Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:45, курсовая работа
«Рынок труда - это система социально-экономических отношений между государством, работодателями и трудящимися по поводу нес го комплекса трудовых отношений, купли-продажи трудовых услуг, включающая подготовку, переподготовку, повышение квалификации и вовлечение людей в процесс производства»1.
От других рынков он отличается тем, что объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы или способностей к труду. Причем предметом торга является не только определенный вид способностей, но и продолжительность применения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа занятости и безработицы
1.1. Понятие и сущность рынка труда
1.2. Понятие и виды безработицы
1.3. Система и механизм регулирования рынка труда
Глава 2. Анализ и особенности регулирования рынка труда в
современных условиях
2.1. Оценка социально-экономического развития РФ
2.2. Анализ занятости и безработицы в РФ
2.3. Особенности рынка труда РФ
Глава 3. Основные направления по совершенствованию регулирования рынка труда и процессы безработицы в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Прежде всего необходимы данные о
- численности непосредственных участников рынка труда на определенную дату и средней за период;
- количестве лиц, побывавших среди участников рынка труда за период;
- времени пребывания в категории безработных и распределении последних по срокам и т.п.
Источником информации о рынке труда служат разрабатываемые органами статистики балансы трудовых ресурсов, отчетность предприятий и организаций о предполагаемом и фактическом высвобождении работников, сведения службы занятости о численности зарегистрированных безработных, различного рода единовременные обследования и т.д.
К сожалению, целостной картины "наполнения" рынка труда, точной количественной и качественной его характеристики получить пока не удается, что затрудняет оценку текущей ситуации и, следовательно, эффективное управление занятостью населения. Особенно сложен сбор информации об участниках рынка труда, которые трудоустроились самостоятельно. Их численность рассчитывается приблизительно, с использованием косвенных методов. Сведения же, которыми располагают службы занятости, отражают лишь тех, кто обратился к ним в поисках работы, и не учитывают тех, кто ищет работу самостоятельно, а последние составляют примерно две трети от общего количества трудоустраивающихся.
Внутренний рынок труда предприятия тесно связан с внешним по отношению к нему - с территориальным рынком труда. Предприятие выступает на территориальном рынке труда в двух ролях. Во-первых, как покупатель рабочей силы, поскольку предприятие, располагая рабочими местами, определяет спрос на рабочую силу. К тому же на предприятии, где осуществляется процесс непосредственного потребления рабочей силы, реализуется рыночный механизм в части обеспечения соответствия цены рабочей силы и стоимости затратам на ее воспроизводство. Во-вторых, предприятие выступает в качестве поставщика на территориальный рынок труда излишней рабочей силы или рабочей силы, не соответствующей по своим качественным характеристикам требованиям производства.
Вполне естественно, что управленческие решения, направленные на удовлетворение текущей и перспективной потребности в рабочей силе, должны увязываться с возможностями предложения рабочей силы в регионе.
Поскольку занятость персонала, условия его найма на работу, возможности профессионального и должностного продвижения во многом определяются изменяющейся конъюнктурой на товарном рынке, предприятиям необходимо проводить маркетинговые исследования на рынке товаров и услуг. От этого зависит качество прогноза в отношении спроса на продукцию, а следовательно, ее производства и потребности в рабочей силе.
Кроме того, необходимо учитывать ситуацию
на внешнем рынке труда. Увеличение спроса на работников
той или иной профессиональной или квалификационной
группы вынуждает работодателей предпринимать
усилия по сдерживанию оттока с предприятия
работников, решившихся пойти на этот
шаг из-за возможности получить в другом
месте большее вознаграждение за свой
труд или дополнительные льготы и услуги.
Наличие на рынке труда избытка рабочей
силы по той или иной профессии создает
условия для ужесточения требований со
стороны работодателей к нанятой рабочей
силе в отношении качества продукции,
производительности труда и трудовой
дисциплины, уровня профессиональной
компетенции и других качеств, принятия
решений об увольнении одних и найме на
их место других работников.
Реакция работодателей на рыночную ситуацию
сказывается и на уровне оплаты труда,
вызывая порой существенные изменения в дифференциации
уровня заработной платы по профессиям
и категориям персонала. Рыночный уровень
заработной платы складывается под воздействием
интересов работодателя (спрос) и работника
(предложение труда).
Трудообеспеченность предприятия рабочей
силой во многом зависит от демографической
ситуации, половозрастной структуры населения
и численности трудовых ресурсов, системы
подготовки кадров и других условий в
значительной степени регионального характера.
На предприятии может быть задействован плановый механизм движения кадров. Например, старшие по должности вакансии могут заполняться собственными работниками путем должностного продвижения в порядке планирования карьеры.
Поскольку подбор соответствующей рабочей силы осуществляется применительно к складывающейся структуре рабочих мест, предприятие вынуждено следить прежде всего за изменением спроса на нее со стороны собственных структурных подразделений (цехов, отделов) в связи с изменением объема производства или в связи с реорганизацией структуры управления предприятием, изменением ассортимента выпускаемой продукции, внедрением новой техники и технологии, организации производства и труда.
