Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 14:24, курсовая работа
Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.
Введение 2
I. Рыночный механизм распределения и дифференциации 3
доходов
II. Способы изменения дифференциации доходов 8
Исходные положения концепции реформы распределения 10
Тенденции и направления рыночной трансформации механизма 13
распределения доходов в РФ
III. Дифференциация доходов и проблема бедности 15
в современной Росси
3.1. Причины неравенства доходов 20
3.2. Динамика доходов и их дифференциация 20
3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная 23
дифференциация
Доходы населения 25
Заключение 44
Литература 46
алгоритмов институциональных изменений возможно при анализе влияния низких доходов и бедности на формирование соответствующих институтов, а также деятельности групп с особыми интересами, направленной на институциональное закрепление изменений в пропорциях распределения доходов.
II. Способы изменения дифференциации доходов
К числу особенностей распределения в переходной экономике относятся следующие процессы:
- осуществляется переход от
уравнительного монораспределения по
труду к
многообразию форм и способов распределения
доходов.
В целом можно выделить следующие способы распределения:
В процессе распределения формируются персональные доходы населения:
- реальный доход - количество
товаров, которые можно приобрести на
располагаемый доход.
Структура номинальных доходов:
- доходы от собственности,
земли, предпринимательской
деятельности
(45,9%);
- доходы от личного подсобного хозяйства (1,7%);
Распределение по труду было господствующей формой распределения в условиях реального социализма, т.е. 90%-го контроля государства (в 1992 г., по Гайдару его доля составила 55%, а норма 40-45%). Но в порах госэкономики существовали и другие способы распределения - например, криминогенные формы - взятки, использование служебного положения для личного обогащения, элементарное воровство существовали практически всегда. С 60-х годов (экономическая реформа) - появились элементы распределения по доходу со своих средств производства (фонды экономического стимулирования) и теневая экономика, а также доходы от своей должности.
Структура отношений распределения в условиях реального социализма:
В составе заработной платы около 17-30 % занимали доходы работников от своих средств производства, своей собственности (по капиталу)
- фонды экономического стимулирования (премии).
Значительную долю доходов (по оценкам, 60-170 млрд. руб.1, по официальной статистике - 99,8 млрд. руб.) население получало через занятость в неофициальной (теневой экономике), в которой было занято около 30 млн. чел.
Работники партийно-государственного аппарата и руководители предприятий (5,9 млн. чел. с членами семей) получали доходы по труду, по привилегиям и криминогенным формам.
Заключенные, бомжи (1 млн. чел., в 1937 г. 10-13 млн. чел. было в ГУЛаге) выпадают из отношений распределения.
Шабашники (временные строители, 6 млн. чел.) участвовали в распределении доходов через распределение по труду, криминогенные формы, приписки.
Таким образом, в условиях реального социализма существовали три формы (способа) распределения:
- криминогенные формы.
Способ распределения определяется способом участия в производстве, а он зависит от отношения к средствам производства. Но в условиях экономики дефицита получение одинаковой суммы дохода не обеспечивало одинаковый уровень потребления. Он определялся доступом к благам, их распределению и местам реализации, наличием привилегий, номенклатурного статуса -нелегальный рынок, карточки, очереди (распределение по активности в сфере реализации).
Результат 70-летнего действия распределения по труду, призванного преодолеть присущую буржуазному обществу глубокую социальную дифференциацию:
2.1. Исходные положения концепции реформы распределения
Концепция реформы распределения основывается на следующих исходных положениях:
3) генетической основой мотивации
активного экономического поведения
является диалектика труда и собственности;
4) абстрактно-всеобщими
направлениями реформирования
системы
распределения в обществах современной
цивилизации являются обособление
хозяйствования и индивидуализации присвоения.
В переходной экономике обеспечивается переход от стимулирования труда наемного работника к формированию интегральной системы, включающей (или основанной) мотивацию.
Мотив труда - это внутреннее побуждение, самостимулирование деятельности, направленной на удовлетворение потребностей экономических субъектов.
Стимул представляет собой внешнее воздействие на экономического субъекта, наемного работника. Свободный труд немыслим без мотивации. Мотивация возникает при условии собственнического (хозяйского) положения непосредственного производителя, это активная его характеристика. Заработная плата - это стимул к труду, внешнее воздействие, экономическое принуждение к труду, пассивная характеристика экономического субъекта.
Отсутствие внутренних мотивов труда в условиях неперсонифицированных форм присвоения (государственная, колхозная собственность) обусловливало эффект привыкания к тем или иным стимулам и необходимость непрерывного разрастания составных элементов систем стимулирования труда.
