Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 23:33, реферат
Цена – термин, который имеет два значения: экономическая категория – элемент сделки, выражающий количество денег, за которые товар предлагается, продаётся, покупается. экономическое понятие – характеризует соответствующую экономическую категорию, но применительно к определённому виду товара, а именно: средствам производства и предметам потребления.
Мы будем рассматривать товары, которые производят предприятия в основном производственной сферы. Таким образом, будем рассматривать цены средств производства, предметов потребления, тарифы на некоторые услуги (например, на транспорт, электроэнергию).
Сущность цены и её функции
Цена – термин, который имеет два значения:
Мы будем рассматривать товары, которые производят предприятия в основном производственной сферы. Таким образом, будем рассматривать цены средств производства, предметов потребления, тарифы на некоторые услуги (например, на транспорт, электроэнергию).
Функции цены:
продукции, ресурсосбережения.
Реформа ценообразования на Украине
Перестройка производственных отношений в стране потребовала следующих обязательных элементов перехода к рыночной экономике:
В конце 80-х гг., накануне перестройки, ценообразование характеризовалось недостатками:
На Украине общая стратегия перехода к рыночным отношениям (демократизация) в качестве важнейшего принципа перестройки взяла расширение самостоятельности предприятий.
Реформа ценообразования пошла по следующим направлениям:
Действующая система цен на Украине
Рисунок 8. 1 – Признаки классификации цен
По первому признаку различают цены:
По второму признаку различают цены:
Оптовая цена предприятия показывает денежные средства, которые остаются на предприятии после продажи товара. По этой цене предприятие рассчитывает объём реализуемой продукции, рентабельность и другие показатели.
Для одного из методов установления цены («средние затраты + прибыль»)оптовая цена может быть рассчитана:
где - проектная себестоимость единицы товара, грн/нат.ед. Обычно рассматривается на основе нормативных затрат на производство продукции.
- нормативная прибыль в цене, грн/нат.ед.
где - нормативная рентабельность в цене, (в частях, в %).
Нормативная рентабельность обычно устанавливается так, чтобы за счёт полученной прибыли по всей массе продукции можно было обеспечить предприятие средствами, достаточными для выплаты налогов и финансирования запланированных мероприятий.
Отпускная цена предприятия – сумма денег, которые заплатит любой покупатель, приобретая продукцию на заводе-изготовителе.
где - налог на добавленную стоимость, чистый доход государства, грн./нат.ед. Он устанавливается на все виды товаров и услуги, за исключением некоторых льготных (детское питание). Для предприятия рассчитывается:
где - ставка НДС, %, устанавливается законом.
В бюджет платится часть НДС:
где - НДС, который предприятие уже заплатило при приобретении материальных ресурсов у поставщиков, грн./нат.ед.;
- распределяется между государством и местным бюджетом в порядке, который определяется ежегодно Законом Украины «О государственном бюджете»;
- акцизный сбор, также чистый доход государства. Устанавливается на высокорентабельные товары и товары монопольного производства. Перечень товаров устанавливается правительством. Подакцизные товары – алкогольные напитки, автомобили, ковры, табачные изделия, ювелирные изделия и др. АкС устанавливается по-разному на отечественные и импортные товары.
Величина акцизного сбора:
где - ставка акцизного сбора, дифференцируется по товарам, %.
где - таможенная стоимость товара, грн/нат.ед.
Акцизный сбор по отечественным товарам распределяется между государственным и местным бюджетом, по импортным товарам идёт в государственный бюджет.
На некоторые товары устанавливается бюджетная надбавка, которая направляется в бюджет по конкретному целевому назначению:
Отпускная цена посредника. Между заводом-изготовителем и торговым предприятием может появиться один или несколько посредников. Цена посредника, например, сбытовой организации, определяется:
где - отпускная цена завода-изготовителя, грн./нат.ед.;
- транспортные расходы посредника, грн./нат.ед..
где - коэффициент транспортных расходов, %;
- сбытовая наценка, служит для покрытия расходов, образования прибыли и уплаты НДС сбытовой организацией, грн/нат.ед.
где - коэффициент сбытовой наценки, %. Обычно устанавливается самостоятельно сбытовой организацией, но с учётом регулирования данного вида коэффициента всех посреднических организаций со стороны государства.
Розничная цена имеет два значения:
В данной классификации рассматривается первое значение термина «розничная цена».
где - транспортные расходы, определяются также, как и для посреднической организации, грн/нат.ед.;
- торговая наценка, грн/нат.ед.;
- коэффициент торговой наценки, %, устанавливается торговой организацией, но в пределах, регулируемых государством.
Торговая наценка служит для покрытия расходов, образования прибыли и уплаты НДС торговой организацией.
В зависимости от вмешательства государства в ценообразование различают :
Свободные цены делятся на:
Регулируемые цены делятся на:
Фиксированные цены – уровень цен, в полном объеме определённых государством.
Предельные цены – предполагают, что государство устанавливает минимальный или максимальный уровень цены.
Частично регулируемые цены – цены, в которых государство регулирует какой-то элемент цены:
В зависимости от учёта транспортных расходов и риска все цены могут делиться на разновидности франко-цен.
Наиболее часто франко-цены существуют в международных сделках и получают отражение в международных контрактах. «Франко» значит свободный.
Франко-цены учитывают типовые условия поставки товара, которые приняты в международной практике и называются условиями Инкотермс.
Данные условия учитывают:
Например:
По пятому признаку (прочие):
В зависимости от места осуществления сделки различают биржевые цены:
Удельные цены – цены, приходящиеся на единицу главного параметра.
Оптовые цены – цены на определённую партию товара.
Демпинговые цены – цены по уровню более низкие, чем существующий средний уровень цен на конкретном рынке.
Индикативные цены – рекомендуемые, используемые при заключении международных контрактов.
Прейскурантные цены – действуют долго и приводятся в справочниках.
Тарифы – цены на услуги.
Рассмотрим особенности существующих тарифов на электрическую энергию.
Тарифы и соответственно плата за активную электроэнергию зависит:
Все потребители делятся на типовые группы:
Различают 2 класса напряжения:
1 – 35 кВ и выше;
2 – до 35 кВ.
Все потребители платят за электроэнергию по одноставочным тарифам, дифференцированным по группам потребителей.
где - одноставочный тариф, коп/кВт.ч.;
- средняя активная мощность потребителя, кВт;
t – время работы электроустановки.
Методика установления цены на отдельном предприятии
В условиях рыночной экономики нет жёсткого порядка и обязательности методики установления цен на фирме.
Сначала нужно установить тип рынка, на котором будут реализовывать товар:
Если продавец находится на последних трёх рынках, то целесообразно устанавливать цены на основе следующей методики.
Рассмотрим подробнее этапы установления цены:
2.Конкретные задачи ценообразования должны быть установлены исходя из актуальных задач предприятия в целом. Например, если актуальной задачей предприятия является «Выживаемость», то необходимо установить как можно более низкую цену, которая всё же должна быть выше себестоимости для обеспечения прибыльности.