Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 21:40, курсовая работа
Бизнес-план может быть использован по двум направлениям, которые я буду рассматривать при построении макета бизнес-плана предприятия.
Также, в курсовой работе, будет представлен проект предприятия, данный бизнес-план которого представляет собой проект организации компьютерного клуба. В нем будут рассматриваться резюме, описание предприятия, разносторонние анализы, описание услуг, маркетинговые исследования, производственные и организационные планы.
Решение задач стимулирования сбыта достигается с помощью множества разнообразных средств. При этом разработчик плана маркетинга учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сфере стимулирования сбыта. Основными средствами стимулирования сбыта являются образцы (предложение товара потребителям на пробу или бесплатно), купоны (дают право на обговоренную экономию при покупке конкретного товара), премии (товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара), экспозиции и демонстрации товара в местах продажи, стимулирование сферы торговли (предоставление скидки с определенного количества проданных товаров в определенный отрезок времени, нескольких бесплатных дополнительных товаров посреднику, купившему у фирмы определенное количество товара и т.д.), профессиональные встречи и специализированные выставки (производитель выявляет на выставках новых потенциальных покупателей, поддерживает контакты с клиентурой, знакомится с новыми заказчиками), конкурсы, лотереи и игры (они предоставляют возможность удачливым и усердным потребителям выиграть какие-то призы). Какой вид стимулирования выбрать - задача предпринимателя. Но в бизнес-плане он должен показать, как осуществлялся выбор и оценка различных методов стимулирования сбыта и насколько каждый из выбранных методов способствует повышению сбыта товаров (услуг).
Надо отметить, что сейчас очень много фирм уделяет большое внимание стимулированию сбыта. Но следует помнить, что оно эффективно на стадии зрелости товара и лишь не намного увеличивает доход предприятия в том случае, когда объем покупок товара стал снижаться.
Что касается рекламы, то к вопросам, которые необходимо решить в этом разделе, относятся разработка стратегии рекламы, определение конкретных рекламоносителей, объем рекламы и т.д. Конечно же, при разработке данных вопросов лучше всего обратится к специальным рекламным агентствам, которые профессионально занимаются всеми этими вопросами. Но если руководитель предприятия уверен в своих силах и знаниях, то можно и самой фирме разработать рекламную компанию. Единственное, что хотелось бы подчеркнуть, что реклама должна быть направлена на тех людей, на которых рассчитан товар.
План производства.
План производства — содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги.
Главная задача данного раздела бизнес-плана предприятия — подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.
Раздел включает следующую информацию:
- где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;
- какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;
- какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;
- возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;
- какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;
- схема производственных потоков, включая точки контроля качества.
Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство.
Для новых предприятий предусматривается исследование его местоположения. Этот вопрос особенно важен для предприятий сферы обслуживания, где от местоположения зависят количество посетителей и соответственно объем продаж. Местоположение предприятия также важно, если предприятие оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду и в соответствии с законодательством может быть размещено только на определенной территории.
В плане производства необходимо предусмотреть утилизацию отходов и решение других вопросов, связанных с экологией, иначе предприятию придется платить штрафы за нарушение экологических требований.
На основе плана производства осуществляется оценка издержек и их динамики по годам.
Организационный план.
Организационный план при составлении бизнес-плана разрабатывается только при создании нового предприятия. Необходимо привести организационную структуру предприятия, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется, как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений.
Организационная структура управления бизнесом, личностные характеристики и квалификация персонала, формы юридического и банковского обслуживания – все это ключевые моменты, особенно в малом бизнесе, для успеха в целом. Особенностью малой формы бизнеса является то, что в организационном плане формальная структура фирмы может быть в максимальной степени совмещена с конкретными характеристиками и требованиями к ключевому персоналу.
При формировании структуры управления необходимо помнить, что наиболее существенное отличие установления организационной структуры от выработки технических решений заключается в решающей роли человеческого фактора на всех стадиях деятельности. Индивидуальные и групповые интересы, опыт и традиции, квалификационные и социально-психологические характеристики руководителей и специалистов следует учитывать уже на ранних этапах подготовки структуры проекта. Если предприятие небольшое, то вовлечение ключевых работников и специалистов в творческий процесс формирования структуры управления служит залогом эффективной работы коллектива.
Широко распространены типовые организационные структуры управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, программно-целевая, матричная. При формировании организационной структуры небольшого коллектива важно обратить внимание на основные принципы эффективных структур управления: оптимальное распределение обязанностей, информационную обеспеченность руководителя, заинтересованность исполнителя в результате, наличие контроля и, наконец, единоначалие.
Наиболее распространенными являются два подхода к организации управления персоналом – это американский и японский.
В бизнес-плане должна быть отражена политика по ключевому персоналу и определены способы изменения квалификации. Особые требования предъявляются к квалификации для работы на внешнем рынке.
Наконец, необходимо указать форму юридического обслуживания бизнеса. Юридическая защита часто имеет определяющее значение для успеха. Нужно также продумать вопрос о привлекаемых консультантах и референтах.
Если фирма планируется как акционерное общество, дополнительно указывается, сколько акций находится в собственности его руководителей, какой собственный капитал они вложили в дело.
Другие инвесторы – тут содержится информация о других инвесторах фирмы, числе и доле акций, принадлежащих им, дате приобретения и стоимости одной акции.