Поскольку мотивация обусловлена единством труда и собственности, то в экономической истории выделяются следующие исторические этапы их диалектики:
В настоящее время складываются следующие способы распределения в формирующихся секторах экономики:
1. Государственный сектор
- сужение его через
коллективы госпредприятий участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Но доминирующей формой личного распределения (персонального) является распределение по труду в соответствии с единой тарифной сеткой, т.е. по индивидуальным или бригадным затратам труда.
2. Корпоративный сектор - т.к.
основан на объединении собственности
граждан (частной), то распределение для
всего коллектива собственников
осуществляется по капиталу (доходу с
находящихся в общей собственности
средств производства) и присваивается
предпринимательский доход. Внутри
коллектива собственников распределение
осуществляется по труду, если
собственность общая, по паям, если долевая
и по капиталу, если акционерная.
Но это реализуется в конечном распределении
(по итогам года, квартала), в
течение года распределение осуществляется
по труду в соответствии с ETC.
3. Частный сектор - здесь формируются:
доход на собственность (процент на
капитал) и предпринимательский доход,
который включает:
- вознаграждение работника
- собственника за
труд по управлению
производством (Д.С. Милль, Ж.Б. Сэй, А. Маршалл);
- эффект использования
передовых технологий,
коммерческих и
организационных нововведений (Й. Шумпетер);
- эффект правильной оценки
степени риска, т.е. будущей неопределенной
экономической ситуации (Ф. Найт).
4. Теневой сектор (30-50% ВВП,
в развитых странах - 5-6% ВВП)
-
существенно возросли доходы,
что обусловлено как инфляционным
их
ростом, так
и усилением
налогового прессинга,
заставляющего
предпринимателей использовать противозаконные
способы получения дохода
(наличный оборот, укрываемый от налогообложения).
П. Бунич: «Наш рынок
на 80% теневой, криминальный, а крупный
бизнес - на 100%».
5. Формируются принципиально
новые элементы распределительного
механизма, например, распределение
по унаследованному
капиталу.
Обеспечение потомкам более достойных
условий жизни - важнейший мотив
труда, хотя в условиях
инфляции мотивация накопления
существенно
снижается.
Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких мотивационных потенций распределительного механизма
соответствует этапам развития (степени развитости) индивидуализации присвоения и обособления хозяйствования.
Новый механизм распределения обусловливает создание соответствующего механизма перераспределения доходов. Он выступает стержнем распределительной системы постиндустриальных стран, т.к. через систему трансфертных платежей обеспечивает социальную защиту не имеющим собственности слоям населения.
Но перераспределительные процессы имеют определенные границы, за пределами которых тормозят развитие производства. Требования справедливости в распределении доходов не должно снижать мотивацию роста доходов хозяйствующих субъектов.
Наконец, вопрос о регулировании доходов в переходной экономике решается через индексирование заработной платы в соответствии с инфляционным ростом пек, а также прогрессивное налогообложение, контроль за использованием доходов.
Изложенные концептуальные положения реформы механизма распределения доходов обусловливают необходимость анализа основных направлений рыночной трансформации механизма распределения в РФ.
2.2. Тенденции
и направления рыночной
Доход - категория, неизвестная советской экономике. Поэтому первое направление рыночной трансформации - легализация рыночных доходов, в т. ч., и считавшихся нетрудовыми (спекулятивных) т.е. денежного выражения результатов деятельности физического или юридического лица, регулярно и законно поступающего в его непосредственное распоряжение. Условием получения дохода становится всякое активное участие в экономической жизни, предполагающее необходимость делать нечто полезное для других людей, а не только работа на госпредприятии. В обмен на это полезное участие люди передают нам часть находящихся у них денег. Т.е. получение дохода - свидетельство участия лица в экономической жизни, а размер дохода
- показатель масштаба такого участия.
Важной тенденцией является формирование многообразия функциональных (факториальных) доходов в зависимости от источника, спроса и предложения фактора производства, т. е. в соответствии с многообразием форм собственности:
Перераспределительное вмешательство государства также формирует новые формы персонального (вертикального) распределения доходов, т. е. фактического распределения доходов по отдельным группам населения -домохозяйствам; которые не зависят от источников, объединяют прибыль, пособие по безработице в одно понятие дохода и устанавливают объективную имущественную иерархию в обществе:
Информация о работе Дифференциация доходов и проблема бедности 15 в современной России