Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть прогнозирование объемов продаж на промышленном рынке в Беларуси.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ прогнозирования объемов продаж;
анализ объемов продаж на промышленных рынках Беларуси;
прогнозы объемов продаж промышленных рынков Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ 5
1.1 Цели и задачи прогнозирования объемов продаж 5
1.2 Методы прогнозирования объемов продаж 6
2 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ НА ПРОМЫШЛЕННОМ РЫНКЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Анализ объемов продаж на промышленном рынке в Республике Беларусь на современном этапе 15
2.2 Проблемы развития промышленного комплекса Республики Беларусь 17
3 ПРОГНОЗЫ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ НА ПРОМЫШЛЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Приоритеты развития промышленного комплекса Республики
Беларусь 19
3.2 Создание эффективной товаропроводящей сети и развитие финансовых схем реализации продукции на промышленном рынке 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Метод скользящего среднего
Метод скользящего среднего достаточно прост. Рассмотрим прогноз, который сводится к тому, что объем сбыта в следующем году будет равен объему продаж в году текущем. При значительных колебаниях объемах продаж из года в год такой прогноз чреват серьезными последствиями. Чтобы учесть все нюансы, можно рассчитать среднее значение нескольких показателей объемов продаж за определенные периоды времени, например произвести усреднение объемов продаж за два, три, пять последних лет или за другое количество удобных для расчетов периодов. При таком подходе прогноз продаж оказывается обычным средним значением объемов сбыта. Количество показателей, используемых в вычислении, определяется экспериментальным путем. В конечном итоге число периодов, которое обеспечит наиболее точные прогнозы подающихся проверке данных, будет использоваться для разработки модели прогноза. Термин “скользящее среднее” используется потому, что вычисленное новое среднее значение служит прогнозом на каждом этапе наблюдения при появлении новых данных.
Метод экспоненциального сглаживания
При прогнозировании следующего значения метод скользящего среднего придает равный вес каждому из последних значений n, где n — количество используемых лет. Таким образом, когда n = 4 (т.е. используется четырехгодичное скользящее среднее), при прогнозировании объема сбыта на следующий год одинаковый вес назначается объемам сбыта за каждый год из последних четырех лет.
Метод экспоненциального сглаживания — это разновидность метода скользящего среднего. Его отличие в том, что наибольшие весовые коэффициенты назначаются не всем наблюдениям, а самым последним, поскольку они несут в себе больше информации о вероятном развитии событий в ближайшем будущем.
Эффективность метода экспоненциального сглаживания во многом зависит от выбора так называемой константы сглаживания, которая в алгоритме вычисления обозначается как α и находится в диапазоне от 0 до 1. Высокие значения α придают больше веса последним наблюдениям и меньше — более ранним. Если объемы продаж с течением времени изменяются незначительно, то целесообразно использовать низкие значения α. Однако, когда объемы сбыта колеблются в широком диапазоне, следует использовать высокие значения α, в результате чего прогнозируемый ряд будет отражать эти изменения. Обычно значение α определяется эмпирическим путем, т.е. проверяются разные значения α и в итоге принимается то, которое обеспечивает наименьшую погрешность прогноза для определенного количества наблюдений за предыдущие периоды времени.
Метод декомпозиции
В случае необходимости анализа данных за более короткие периоды времени, например месяц или квартал, при наличии сезонных колебаний продаж, когда руководство хочет получить прогнозы продаж не только на год, но и на отдельные его периоды, используется метод прогнозирования продаж, называемый декомпозицией. Здесь важно определить, какая доля изменения объемов продаж обусловлена тенденциями на рынке, а какая объясняется сезонностью спроса. Суть метода декомпозиции заключается в выявлении четырех составляющих временного ряда:
Тренд отражает долгосрочные изменения, которые наблюдаются во временном ряде, когда циклический, сезонный и нерегулярные компоненты исключены. Обычно предполагается, что тренд можно представить в виде прямой линии.
Циклический фактор присутствует не всегда, поскольку отражает подъемы и спады (“волны”) во временном ряде, когда сезонный и случайный компоненты исключены. Циклические подъемы и спады, как правило, проявляются на протяжении достаточно длительного периода времени — примерно от двух до пяти лет. Для некоторых товаров (например, для консервированной кукурузы) отмечаются незначительные циклические колебания, в то время как продажи других (например, строительство жилья) претерпевают весьма существенные изменения.
Сезонность отражает ежегодные колебания во временном ряде, вызванные естественной сменой сезонов. Сезонный фактор, как правило, проявляется ежегодно, хотя точная картина продаж с каждым годом может меняться.
