Ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 23:33, реферат

Описание работы

Цена – термин, который имеет два значения: экономическая категория – элемент сделки, выражающий количество денег, за которые товар предлагается, продаётся, покупается. экономическое понятие – характеризует соответствующую экономическую категорию, но применительно к определённому виду товара, а именно: средствам производства и предметам потребления.
Мы будем рассматривать товары, которые производят предприятия в основном производственной сферы. Таким образом, будем рассматривать цены средств производства, предметов потребления, тарифы на некоторые услуги (например, на транспорт, электроэнергию).

Файлы: 1 файл

cenoobr.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

При задаче «Обеспечения лидерства  по качеству продукции» нужно

установить такую цену, чтобы  подчеркнуть потребительские качества продукции.

Могут быть актуальные задачи: обеспечение  лидерства по доле рынка, максимизация текущей прибыли, получение целевой  прибыли и другие.

2.1 Анализ издержек предполагает расчёт удельной себестоимости товара и построение зависимости суммарных издержек производства от масштабов выпуска продукции.

2.2 Анализ спроса предполагает установление кривой спроса на данный товар и определение факторов, влияющих на сдвиги кривой спроса, и соответственно определение пределов этих сдвигов.

    1. Анализ цен и товаров конкурентов предполагает изучение данных товаров непосредственно: по прейскурантам, проспектам, путём анкетирования, опросов покупателей.

 

Выбор метода ценообразования


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8. 2 - Система факторов, влияющих на выбор метода ценообразования

 

При выборе метода целесообразно  руководствоваться следующими соображениями:

  • очень высокие цены не обеспечивают требуемого спроса;
  • очень низкие цены не обеспечивают требуемой доходности;
  • ориентироваться на среднюю цену, учитывая валовые издержки производства и уникальные свойства товара.

  Основными методами  установления цены являются:

а) методы, основанные на производственных издержках; одним  из разновидностей данных методов является метод «средние затраты + прибыль»;

б) метод обеспечения безубыточности и получения целевой прибыли;

в) методы, основанные на спросе;

г) методы на основе ощущаемой ценности товара;

д) методы на уровне текущих цен;

е) метод на уровне закрытых торгов и др.

Рассмотрим метод «средние затраты + прибыль».

где - норматив рентабельности в цене, который выбирается из следующих соображений:

 

 


 

 


 

 

 

 


 

 

;


 

 

,

 

где - норма прибыли на единицу вложенного капитала, 1/год;

      - актив бухгалтерского баланса или всё имущество предприятия,

                 грн.;

       - удельная себестоимость единицы изделия i-го наименования,

         грн/нат.ед.;

      - количество реализуемой продукции i-го наименования за год, нат.е.д./год;

     - число видов выпускаемой продукции на предприятии.

 

Преимущества метода:

  • простота для изготовителя;
  • обеспечение прибыльности работы предприятия;
  • одобрение показателя как справедливого метода.

Недостатки:

  • не учитывает спрос;
  • не учитывает ценовой стратегии конкурента.

На основе выбранного метода ценообразования определяется первоначальная проектируемая цена.

4 Установление  окончательной цены Далее предприятие должно рассмотреть и выбрать факторы, влияющие на установление окончательной цены.

Факторы:

  1. психология ценовосприятия;
  2. престижность товара;
  3. политика фирмы;
  4. рамки товарного ассортимента;
  5. скидки и зачёты;
  6. дополняющие товары;
  7. учёт транспортных расходов по доставке;
  8. дискриминация цен и др.

 

 

ФИНАНСЫ, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

  Понятие финансов, источники образования денежных средств на предприятии

 

Финансы – выраженные в  денежной форме взаимоотношения предприятия с другими организациями, физическими и юридическими лицами и своими сотрудниками.

Для нормальной деятельности предприятие ежегодно осуществляет планирование финансов, что означает определение всех источников образования  денежных средств на предприятии и основных направлений их использования.

Основные источники  образования денежных средств на предприятии:

  • выручка от реализации проданной продукции или оказания услуг;
  • кредиты;
  • для государственных предприятий – средства государственного бюджета либо в начале функционирования либо в виде дотаций (например, для предприятий газоснабжения и газификации);
  • вклады собственников;
  • выручка от реализации выбывающих основных производственных фондов и оборотных средств;
  • дивиденды по ценным бумагам;
  • платежи родителей за содержание детей в детских садах данного предприятия;
  • выручка от неосновной деятельности предприятия (например, от подсобного хозяйства).

Источники финансирования предприятия разделяются на:

  • внутренние, существующие за счет средств, получаемых от деятельности самого предприятия (прибыли, амортизационных отчислений, продажи имущества и т.д.);
  • внешние, не связанные с деятельностью предприятия (кредит, государственные дотации, продажи акций и т.д.).

Необходимо также различать  финансирование предприятий за счет собственных заемных средств (кредита, долговых обязательств).

В настоящее время кредит является важной формой финансирования, расширяющей текущие финансовые возможности предприятия, но одновременно связывающей его долговыми обязательствами из-за необходимости в будущем возвратить предоставленные деньги с процентами. Кроме денежной формы широкое распространение получили не денежные формы кредита: товарный кредит, аренда, в том числе лизинг.

Товарный кредит –  краткосрочный кредит, который одно предприятие предоставляет другому в товарной форме в виде отсрочки платежа за поставленную продукцию.

Аренда (долгосрочный кредит) – предоставление на определенный срок за плату различного имущества. Лизинговые компании, закупив у одних  предприятий имущества (чаще оборудование), предоставляют его на определенных условиях договора другим предприятиям. По окончании срока аренды имущество возвращается лизингодателю или арендуется на новый срок, либо выкупается по остаточной стоимости.

