Финансовая безопасность и ее основные инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы подчеркивается еще и тем, что мощь и национальная безопасность государства, как гарантии независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются прежде всего состоянием его экономики и защищенностью от угроз финансовой безопасности. В последние годы вопросы финансовой безопасности в России находятся в центре внимания как властей, так и науки. При этом они исследовались преимущественно экономической наукой, в то время как огромный гносеологический потенциал юриспруденции был задействован не в полной мере.

Содержание работы

Введение ….....................................................................................................................3
Глава 1. Финансовая безопасность и ее основные инструменты...............................4
1.1. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности …..............4
1.2. Теория и стратегия финансовой безопасности.....................................................5
1.3. Инструменты, обеспечивающие финансовую безопасность...............................7
1.4. Обеспечение внутренней финансовой безопасности страны............................11
Глава 2. Практическая часть........................................................................................14
Заключение …...............................................................................................................21
Список использованной литературы ….....................

Файлы: 1 файл

экон безопасность.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Естественно, анализируя вопросы наделения каких-либо органов ГФК конкретными функциями контроля за обеспечением финансовой безопасности страны, необходимо учитывать их реальные возможности. Например, в свете важности затронутой проблемы, возникает необходимость исследования и обоснования целесообразности дополнения системы направлений деятельности Счетной палаты РФ направлением деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса.

В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где кроме всего прочего должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации.

Иными словами, следует определить критерии, позволяющие судить о соблюдении теми или иными государственными органами, а также негосударственными хозяйствующими субъектами требований финансовой безопасности РФ. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности).

В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности РФ. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности (а также для контроля за соблюдением финансовых интересов РФ).

Кроме этого должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.

 

 

 

1.4. Обеспечение внутренней  финансовой безопасности страны

 

Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в РФ. Действительно, вряд ли у кого возникнут сомнения, что для обеспечения финансовой безопасности особую роль играет грамотное регулирование межбюджетных отношений в стране. Так, здесь как минимум должны быть:

) разработаны и внедрены механизмы регулирования межбюджетных отношений:

предотвращающие предоставление необоснованных привилегий в расходных полномочиях органов власти и управления всех уровней и обеспечивающие реальные механизмы их ответственности за выполнение своих финансовых обязательств;

исключающие необоснованное предоставление финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности;

исключающие несоответствие разграничения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы закреплению доходных источников и налоговых полномочий за ними;

включающие усиление контрольных функций федеральных органов власти в сочетании с оказанием финансовой помощи регионам;

обеспечивающие "прозрачность" межбюджетных расчетов и различного рода компенсаций для общественного контроля;

) определены четкие и обоснованные  критерии выравнивания бюджетной  обеспеченности регионов, а также  критерии бюджетной эффективности (при этом эффективность может  определяться соотношением доходов  и расходов, соотношением бюджетных  вложений и их результата и др.);

) оптимизированы маршруты и  ритмичность бюджетных потоков (в  целях минимизации смены направлений  бюджетных потоков на пути  к конечным потребителям).

Для разработки вопросов финансовой безопасности государства и проведения соответствующих контрольных мероприятий потребуется особо высокая квалификация.

Следует также добавить, что контролеры должны будут заниматься самой постановкой проблемы и разработкой концепции обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Поэтому, вполне очевидно, что для грамотного качественного выполнения всех этих задач потребуются кадры, квалификация которых как минимум выше контролируемых работников остальных государственных структур.

В качестве второго варианта (первый вариант - отдельная структура в составе Счетной палаты РФ непосредственно) организации органа, контролирующего обеспечение финансовой (экономической) безопасности государства, можно предложить создание общественно-государственной контролирующей структуры. Этот орган будет подотчетен непосредственно Президенту РФ, а также широкой общественности. При этом он будет тесно взаимодействовать со Счетной палатой РФ (ее соответствующими структурами). Такая структура общественно-государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности РФ наглядно представлена на рис.2

 

Рисунок 2. Структура контроля за обеспечением финансовой безопасности России (принципиальная схема)

 

Из рисунка видно, что общественно-государственная контрольная организация и нанятые ею независимые специалисты (аудиторы, эксперты) будет контролировать непосредственно все уровни государственной власти и управления на предмет обеспечения ими финансово-экономической безопасности страны (а, следовательно, и российского общества в целом). В то же время она будет сотрудничать со Счетной палатой РФ (региональными палатами) и отчитываться за проделанную работу как перед Президентом РФ, так и перед широкой общественностью (через СМИ). Все это и будет обосновывать статус общественно-государственной организации. Стоит подчеркнуть, что народ России (граждане) не только имеет право, но и обязан как носитель суверенитета и единственный источник власти в стране непосредственно контролировать бюрократию как на предмет обеспечения ею в своей деятельности финансовой безопасности страны, так и на предмет ее эффективности по всем иным аспектам государственного управления. Информация, полученная общественно-государственным контролем, должна быть регулярно обсуждаема в СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы, сборники, бюллетени и т.п.), т.е. посредством гласности должна обеспечиваться реальная прозрачность работы государственной бюрократии. Вопросы же финансово-материального обеспечения этой организации могло бы отчасти разрешить создание целевых общественных фондов за счет взносов наиболее конкурентоспособных отечественных бизнес-структур, заинтересованных в обеспечении финансовой безопасности России (финансовая безопасность государства в конечном итоге делает возможным эффективное поступательное развитие отечественного бизнеса).

