Дифференциация доходов и проблема бедности 15 в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

Содержание работы

Введение 2
I. Рыночный механизм распределения и дифференциации 3
доходов
II. Способы изменения дифференциации доходов 8
Исходные положения концепции реформы распределения 10
Тенденции и направления рыночной трансформации механизма 13
распределения доходов в РФ
III. Дифференциация доходов и проблема бедности 15
в современной Росси
3.1. Причины неравенства доходов 20
3.2. Динамика доходов и их дифференциация 20
3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная 23
дифференциация
Доходы населения 25
Заключение 44
Литература 46

Файлы: 1 файл

проблемы дифференциации в экономике.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Во втором квартале 2003. реальный размер начисленной среднемесячной заработной платы работника составил 41% от уровня 1990г. За эти годы период доля оплаты труда в ВВП снизилась с 42% до 31%. При учёте скрытой заработной платы из статьи "другие доходы" в статье "оплата труда" доля

оплаты труда в ВВП в 2003. "возрастает" до 42% , а в 1996, 1997 и 1998гг. составляет даже 49%. Но для работников государственного сектора экономики "скрытая заработная плата" является скорее исключением, чем правилом, в связи с чем для них доля "оплаты труда" в ВВП составляет именно 31%.

Последние два, два с половиной года средняя заработная плата работников более высоких децилей в ряду распределения численности работников по заработной плате росла более высокими темпами, чем средняя заработная плата более низких децилей. В связи с этим увеличивалось расслоение населения по уровню душевого дохода и во втором квартале 2003. удельный вес малообеспеченного населения достиг 41%

3.4. Доходы населения

Бюджетные проектировки 2004 года определяют рост реальных денежных доходов населения на 7-8% (по сравнению с 2003 годом), что позволит несколько превзойти уровень 1997 г. и составит 70-75% уровня 1991 г. При этом прирост зарплаты составит 8,0-9,5%.

Предложенные показатели их увеличения в проекте федерального бюджета основаны на следующих проектировках:

  • минимальный размер  оплаты труда на 2004  год  планируется  в 
    размере 600 рублей в месяц;
  • прогнозируемая среднегодовая величина прожиточного минимума 
    трудоспособного населения в 2004 году (по данным Минэкономразвития 
    России) составит 2730 рублей, пенсионеров - 1900 рублей, детей - 2445 
    рублей; в 2004 году предполагается пересмотреть потребительскую корзину, 
    что   повысит   величину   прожиточного   минимума   ориентировочно   на   10 
    процентных пункта;
  • расчетное соотношение между минимальным размером оплаты труда 
    и   среднегодовой   величиной   прожиточного   минимума   трудоспособного 
    населения на 2004 году составит 22,0%; это несколько выше, чем в 2003 году, 
    но значительно ниже, чем в 2002 году (24,4%);
  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного 
    минимума в 2004 году прогнозируется примерно на уровне 20,5 - 21,5% от 
    общей численности населения (по сравнению с ожидаемой величиной 22,5% в 
    2003   году).   В   случае  же  законодательного  пересмотра  потребительской 
    корзины можно ожидать увеличения показателей бедности примерно на 5 
    процентных пункта.

На повышение тарифных ставок (окладов) ETC работников федеральных государственных учреждений в проекте федерального бюджета на 2004 год предусмотрено свыше 42 млрд.рублей в расчете на год, а бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам потребуется изыскать дополнительно к 2003 году порядка 90,2 млрд. рублей.

Однако в Фонде софинансирования социальных расходов федерального бюджета  на  2004   год,   через   который   в   предыдущие   годы   выделялась

финансовая   помощь   субъектам   Российской   Федерации   на   повышение заработной      платы      работникам      организаций      бюджетной      сферы, соответствующие средства не предусмотрены.

В целом доля расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда единого социального налога) всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, в общих расходах федерального бюджета, составит в 2004 году 19,1%.

Предполагается, что реализация данных бюджетных проектировок позволит компенсировать рост цен на товары и услуги в 2004 году. Это означает, что достигнутый в 2003 году уровень покупательной способности заработной платы работников бюджетной сферы сохранится в 2004 году, а поэтому сколько-нибудь серьезного снижения уровня бедности данной категории населения не произойдет. Кроме того, по-прежнему сохраняются существенные различия в уровнях заработной платы по отраслям экономики. Средняя заработная плата работников образования, здравоохранения, культуры, органов социального обеспечения в 2004 году не превысит 60% от средней заработной платы в промышленности и сохранит свою крайне низкую покупательную способность.

Более того, в проекте федерального бюджета на 2004 г. не предусмотрен очередной этап повышения ставок и окладов работников бюджетной сферы при постоянном отставании их заработков от роста прожиточного минимума.

В этой связи важно отметить следующие принципиальные моменты. Размеры заработной платы, пенсий и социальных выплат в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности, безработицей, виды и качество доступной медицинской помощи определяют базовые характеристики социальной политики государства, эффективность ее бюджетных механизмов, типы воспроизводства населения: простого, суженного или расширенного.

