Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:23, реферат
В настоящее время единство исторически сложившейся и будущей кредитно-денежной системы полностью не изучено, так как опыт переходного периода недостаточно обобщен. Объясняется это следующими обстоятельствами:
- во-первых, после распада СССР, кредитная система до сих пор фактически не реформирована.
- во-вторых, выводы аналитиков Всемирного банка в большей мере основаны на анализе несовершенной статистической информации, что приводит к игнорированию традиций формирования национальных кредитных систем.
Введение………………………………………………………………...….3
1. Историческое развитие кредитно-денежной системы в России....5
1.1 Понятие денежно-кредитной системы……………...…………….…..5
1.2 Инструменты денежно-кредитной системы……………………....….9
2. Особенности денежно-кредитной системы в РФ………………….…12
2.1 Анализ денежно-кредитной системы РФ……………………...…….12
2.2 Методы регулирования денежно-кредитной системы РФ…………14
Заключение…………..……………………………………………………18
Список использованных источников………………………...………….20
Теория денежно-кредитного регулирования.
Теория денежно-кредитного
регулирования существует в двух
видах: монетаристская и кейнсианская
концепции обеспечения
Кейнсианская теория отрицает саморегулирование рыночной капиталистической экономики. Кейнс считал, что путем вмешательства государства в регулирование количества денег в обращении и процентных ставок можно преодолеть циклический характер развития диспропорции в экономике капитализма. Установление низкой нормы процента сможет обеспечить подъем производства, снизить до минимума или устранить безработицу, создаст стимул к инвестициям.
Монетаристы, напротив,
считают, что государственное
Основными направлениями государственного регулирования являются:
1) Политика ЦБ
в отношении финансовых
2) Налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
3) Участие правительства
в смешанных (
4) Законодательное
мероприятие исполнительной и
законодательной власти
В последние годы
денежно-кредитная политика Банка
России в целом характеризовалась
недостатком системности и
- расплывчатом определении
основных задач политики
- неразработанности
методики оценки спроса на
деньги и концептуальных
- неэффективном
управлении золотовалютными
В мировой практике
к целям ДКП традиционно
Банк России намерен в ближайшие годы завершить переход к режиму таргетирования инфляции. Под инфляционным таргетированием обычно понимается разновидность ДКП, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка.
Вместе с тем,
планируемый переход Банка
На ближайшие годы Банком России продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.
Немаловажное значение
приобретает эффективное
В сентябре-октябре 2008 г. в условиях неустойчивости рынка межбанковского кредитования Банк России предпринял ряд мер по созданию новых инструментов увеличения ликвидности в экономике. Но было бы большой ошибкой допустить инвестиционные и управляющие компании к системе рефинансирования центрального банка. Это привело бы к неконтролируемости процесса формирования ликвидности и создало бы риск перекредитования финансового сектора.
Подводя итог вышесказанному можно отметить, что принятие эффективных мер по недопущению в будущем глобальных финансовых кризисов потребует активного международного сотрудничества, такого же масштабного, как проведение Бреттон-Вудской и Ямайской международных конференций. Это позволит решить ряд проблем, которым до последнего времени не уделялось должного внимания. Например, следует обеспечить контроль за формированием международной ликвидности в результате мультиплицирования резервных валют. Это, скорее всего, обусловит необходимость ликвидировать банковские оффшорные зоны (с такими предложениями уже выступил ряд развитых стран, в частности Германия и Франция). Их деятельность не только ослабляет контроль за международной ликвидностью, но и является, по сути, недобросовестной конкуренцией в сфере налогообложения. Нужно также унифицировать требования к качеству банковского залога и предотвращать использование ценных бумаг, эмитированных при секьюритизации выданных кредитов, для обеспечения новых ссудных обязательств.
Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской федерации» от 12 апреля 1995г. основные инструменты денежно-кредитной политики банка:
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов;
- операции на открытом рынке;
-рефинансирование банков;
- депозитные операции;
- валютное регулирование;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.
Применяются также выборочные (селективные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей). К выборочным методам относятся:
- ограничение размеров
банковских кредитов для
- регламентация
условий выдачи конкретных
Банк России выдает
кредиты коммерческим банкам. В Законе
говорится, что Банк России регулирует
общий объем выдаваемых им кредитов
в соответствии с принятыми ориентирами
единой государственной денежно-
Процентные ставки по операциям Банка России (ставки рефинансирования). Законом предусматривается возможность установления одной или нескольких процентных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Под системой рефинансирования понимаю формы, порядок, условия, сроки лимиты кредитования Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы. Процентная политика является методом регулирования кредитно-денежной системы. Повышая ставку на учетно-ссудный операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческим банков и их клиентов получить кредит, что приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса, уровне валютного курса. Повышение ставок способствует привлечения в страну иностранного краткосрочного капитала, что приводит к активизации платежного баланса, увеличению предложения иностранной валюты, в результате чего происходит снижение курса иностранной валюты и повышение курса национальной валюты. Снижение ставки ЦБ приводит к противоположным результатам.
Социально-экономические
последствия при повышении
Высший уровень
ставки рефинансирования был в декабре
1993г – 3101, к августу 1994г – 1401, в
1997 году она снизилась с 48 до 21%, летом
1998г снова был отмечен
Существенное воздействие
на кредитные ресурсы коммерческих
банков, на их возможности предоставлять
ссуды оказывает изменение
Роль обязательного кредита двоякая: во-первых, тормозит эмиссии коммерческими банками; во-вторых, является инструментами текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов неодинаковы в разных странах, они зависят от «качества» привлекаемых ресурсов, устойчивости банковской системы и состояния дел в экономике и на денежном рынке.
Самыми неустойчивыми ресурсами банков являются вклады до востребования (бессрочные вклады), следовательно, по ним и нормы резервирования выше. По срочным вкладом нормы резервирования зависят от срока вклада. Так, в США высшая норма резервирования по текущим счетам составляет 12%, по срочным и сберегательным счетам 3%, в Японии-2,5; 1,75 и 0. В России размер обязательных резервов, порядок их депонирования устанавливаются советом директоров ЦБ РФ.
Согласно закону
высшая граница нормы обязательных
резервов в РФ установлена равной
204. нормативы могут быть дифференцированы
для различных кредитных
Современная денежно-кредитная система представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процентов, сроки кредита, ставки рефинансирования и др.) и институтов денежно-кредитного регулирования.
Роль денежного
обращения проявляется в
Денежно-кредитную
политику следует рассматривать
в широком и узком смысле. В
широком смысле она направлена на
борьбу с инфляцией и безработицей,
на достижение стабильных темпов экономического
развития через регулирование денежной
массы в обращении, ликвидности
банковской системы, долгосрочных процентных
ставок. В узком смысле такая политика
направлена на достижение оптимального
валютного курса с помощью
валютной интервенции, изменение ставки
Центрального Банка и других методов
регулирования краткосрочных
Кредитной системе
РФ предшествовал длительный исторический
период, который определялся социально-
Информация о работе Денежно-кредитная система Российской Федерации