Основной результат предлагаемого общественно-государственного контроля - информирование Президента РФ о реальном состоянии финансовой (экономической) безопасности в стране и формирование устойчивого общественного мнения о работе государственной бюрократии (создание ее репутации), а, следовательно, и о ее необходимости. Из рисунка также видно, что одним из путей совершенствования общественного контроля является использование в его деятельности независимого аудита, так как аудиторы имеют квалификацию, необходимую для ревизии в сложных финансовых системах.

Во всяком случае идею организации общественно-государственного контроля по предложенному выше варианту целесообразно проработать общественному совету при Счетной палате РФ. Считаем, что этот относительно недавно созданный орган мог бы принять самое непосредственное участие в разработке стратегии и тактики обеспечения финансовой безопасности России.

 

 

Глава 2. Практическая часть

Вариант 4

 

Задание 1.

Предприятие производит электроплиты, реализуя 400 плит в месяц по цене 250 у.е. (без НДС). Переменные издержки составляют 150 у.е./шт., постоянные издержки- 35000 у.е. в месяц

Показатель

На 1 ед. продукции

%

Долей единицы

Цена реализации

250

100

1

Переменные издержки

150

60

0,6

Валовая маржа

100

40

0,4


 

Возьмите на себя роль финансового директора и ответьте на следующий вопрос:

Начальник отдела сбыта предлагает перевести своих сотрудников с окладов ( суммарный месячный фонд оплаты труда - 6000 у.е.) на комиссионное вознаграждение- 15 у.е. с каждой проданной плиты, причем  есть гарантия, что объем продаж в таком случае вырастет на 15 %. Следует ли одобрить такое решение?

Решение:

Определяем прибыль по первоначальному варианту

П= 400*250-(400*150+35000)=100 000 -95 000= 5 000 у.е.

Определяем затраты на продукцию после изменения системы оплаты труда

З=400*1,15*(150+15)+35000-6000=104900

Определяем выручку по выпуску продукции

В=400*1,15*250=115 000

Определяем прибыль от предложения

П=115000-104900=10100 у.е.

Такое решение необходимо одобрить, так как прибыль увеличится более чем в 2 раза.

Задание 2.

Оцените степень риска бизнес-проекта, опираясь на показатели производственного, финансового и производственно-финансового левериджа:

Исходные данные:

выручка от реализации продукции- 1200 т.р.

переменные издержки- 576 т.р.

балансовая прибыль- 200 т.р.

чистая прибыль- 120 т.р.

Решение:

Определим валовую маржу

ВМ=1200-576=624 тыс. руб.

Постоянные затраты составят

ПЗ=624-200=424 тыс. рб.

В практических расчётах для определения силы воздействия операционного или производственного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи - это разница между выручкой от реализации и переменными затратами:

 

 

В нашем примере:

Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации на 1%, прибыль возрастёт на 1%*3,12 = 2,6%, при понижении на 10% прибыль снижается на 10%* 3,12 = 31,2%.

Вывод: сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности, хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю.

Порог рентабельности = постоянные затраты/валовую маржу в относительном выражении

 

ТБ= 424/ (624/1200)= 424/0,52=815 тыс. Руб.

 

Т.е безубыточный объем продаж составит 815 тыс. руб.

Существуют различные способы расчета финансового левериджа.

 

,

 

где - уровень финансового левериджа;

ПР - общая прибыль предприятия; 200 тыс. руб.

ЧП - чистая прибыль; 120 тыс. руб.

Об.пл. - обязательные платежи из чистой прибыли, 200-120=80 тыс. руб.

- ставка налога на прибыль  в процентах, 24%

 

Уфл= 200/(120-80)*(100-24)/100)=6,58%

 

Это означает, что при возможном увеличении прибыли на 1%, чистая прибыль возрастёт на 1%*6,58 = 4,75%, при понижении на 10% прибыль снижается на 10%* 6,58 = 65,8%.

Формулу сопряжённого эффекта операционного и финансового рычагов:

 

Уровень сопряженного          сила воздействия         сила воздействия

эффекта операционного   =    операционного      *     финансового

 финансового рычагов             рычага                           рычага

 

УПФ= 3,12*6,58=20,53%

 

Таким образом, степень риска проекта составляет 20,53%., следовательно, проект имеет высокую степень риска.

 

Задание 3.

Сравните по критериям NPV, IRR, PP  два варианта бизнес-плана, если цена капитала 13 %. Чистый денежный поток (доход), тыс. руб., по периодам проекта:

Вариант А:  -2000    700        700         700           700

Вариант Б:  - 2500    250       500       1000          2000 

Решение:

В международной практике обоснования эффективности инвестиционных проектов используются следующие обобщающие показатели эффективности производства: чистая текущая стоимость, рентабельность капитала, внутренний коэффициент эффективности, период возврата капитальных вложений, максимальный денежный отток, точка безубыточности.Показатель чистой текущей стоимости определяется как разность между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени. Обычно чистая текущая стоимость рассматривается как норма инвестирования капитала (норма минимального дохода), подтверждающая целесообразность осуществления капитальных вложений.

Информация о работе Финансовая безопасность и ее основные инструменты