При этом определяющее значение для формирования бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов имеет заработная плата. Это связано с тем, что заработная плата является базой исчисления единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный, медицинские фонды и Фонд социального страхования.

В этой связи характеристики заработной платы (ее доли в ВВП и в доходах населения), динамика роста и показатели распределения по группам населения позволяют оценить возможности и перспективы роста величины пенсий и пособий, виды и объемы медицинской помощи.

Благоприятные тенденции в экономике страны в последние четыре года положительно сказались на общих макроэкономических показателях доходов и уровне жизни населения. В течение 2000-2003 годов отмечен реальный рост денежных доходов населения, включая заработную плату, который составил около 10% в год. Однако данная тенденция во многом объясняется опережающими темпами доходов у состоятельных граждан, доля которых составляет примерно только пятую часть населения. На другом полюсе значительная по численности бедная часть населения, доходы которого ниже прожиточного   минимума,   а   также   нуждающиеся   группы   с   доходами,

 

незначительно превышающими прожиточный минимум.

С апреля 2002 года по апрель 2003 года в группе состоятельных граждан рост средней месячной прибавки составил 3300 рублей, а в группе бедной части населения величина прибавки составила всего 116 рублей в месяц. Поэтому для группы бедных и нуждающихся граждан, доходы которых в полтора-два раза меньше средних по стране (а они составляют большую часть населения) размеры пенсий и пособий, которые находятся в зависимости от заработной платы и частично ее замещают, также будут ниже уровня прожиточного минимума или незначительно его превышать. Это является основной причиной консервации замкнутого круга проблем: низкая заработная плата может воспроизвести только низкие по размеру пенсии и пособия.

Особенно обостренна проблема низкой заработной платы, пенсий и пособий в региональном разрезе. Так, в 2002 году в Ивановской области, Ингушской Республике, Агинско-Бурятском, Коми-Пермском, Эвенкийском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах подавляющая часть населения (70-90%) имела доходы ниже прожиточного минимума. В целом по стране в 58 субъектах Федерации доля только бедных слоев населения находится в диапазоне 25-50% (см. таблицу 1).

При этом, наиболее массовую группу бедных (две трети) составляют домохозяйства с работниками. Из них почти половина приходится на малодетные семьи (1-2 ребенка) с двумя работающими родителями и одиноких трудоспособных граждан, которые ранее (в дореформенный период) не относились к малообеспеченным группам населения.

Следует отметить и низкий средний уровень доходов населения. Так, по оценкам специалистов величина среднедушевого дохода 80% россиян составила примерно 2,2-2,4 тыс. рублей в месяц, что соответствует только физиологическому прожиточному минимуму. Это в свою очередь ограничивает финансовые возможности бюджетов всех уровней, так как за счет населения формируется около 70% всех налоговых поступлений.

Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является оптимальная (и необходимая) доля заработной платы в ВВП, которая законодательно резервируется на все виды обязательного социального страхования.

Практика развитых стран использует несколько моделей распределительной политики. Для одних стран (Германия, Франция, Швеция, Италия) это соотношение следующее: 60-70% идет на текущую заработную плату (при этом объем чистой без налогов заработной платы, выплачиваемой работникам, составляет 22-30% ВВП), а 20-30% резервируется на всю совокупность видов социального страхования (что составляет от 18 до 34% ВВП).

 

Таблица 1

Численность россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума по регионам

(2003г.; в процентах от общей  численности населения в каждом субъекте РФ, по данным Госкомстата России)

 

I группа (за чертой бедности - пятая часть жителей или меньше):

Тюменская область

16,1

Карелия

20

в том числе:

 

Москва

21

Ханты-Мансийский а.о.

11,8

Санкт-Петербург

21,1

Ямало-Ненецкий а.о.

7,6

   

Российская Федерация (в целом)

25,0

II группа (масштабы бедности в регионе -ниже или на уровне средних показателей по России):

Ярославская область

21,4

Татарстан

24,0

Республика Коми

21,5

Пермская область

24,1

Тульская область

22,1

Омская область

24,3

Нижегородская область

22,9

Мурманская область

24,5

Башкирия

23,1

Свердловская область

24,9

Томская область     

23,3

Северная Осетия - Алания

24,9

Кемеровская область

23,5

Белгородская область

25,0

Саха (Якутия)

23,8

   

Аутсайдеры (более половины населения - за чертой бедности):

Республика Марий Эл

54,7

Коми-Пермяцкий а.о.

70,4

Читинская область

57,3

Агинский-Бурятский а.о.

74,5

Республика Калмыкия

57,4

Усть-Ордынский Бурятский а.о.

82,7

Ивановская область

67,4

Ингушская Республика

87,6

Эвенкийский а.о.

67,8

   

 

Заключение

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.

В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства.

Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.[22;12]

Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.

Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.

Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Дифференциация доходов и проблема бедности 15 в современной России