Особенно сильно меняется конъюнктура спроса на собственную рабочую силу предприятия в условиях больших преобразований, когда одно производство закрывается, а вместо него начинает развиваться другое, или при реализации трудосберегающей политики, когда предпочтение отдается фактическому или же относительному высвобождению рабочей силы и когда благодаря росту производительности труда выпуск продукции увеличивается при той же численности (либо при сокращении численности объем продукции не меняется).
В качестве средств, используемых для регулирования факторов, влияющих на спрос и предложение, выступают правила, разработанные администрацией в отношении системы оплаты труда, подготовки кадров, степени ориентированности ее на особенности рабочих мест, свои правила продвижения и квалификационного роста. Кроме того, на предприятиях действуют свои обычаи, неписаные нормы трудовых отношений, своя трудовая мораль. Оказывает влияние и стиль управления, который варьирует от жесткого административно-командного до высокодемократичного, особенно в части подбора кадров руководителей. Поэтому при появлении вакантного рабочего места варианты его заполнения могут колебаться в широком диапазоне: от прямого назначения руководителем того, кого он посчитает нужным, до объявления открытого конкурса для всех желающих занять данное рабочее место с последующим отбором лучшего.
Переливы собственной рабочей силы из
одного подразделения в другое часто связаны не только с собственной
инициативой работников, но и с состязательностью
руководителей различных подразделений
за квалифицированную рабочую силу. Естественно,
этот процесс должен контролироваться
со стороны руководства предприятия самого
высокого ранга.
Большое значение имеет пространственное
расположение рынка рабочей силы. Необходимая
рабочая сила может проживать слишком
далеко от предприятия. В условиях слабой
мобильности рабочей силы из-за трудности
смены жилья, наличия транспортных проблем
вряд ли можно рассчитывать на успешность
привлечения ее на работу. При относительно
компактном ее проживании положение можно
поправить, организуя доставку таких работников
транспортом фирмы (предприятия).
Таким образом, решение проблемы занятости населения в регионе в значительной степени зависит от предприятий (организаций, фирм), так как именно здесь формируется спрос на рабочую силу и происходит создание новых рабочих мест.
Воздействие на работника с целью приспособления его к потребностям производства и обеспечения его эффективного функционирования осуществляется через требования к качеству рабочей силы, к ее квалификации, через мотивацию к труду, активное подключение работника к профессиональной мобильности и т.д.
Только будучи правильно организованным, процесс потребления рабочей силы обеспечивает полное использование трудового потенциала работника, его возможностей, заложенных в образовании, специальной подготовке, в его личных качествах.
Предприятие должно приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры, проявлять в отношении найма и использования нанятой рабочей силы большую гибкость. В этих условиях большое значение начинает приобретать управление персоналом (нанятой рабочей силой) как составная часть системы управления предприятием (фирмой). Происходят существенные изменения в кадровой политике и стратегии ее реализации.
Прежде всего, это касается выбора источника удовлетворения потребности в рабочей силе, более эффективного регулирования спроса и предложения рабочей силы внутри предприятия с целью их лучшего согласования, привлечения работников со стороны, в наибольшей степени отвечающих требованиям производства, за счет не только более высокой оплаты, но и укрепления имиджа предприятия, обеспечения более рационального использования экономических и социальных факторов повышения эффективности производства.
Заключение
По итогам проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы.
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда -безработнымпризнается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.
Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческом периоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и для России.
К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.
Уровень безработицы в России в сентябре 2006 года составил 6.8% экономически активного населения страны по сравнению с 6,5% в августе, - сообщает в своем докладе Росстат. Количество безработных по сравнению с августом увеличилось на 4,4%, по отношению к аналогичному периоду 2005 года безработица сократилась на 11,9%.
В конце сентября 2006 года 5,1 млн человек, в соответствии с методологией. Международной организации труда, классифицировались как безработные. В сентябре 2005 года этот показатель составлял 5,7 млн человек, в августе нынешнего - 4,8 млн человек.
В органах государственной службы занятости в качестве безработных в сентябре было зарегистрировано 1,7 млн человек, в том числе 332,7 тыс - в Чечне. Численность экономически активного населения к концу сентября составила, по оценке, 74,5 млн человек, или около 51% от общей численности населения страны.
Необходимо отметить, что безработица в России будет расти. Таков прогноз на ближайшие годы, который распространило Министерство экономики. В нем говорится, что в 2007 году без работы могут остаться почти 10 процентов так называемого “экономически активного населения”.
В ближайшие 4 года прирост трудоспособного населения составит 2,2 миллиона человек. Это объясняется тем, что в трудовую деятельность вступает самое многочисленное поколение, родившееся в середине 80-х годов, сообщил в эфире радиостанции “Эхо Москвы” министр труда и социального развития Александр Починок. Этим людям нужно создавать рабочие места, так как в прогнозах Минэкономики есть опасения, что темпы роста рабочих мест будут меньше темпов роста трудоспособного населения, заметил глава Минтруда. Пока в России реальное количество безработных “где-то почти на миллион ниже тех прогнозов, которые были даны”. По мнению Починка, с помощью защитных мер, создания новых рабочих мест, решения проблем моногородов удастся разрешить эту проблему.
В свете вышеизложенного правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Информация о работе Безработица и ее виды. Проблемы борьбы с безработицей в РФ