Наем, другие соглашения, опционы, премиальные системы. Здесь излагаются существующие, а также предполагаемые условия найма ключевых сотрудников; обязательно указываются любые ограничения на приобретение акций и вложение капитала, которые повлияют на распределение собственности; обобщаются все подходы к распределению акционерного капитала, существующие и планируемые, которые важны для ключевого персонала и сотрудников; представляется намечаемая система опционов и премиальных выплат.
Сведения о совете директоров и других держателях акций. Приводятся решения фирмы относительно размеров и структуры совета директоров, состав предполагаемых его членов с кратким описанием их вклада в становление организации. Также перечисляются остальные держатели акций, их права и обязанности.
Профессиональные советники и услуги. Полезно перечислить имена и организации советников-профессионалов по аудиту, рекламе, праву и банковским операциям, к которым предполагается обращаться в случае необходимости.
При бизнес - планировании и составлении бизнес плана нужно помнить, что согласно многочисленным исследованиям факторов и причин банкротства новых организаций, 98% неудач объясняется непрофессиональным управление и только 2% - причинами, не зависящими от самих фирм. Надо четко понимать, что профессиональные инвесторы в курсе этой информации и, поэтому совсем не удивительно, что они уделяют большое внимание организации профессионального управления в новой фирме. Если составляется финансовая заявка, то следует убедиться в том, что потенциальный спонсор в курсе принятых или предпринимаемых мер по исправлению каких бы то ни было ошибок, допущенных управляющими фирмы. Если бизнес-план составляется для внутреннего использования, то в обязательном порядке должны быть освещены сильные и слабые стороны управления.
Финансовый план.
Финансовый план предприятия - важнейшая составная часть бизнес-плана, призванная обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении.
Финансовый план предприятия составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей (денежный поток), балансовый план на первый год. При составлении финансового плана предприятия анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключении определяется срок окупаемости или точка самоокупаемости.
Сводный прогноз доходов и расходов разрабатывается на каждый год, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке.
Основным источником доходов большинства предприятий являются продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельности предприятия. Для составления прогноза продаж широко используются опросы потребителей, опросы торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.
Если финансовый план бизнес-плана предприятия покажет, что при таких издержках можно получить прибыль, фирма имеет шансы на успех.
Финансовый план предприятия содержит обоснование движения денежных потоков по кварталам и годам реализации бизнес-проекта. Данные финансового плана являются основой расчетов эффективности проектируемых инвестиций.
В бизнес - планировании различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Определение потребности в капитале – основа долгосрочного финансового планирования, позволяющая осуществить выбор и сроки получения кредитов, разделить капитал на собственный и заемный.
Важнейшее место в финансовой политике фирмы занимают два основных источника, обеспечивающих формирование собственных средств, - ускоренная амортизация и резервный фонд.
Резервный фонд определяется результатами деятельности организации и зависит от стабильности её дохода, состояния платежеспособности, регулярности денежных поступлений, перспектив конъюнктуры. Заемные денежные средства используются в период оживленной конъюнктуры. Заемные средства привлекаются в расчете на то, что прибыль перекроет издержки на оплату процентов за кредит.
Финансовый план бизнес-плана предприятия имеет своей целью – выявить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый и последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии.
Финансовый план бизнес плана выявляет потенциал дела. Он должен быть представлен в бизнес-плане в виде расписания по финансированию. Здесь следует учесть тот факт, что для вновь начатого дела все оценки будут являться прогнозными. Нужно понимать, что для нового бизнеса предсказание поступления денежных средств является более важным, чем предсказание прибылей, так как оно детализирует сумму и время притока и оттока денег. Обычно уровень прибылей, особенно в стартовый период, недостаточен для финансирования нужд по операциям. Прогноз уровня продаж и расходов, предсказание поступления денег укажут пик требований к капиталу, определят необходимость в возможных изменениях в некоторых критических обстоятельствах, дополнительном финансировании.
Необходимо также определить допустимость и формы изменений в обязательствах, как и на каких условиях может быть получено дополнительное финансирование, как может быть возвращен кредит. Эта информация становится частью прогноза поступления денег.
Финансовые прогнозы составляются на 5 лет, причем на первый год – помесячно, на последующие два года – поквартально и последние два года – по годам.
При работе организации на внешнем рынке, где финансовый риск особенно велик, рекомендуется использовать специальные методы регулирования платежей (аккредитивы, инкассо без документов, платеж на открытый счет и др.) и по возможности иметь полную информацию о финансовом положении клиента. Такую информацию можно получить через банки или специальные фирмы. Существуют специальные виды страхования, охватывающие кредитный риск.
В бизнес-плане отражаются названные направления финансовой деятельности, включая предварительную оценку эффективности инвестиций.
Системы бухгалтерского учета и отчетности в России и за рубежом отличаются друг от друга, и если российская организация заинтересована в сотрудничестве с западными партнерами или хочет получить инвестиции от них, то она должна составить финансовые документы по западным образцам. В целом будущего иностранного партнера интересует кредитоспособность, то есть финансовое состояние фирмы, оценка затрат на её организацию и функционирования, ведомость прибылей и убытков, балансовая ведомость и кассовый план. За рубежом все эти документы имеют определенный стандарт.
Финансовая деятельность организации отражается прежде всего в следующих документах:
- Оперативный план (отчет).
- План (отчет) доходов и расходов.
- План (отчет) движения денежных средств или денежный поток.
- Балансовый отчет (план).