Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:11, курсовая работа
Переход экономики на рыночный путь развития означает предоставление субъектам хозяйствования полной самостоятельности в организации и управлении их деятельностью, способствующих активизации предпринимательской инициативы и творчества, направленных на получение прибыли. Параллельно возрастает степень хозяйственного риска и финансовой ответственности предприятий и их собственников за результаты работы.
1.1. Финансовая несостоятельность, банкротство и их признаки.
Переход экономики на рыночный путь развития означает предоставление субъектам хозяйствования полной самостоятельности в организации и управлении их деятельностью, способствующих активизации предпринимательской инициативы и творчества, направленных на получение прибыли. Параллельно возрастает степень хозяйственного риска и финансовой ответственности предприятий и их собственников за результаты работы.
Процесс экономической перестройки народного хозяйства сложен. Под воздействием множества внешних и внутренних факторов ряд белорусских предприятий оказались неплатежеспособными. Их кризисное состояние усугубляется изношенностью основных фондов и невозможностью в связи с этим обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и рентабельную работу. Такие предприятия стали обузой для национальной экономики, то есть банкротами.
Банкротство предприятий всегда сопряжено с определенными потерями капиталов, сокращением производственных мощностей, появлением безработных и связанными с этим социальными конфликтами. Тем не менее, структурная перестройка и, следовательно, общий экономический рост белорусской экономики невозможен без ликвидации технически отсталых предприятий, производящих ненужную продукцию, расходующих на нее огромную массу дефицитных материальных, сырьевых, топливных и трудовых ресурсов.
Несостоятельность, или банкротство, - неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
Из данного определения можно выявить существенные признаки банкротства:
1)неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основанием возникновения такого обязательства могут быть возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления обязана уплатить денежные суммы, а также иные основания, предусмотренные законодательством (причинение вреда, неосновательное обогащение и т.п.);
2)неспособность должника исполнить обязательство по уплате налогов и сборов в бюджет соответствующего уровня в порядке, предусмотренном законодательством.
Законодательство устанавливает определенную процедуру признания лица несостоятельным (банкротом), т.е. сам факт отсутствия денежных средств для исполнения обязательств перед третьими лицами свидетельствует лишь о неплатежеспособности должника. Для того чтобы неплатежеспособность трансформировалась в несостоятельность, необходимо официальное признание этой неплатежеспособности самим должником или судом.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
Признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности - ликвидацию.
Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами, т.е. из-за неудовлетворительной структуры баланса предприятия. Она выражается в проявлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами. Несостоятельность, или банкротство, предприятия является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию. Банкротство - неотъемлемый элемент конкурентной рыночной среды. Без банкротства нет конкуренции. Возможность банкротства заставляет предприятие принимать меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышать эффективность и производительность труда.
Официально предприятие может считаться банкротом только при наличии решения хозяйственного суда. Законодательство о банкротстве не ограничивается лишь ликвидационными процедурами. Значительное место в нем отводится процедурам организационным, включая внешнее управление и санацию (оздоровление). Все эти варианты направлены на продолжение деятельности предприятия, оказание ему финансовой помощи с целью обеспечения его нормального дальнейшего функционирования.
Таким образом, государство принимает на себя функции регулирования экономических отношений в случаях банкротства хозяйствующих субъектов, отдавая приоритет интересам кредиторов. Кредитор должен иметь гарантии получения средств, которые он вложил в обанкротившееся предприятие. Вместе с тем задача состоит в том, чтобы добиваться сохранения бизнеса с использованием самых различных методов: диверсификации, реструктурирования капитала предприятия - должника, выделения отдельных подразделений в самостоятельные производственные структуры.
Государственное регулирование банкротства осуществляется на основе нормативных актов. В Республике Беларусь в этой области действуют Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 года «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)», дополняющие, уточняющие и конкретизирующие отдельные положения Закона. В последнем нормативном документе четко разграничиваются понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство». Это сделано для того, чтобы не допустить случаев «ложного банкротства», к которому иногда прибегают кредиторы и собственники предприятий в корыстных интересах.
Экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника.
Банкротство - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя.
Республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, является республиканская служба по финансовому оздоровлению и банкротству. Она создает территориальные органы и представительства. Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Действующее законодательство распространяется на имущественные отношения юридических и физических лиц, занимающихся на территории Республики Беларусь финансово-хозяйственной деятельностью, независимо от форм собственности, включая субъектов хозяйствования других республик и иностранных государств.
Все субъекты хозяйствования несут полную имущественную ответственность по своим обязательствам.
Финансово-имущественная ответственность распространяется на имущество на правах собственности либо на правах владения, пользования, распоряжения в пределах установленных собственников или законодательства Республики Беларусь.
Имущество субъектов хозяйствования состоит из материальных, финансовых и невещественных активов.
Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов в течение шести месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Банкротом предприятие может быть объявлено по решению хозяйственного суда или добровольно. От действительного банкротства следует отличать преднамеренное или фиктивное банкротство.
Преднамеренное банкротство - возникает по вине учредителей (участников) должника и иных лиц, в том числе руководителя, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия.
Фиктивное банкротство - представляет собой тот случай, когда у должника при подаче заявления в хозяйственный суд имеется возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Это делается, как правило, с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.
В процессе банкротства предприятие проходит несколько стадий:
- скрытую (начальную);
- финансовой нестабильности;
- неплатежеспособности (реального банкротства);
- юридического признания банкротства.
На каждой из этих стадий принимаются меры по сохранению жизнеспособности предприятия. На первых двух стадиях антикризисное управление рассматривается как внутренняя задача собственников предприятия и его менеджеров.
На третьей и, в особенности на четвертой стадиях используются рычаги внешнего воздействия, включая и судебные процедуры банкротства.
Нарастание финансовых проблем приводит к тому, что предприятие не в состояние расширять и развивать производство, привлекать дополнительные средства, не может занять прочное место на рынке. Из-за отсутствия средств предприятие вынуждено делать закупки сырья и материалов, товаров у импортеров мелкими партиями, что сопряжено с дополнительными затратами.
Эти и другие аналогичные признаки характерны для первых двух стадий по пути к юридически признанному банкротству. Чтобы избежать банкротства, важно вовремя заметить его первые признаки и принять необходимые защитные меры.
Такими мерами могут быть:
изменение структуры и состава органов управления юридических лиц и иных организаций;
взыскание дебиторской задолженности;
выделение бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение кредитных договоров, погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;
привлечение инвестиций, в том числе иностранных;
достижение соглашений с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;
реструктуризация задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы;
изменение сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой сумм перечисленных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой этих платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой сумм налогов в период действия такого кредита;
предоставления кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;
реорганизация юридических лиц и принятия иных мер, не противоречащих законодательству.
Приведенный перечень мер по финансовому оздоровлению предприятий достаточно широк и дает им реальную возможность выхода из временного экономического кризиса.
Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, с момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника устанавливает защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев. При введении защитного периода должен быть назначен временный управляющий.
Должник - юридическое лицо в процессе защитного периода не вправе принимать решения о:
- реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации должника;
- создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника;
- создании филиалов и представительств;
- выплате дивидендов;
- выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;
- выходе из состава участников должника - юридического лица;
- приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (приобретении у участника должника доли (пая) в имуществе должника или ее части).
Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (далее - уполномоченный орган).
Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы.
Процедура банкротства предприятия проводится лишь в крайних случаях, когда достоверно обоснована невозможность или нецелесообразность проведения досудебного оздоровления. Для признания должника банкротом кредитор должен подать в хозяйственный суд заявление, предусматривающее наличие для этого в совокупности трех оснований.
Первое основание: наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер.
Второе основание: кредитор должен предъявить доказательства применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо сведения об отсутствии у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований.
Третье основание: наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в управлении государственных органов или в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы, - в размере 2500 базовых величин и более.
Информация о работе Финансовая несостоятельность, банкротство и их признаки