а самый низкий уровень безработицы
отмечен в Татарстане (3,3%) [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного,
очевидно, что проблема безработицы является
ключевым вопросом в рыночной экономике,
и не решив его невозможно наладить эффективную
деятельность экономики. В России всегда недостаточно внимания
уделялось и уделяется рационализации
соотношения между экономически активным
и неактивным населением, повышению общественной
производительности труда, территориальной
особенности формирования трудовых ресурсов,
поощрению развития финансово-промышленных
групп, борьбе с организованной экономической
преступностью в сфере предпринимательства,
регулированию трудовой миграции из страны,
приближению минимальных доходов населения
к стоимости прожиточного минимума, росту
числа населения, живущих за чертой бедности . Масштабы безработицы оцениваются по
ряду критериев: регистрация безработных
в службе занятости; незанятость и активный
поиск работы независимо от факта регистрации
(по методологии МОТ); отсутствие работы,
независимо от наличия официального статуса
занятости (в случае отпусков и неполного
рабочего дня по инициативе нанимателя).
Показательно, что в нашей стране безработица
измеряется не с помощью обследования,
а количеством безработных, зарегистрированных
государственной службой занятости. Решение
проблемы снижения уровня безработицы
до минимального и обеспечения высокого
уровня занятости трудоспособного населения
страны, необходимо искать на путях роста
заработной платы и повышения жизненного
уровня населения. Кроме того, должна быть
повышена производительность труда до
такого уровня, который позволит обеспечить
увеличение заработной платы работников
во всех сферах экономики и рост прибыли
предприятий и фирм в размерах достаточных
для осуществления накопления капитала,
увеличения объёмов производства и, следовательно,
расширения спроса на рабочую силу, обеспечения
высокого уровня занятости населения
и минимизации безработицы. В целом переход
к активной политике занятости в сочетании
с макроэкономической стабилизацией и
ростом производительности труда остаются
важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей
в России. Большое значение в борьбе с
безработицей имеет уровень развития
предпринимательства в стране как альтернатива
традиционной занятости на государственных
предприятиях. Главными стратегическими
целями регулирования занятости должны
быть повышение экономической и социальной
эффективности занятости за счет изменения
ее структуры, форм, создание условий для
развития человеческого капитала страны,
совершенствование экономических отношений
занятости. Для этого необходимо снижать
уровень избыточной занятости на предприятиях,
гибко перераспределять высвобождаемых
работников в другие отрасли и виды занятости. Забота государства
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как важной социальной
гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом
государственного регулирования рынка
труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития рыночной экономики,
структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев А. Новые процессы
в занятости населения в условиях рыночной
экономике // Вопросы экономики. № 5 – 2010.
2. Аникин В. Модернизационный
потенциал профессиональной структуры
занятого населения России// Общество
и экономика. – 2011.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая
теория: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. -
М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. 4. Бреев Б. Д. Безработица
в современной России; Наука - , 2011. 5. Власова В. М. Стабилизация
занятости в условиях рынка М., 2010. 6. Гусов
А.Ю. Занятость как социально-правовое
явление// Труд и соц.отношения. – 2012.
7. Заславский И. К характеристике
труда в современной России // Вопросы
экономики, 2009. 8. Закон РФ от 19 апреля 1991
г. №10321 «О занятости населения в РФ». 9.
Иохин В.И., Экономическая теория», “ЮРИСТъ”,
Москва, 2009. 10. Камаев В. Д. Основы экономической
теории М.,2010. 11. Кисилева К.И. Проблемы
занятости населения Российской Федерации
// Труд и социальный отношения, 2010. 12. Львова
Ю.А. Современные тенденции на рынке труда
// Справочник кадровика. – 2009. 13. Никифорова
А. А. Рынок труда, занятость и безработица.
М., 2010. 14. Плакся В.И. Безработица: теория
и современная российская практика. –
М.: РАГС, 2011. 15. Рофе А.И., Збышко
Б.Г., Ишнин В.В. Рынок труда, занятость
населения, экономика ресурсов для труда.
М. 2008. 16. Сайт Федеральной службы
государственной статистики РФ: http://www.gks.ru
17. Сергомасова Н.А. Современные
тенденции занятости населения в России//
Соц.политика и социология. – 2010. 18. Суворова
Л.В. Рынок труда и безработица – Н.Н., 2009.
19. Четвернина Т. Положение безработных
и государственная политика на рынке труда
// Вопросы экономики, 2011. 20. Экономика.
// Под ред. Булатова А. С. М ., 2009. 21. Экономика
труда: Экономическая теория труда: Учебное
пособие.М.:ИНФРАМ,2011.