Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 20:52, курсовая работа
Актуальность данной работы объясняется необходимостью изучения и использования на практике ценовых показателей, механизмов ценообразования, анализ спроса и предложения, проектирование и формирование цен. Как известно именно цены определяют структуру производства, оказывают влияние на распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.
На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС. Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена. Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит. В последние годы трансфертные цены получают большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится все более важным элементом международной торговли. Использование трансфертных цен может оказывать существенное влияние на конкурентоспособность фирмы на рынке. Так, путем снижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность конечного товара. Пониженные трансфертные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин и др.
Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.
Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль. Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).
Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
Цены на строительную продукцию.
Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
1) сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
2) прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.);
3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.
Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
По своему составу закупочная цена состоит из:
1. себестоимости,
2.размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и,
3. НДС.
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. В их состав включаются оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли. Схематично это выглядит следующим образом:
Оптовая Издержки Прибыль
Розничная = (отпускная)
+ обращения + торговых + Акциз + НДС.
цена
цена промыш-
торговых
организаций
ленности организаций
Особыми видами цен, которые непосредственно связаны с торговлей, являются аукционные, биржевые, договорные, твердые, и демпинговые цены.
Аукционная цена- цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной (значительно превышать ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.
Биржевая цена- цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях.
Договорная (контрактная) цена- это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором; может быть постоянной на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.
Твердая цена- согласовывается при заключении контракта и не подлежит пересмотру в ходе его выполнения.
Демпинговая цена- продажа товара за границей по цене более низкой, чем на отечественном рынке.
При осуществлении предприятием внешнеэкономической деятельности используются различные внешнеторговые цены.
Цены классифицируются в зависимости от территории действия: цены единые по стране, или поясные; цены региональные (зональные, местные).
Единые, или поясные, цены устанавливаются только на базовые виды продукции, услуги, на которые распространяется государственное регулирование (энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и др.).
Цены, обслуживающие
внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими
1) отражают внешнеэкономические связи
государства с другими странами;
2) находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих
условия производства и реализации
Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.
Мировая цена есть денежное
выражение мировой
Мировые цены находятся под значительным
влиянием государства, которое проводит
регулирование внешнеэкономической деятельности
через лицензирование, квотирование, субсидирование
экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние
На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ним. На импортируемые товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны экспортера. Затем на территории Белоруссии импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Национального банка. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.
1.3 Методы ценообразования
Методология ценообразования - совокупность общих правил, принципов, методов, позволяющих разрабатывать концепции ценообразования, управлять процессом ценообразования, определять структуру и уровень цены.
В рамках методологии ценообразования существуют различные методы определения цен, содержащие определенные рекомендации и инструментарий. Различные методы - это элементы методологии.
Центральным моментом в установлении цены является выбор метода ценообразования. От правильности этого выбора в конечном итоге будет зависеть результат маркетинговой политики и деятельности предприятия.
Различают следующие методы ценообразования:
1.
Затратные методы
1.1. Метод полных издержек - основан на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Если предприятие
Р=С (1+ R/100), где (1.3)
Р - продажная цена;
С - полные издержки на единицу продукции;
R - ожидаемая (нормативная) рентабельность.
1.2. Метод прямых затрат - сущность метода состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки - прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».
1.3. Метод предельных издержек - расчет цен на основе предельных издержек. Метод базируется на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренные выше методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.
Этот метод оправдан только в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.
1.4. Метод анализа безубыточности - метода на основе издержек производства, анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.
1.5. Метод учета рентабельности инвестиций - относится к группе методов расчета цен на основе издержек. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.
1.6. Метод надбавки к цене. В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен.
Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:
Ps = Pp (1 + m), где (2.3)
Ps - цена продажи;
Pp - цена приобретения;
M - повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.
2. Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономический параметров товаров. Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. К данной группе методов относят:
2.1. Метод удельных показателей - используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующихся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной степени определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена P’ по формуле:
P’ = Pb / Nb, где (3.3)
Pb - цена базисного изделия;
Nb - величина параметра базисного изделия.
Затем рассчитывается цена нового изделия P по формуле:
P = P’ N, где (4.3)
N - значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
2.2. Агрегатный метод - заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Информация о работе Ценообразование во внешнеэкономической деятельности