Финансовое состояние предприятия с одной стороны является результатом его деятельности, с другой – фактором его будущего развития. Поэтому, оно специально изучается в дисциплинах «Финансы предприятия», «Экономический анализ». В курсе «Экономики предприятия» будут рассмотрены лишь показатели, характеризующие экономический результат, прибыльность функционирования предприятия.

 

2  Прибыль  и рентабельность, их виды и  порядок расчёта

 

В настоящее  время  существуют различные методы  распределения  выручки от реализации продукции. Рассмотрим некоторые из них, представив порядок распределения выручки в виде схемы. Первый метод основан на формировании прибыли, второй - на формировании хозрасчетного дохода. В связи  с внедрением  новых бухгалтерских стандартов финансовые результаты предприятия представляются в форме, подобной первому методу.

Метод на основе формирования прибыли

 

 

 

НДС, АкС, Бн

     

 

 

Себестоимость реализованной  продукции

     
       

Прибыль

от реализации

 

 
       

Прибыль

     
       

Убытки от прочей деятельности

     

Балансовая  прибыль

 

 

   

Налоги

       

Прибыль предприятия (чистая)

 

 

 

Рисунок 9.1 – Порядок распределения  выручки на основе  формирования прибыли


При учете по новым бухгалтерским стандартам различают следующие виды прибыли: валовая, операционная, от обычной и чрезвычайной деятельности, чистая прибыль (см. Положення Стандарт бухгалтерського обліку 3 «Звіт про фінансові результати»).

Распределение прибыли  обычно осуществляется по схеме, изображенной на рис.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рисунок 9. 2 – Порядок  распределения прибыли предприятия

 

Прибыль, которая осталась на  предприятии после уплаты налогов, может использоваться предприятием по своему усмотрению. Ее называют чистой прибылью. Однако, иногда чистая прибыль рассчитывается следующим образом

,

где А – амортизационные отчисления, грн.;

      k – корректирующий коэффициент (устанавливается централизовано в стране).

 

Второй метод распределения выручки на основе формирования дохода.

 

 

НДС, АкС, Бн

     

 

 
       

Прибыль (убытки) прочей деятельности

     
       

Валовый доход

 

 

Налоги

     
       
   

 

где Змат – материализованные затраты, грн.

 

Рисунок 9. 3 – Порядок  распределения выручки на основе формирования хозрасчетного дохода

 

 

 

 


Рисунок 9. 4 – Порядок  распределения хозрасчетного дохода

Второй метод-рискованный, но имеет преимущества: может оказывать сильное материальное стимулирование внутри звеньев предприятия, поскольку можно организовывать фонды оплаты труда по отдельным звеньям предприятия, пропорциональные их вкладу в общие результаты.

Прибыль предприятия – экономический результат работы предприятия.

Для оценки экономической  эффективности работы предприятия  существуют специальные показатели рентабельности:

  1. рентабельность производства;
  2. рентабельность продукции предприятия;
  3. рентабельность конкретного вида изделия.

 

1)

2) ,

где - годовая балансовая прибыль предприятия(финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения), грн./год,

      - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, грн.

Рассчитанные показатели  должны быть сопоставлены с аналогичными показателями предприятия в предыдущем периоде или с показателями предприятия  текущего периода аналогичного профиля. Если рассчитанный показатель  больше сравниваемого, то это говорит об улучшении функционирования предприятия.

3) .

Данный показатель используется при уточнении номенклатуры выпускаемой  продукции, при выборе видов продукции, по которой предполагается в плановом периоде либо снизить затраты, либо улучшить качество с целью повышения цены.

В связи с введением  новых бухгалтерских стандартов (2000 г.) появились новые виды прибыли: прибыль от операционной деятельности, прибыль от обычной и чрезвычайной деятельности, чистая прибыль. [см. Положения (стандарт бухгалтерского обліку 3 “Звіт про фінансові результати”)]. Чистая прибыль в соответствии с терминологией новых стандартов – это прибыль предприятия (см. рис. 9. 1).

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ  И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

 

 

На предприятии осуществляются различные мероприятия, связанные  с производственной деятельностью  предприятия (внедрение новой техники, технологии, и т.п.). Каждое мероприятие  должно быть оценено с позиции  целесообразности. Наиболее часто выгодность, целесообразность мероприятия оценивается на основе экономической эффективности мероприятия.

Экономическая эффективность – экономическая  категория, характеризующая целесообразность рассматриваемого мероприятия и  определяемая на основе сопоставления  экономических результатов и затрат (или ресурсов), связанных с этим мероприятием.

Существует 2 принципиальных подхода в оценке экономической  эффективности:

1) и   2) ,

где ЭР – экономические  результаты от мероприятия;

       З  – затраты на мероприятие;

       Р  – ресурсы, необходимые для  реализации мероприятия.

 

Экономическими результатами могут быть:

  • Прирост дохода;
  • Прирост прибыли;
  • Рост богатства;
  • Экономия ресурсов.

В качестве затрат могут  быть:

  • Единовременные затраты на мероприятие;
  • Текущие расходы на функционирование мероприятия.

Единовременные  затраты – затраты, осуществляемые единственный раз для реализации мероприятия. В теории экономической эффективности они называются капитальными вложениями. Это понятие шире, чем в теме «Основные производственные фонды». В капитальные вложения  войдут кроме затрат на создание новых основных производственных фондов, затраты на НИОКР, подготовку кадров, разработку программного продукта.

Информация о работе Ценообразование на предприятии