Случайный фактор отражает воздействие, которое может наблюдаться после исключения влияния тренда, циклического и сезонного факторов.
Взаимосвязь объемов продаж и определенных периодов времени, которая используется в методе временных рядов, формирует основу для составления прогноза на будущее. Статистический анализ спроса — это попытка определить взаимосвязь объемов продаж и основных факторов влияния и составить на этой основе прогноз на будущее. Как правило, для оценки такой взаимосвязи используется регрессионный анализ. При этом акцент делается на выделении не всех факторов, влияющих на объемы сбыта, а лишь на самых значимых, оказывающих наибольшее влияние на объемы сбыта. Например, компания по производству пластиковых окон при прогнозировании сбыта может учитывать такие факторы, как цикличность строительства жилья, колебания процентных ставок и сезонное повышение спроса в весенне-летний период.
Все методы прогнозирования продаж имеют свои преимущества и недостатки, поэтому решение об использовании того или иного метода далеко не очевидно. В первую очередь, решение об использовании метода прогнозирования зависит от самого товара или услуги. Например, для прогнозирования продаж абсолютно нового и ни на что не похожего товара (например, игрушки тамагочи) не может быть использован ни один из методов, так как возможные продажи могут колебаться от нуля до миллиардов рублей.
За 2006 – 2010 годы производство промышленной
продукции и валовой
Динамично развивался промышленный сектор малого и среднего бизнеса. За 2006 – 2010 годы производство промышленной продукции в этом секторе возросло в 3 раза к 2005 году, в том числе в 2009 году производство промышленной продукции микро- и малых организаций увеличилось на 3,2 процента к 2008 году при снижении объема промышленного производства в целом по республике на 2 процента.
За последнюю пятилетку в
стране проведено техническое
Таким образом, проделана масштабная работа по сохранению и улучшению производственного и экспортного потенциала промышленности республики, значительно улучшены позиции на традиционных рынках сбыта, освоены новые рынки, создана база для дальнейшего развития.
В Беларуси положительное сальдо внешней торговли промышленными товарами в январе-июле 2012 года составило 2013,8 млн. USD против отрицательного в размере 3434,4 млн. USD в январе-июле 2011 года [15].
При этом в июле положительное сальдо составило всего 23,2 млн. USD против 430,8 млн. USD в июне, 301,2 млн. USD в мае и 341,5 млн. USD в апреле.
Объем внешней торговли промышленными товарами за 7 месяца текущего года составил 56507,8 млн. USD, увеличившись на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт товаров вырос на 28,1% до 29260,8 млн. USD, импорт увеличился на 3,7% до 27247,0 млн. USD.
Из общего объема экспорта поставки в страны вне СНГ составили 15964,4 млн. USD, увеличившись на 38,5%. В том числе экспорт в страны Европейского союза достиг 12950,8 млн. USD, что на 50,9% больше, чем в январе-июле 2011 года.
Поставки в страны СНГ составили 13296,4 млн. USD, увеличившись на 17,5% по сравнению с январем-июлем 2011-го. Экспорт в Россию вырос на 9,5% до 9083,1 млн. USD.
В свою очередь объем импорта из стран СНГ составил 18444,0 млн. USD, увеличившись на 18,7%. В том числе, объем импорта из России увеличился на 24,6% и составил 17068,9 млн. USD.
Из стран вне СНГ Беларусь снизила импорт на 18% до 8803,0 млн. USD. Импорт товаров из стран Евросоюза составил 4874,1 млн. USD, что на 2% больше по сравнению с январем-июлем 2011-го.
Отрицательное сальдо в торговле Беларуси со странами СНГ составило 5147,6 млн. USD (против 4224,4 млн. USD в январе-июле 2011 года), в торговле с Россией - 7985,8 млн. USD (против 5405,6 млн. USD) [13, c.6].
В торговле со странами вне СНГ сформировалось положительное сальдо в размере 7161,4 млн. USD (против 790,0 млн. USD в январе-июле 2011 года). При этом положительное сальдо внешней торговли со странами Евросоюза достигло 8076,7 млн. USD (в январе-июле 2011-го положительное сальдо составляло 3803,9 млн. USD).
Внутренними ограничителями промышленного роста выступают [12, c. 11]:
Решение указанных проблем
Приоритетами развития промышленного комплекса Республики Беларусь определены [13, c.8]:
Главными задачами развития промышленного комплекса в 2011 – 2015 годах являются [15]:
Информация о работе Цели и задачи прогнозирования объемов продаж